Курилы: почему, куда и как.

Как и почему появилась идея устроить «круиз» по Курильским островам?

Очень просто. Моё любимое место «летней перезагрузки» — Камчатка. Вулканы, гейзеры, горячие источники, медведы и прочие разности. И на Камчатке от местных я часто слышал «а вот на Курилах есть…». Или «а ещё рассказывают, что на Курилах…». И типа того. Плюс некто О.Р. уже бывала на Кунашире и привезла исключительно разнообразные впечатления. Количество моего любопытства неумолимо летело к критической массе, да и вообще «Курилы» — в этом сразу есть что-то манящее, загадочное.

Короче, год назад я решился. Объявил экспедицию, на подготовку которой неспеша ушёл почти год — определить маршрут следования и осмотра местностей, найти подходящий случаю кораблик, заманить всяческими заманилками несчастных любителей дикой природы… т.е. набрать дружный коллектив, которому предстоят тяготы и лишения открытого океана, сурового климата и дикой островной природы. А также отсутсвие интернета и мобильной связи. Категорическое отсутствие.

Дружный коллектив!

Что интересно: название своё Курильские острова получили от айнов, коренного населения островов. На их языке «куру» означает «человек».

А вот ещё одно любопытное лингвистическое открытие: название Охотского моря происходит от эвенкийского названия реки Ахоть, расположенной возле современного порта Охотска. Русские казаки, дошедшие сюда в 17 веке, русифицировали ее в Охоту, и отсюда название моря. Значение Ахоть — большая.

Маршрут экспедиции получился вот такой: прилетаем в Петропавловск-Камчатский, там садимся на небольшое судёнышко, потом медленно чапаем по самым интересным островам Курил, с севера до самого юга, оттуда уходим в Южно-Сахалинск и улетаем домой. Всего получилось 20 дней в пути, от самолёта до самолёта. С 2го по 21е августа 2014 года.

Курильская экспедицияИсточник карты

В развёрнутом виде маршрут выглядел следующим образом:

День 0, 2е августа. Прилёт. Откисание в горячих источниках.
День 1. Погрузка на корабль — и вперёд. Петропавловск-Камчатский -> Парамушир (Северо-Курильск). ~350км, 18 часов в пути, 10 узлов = 18.5км/ч.
День 2. Парамушир, влк.Эбеко, дождь и ветер.
День 3. Парамушир, лёгкий день, развалины маяка.
День 4. Онекотан, влк.Креницина, 30км туда-сюда. Самый красивый вулкан.
День 5. Харимкотан, легкий день, прогулки по побережью. Ягода (шикша, земляника), поиск поплавковых артефактов.
День 6. Матуа. Пешая экскурсия по острову. Бочки и заброшенные базы.
День 7. Расшуа. «Прогулка» вокруг местных сопок Серп и Молот, дождь и стланник — «дорога смерти».
День 8. Ушишир. Морская кальдера, «стог сена», песцы и горячий источник.
День 9. Симушир. Кальдера вулкана Заварицкого.
День 10. Уруп. Рыбалка и поход на горячие источники.
День 11. Итуруп. Горячая речка, горячие водопады. Вода 42°C (ответ на вопрос жизни, вселенной и вообще).
Дунь 12. Итуруп, вулкан Атсонупури. Очень тяжелый день.
День 13. Шикотан. Пешие прогулки, купание в океане.
День 14. Кунашир, вулкан Тятя.
День 15. Кунашир, лавовые столбы.
День 16. Кунашир, вулкан Менделеевский, тяжелое восхождение.
День 17. Кунашир, вулкан Головнина, тёплая серная грязь. Говорят, что полезно.
День 18. Южно-Курильск -> Южно-Сахалинск, 25 часов в пути.
День 19. Рынок (рыба-икра-морепродукты), домой.

Поездка получилась, мягко говоря, очень необычной.

Естественно, что комфорты средиземноморского или карибского круиза и не предполагались. Все знали, куда они идут.
«Мы идём! Нас ведут. Нам не хоооочется», — напевалось иногда на мотив военного марша.

К трудностям морского похода, суровому климату и природным красотам все были морально готовы. Но чтобы было ВОТ ТАК — этого никто не ожидал. Было ОЧЕНЬ ПЛОХО и ВОСХИТИТЕЛЬНО ЗДОРОВО.

Нас сносило ветром, заливало холодным дождём, жарко грело горячими источниками. Нас качало волнами, мы сбивали ноги о сыпуху и часами «втыкали» на пейзажи с вершин вулканов и кальдер. А вечером пели песни в кают-компании. Каждый день как подвиг. И утром невозможно даже предположить какой будет очередной день. Как долго придётся идти, как легко или тяжело это будет, будет ли дождь-ветер или яркое солнышко, когда и сколько по времени. Что именно откроется нам на вершине, какой в итоге громкости и смысла будут ахи-охи — никто ничего этого предположить не мог.

Было восхитительно трудно!

Было восхитительно трудно!

Было восхитительно трудно!

Было восхитительно трудно!

Было восхитительно трудно!

Было восхитительно трудно!

Нам трудности ни по чём

IMG_2607

IMG_4769

Всё получилось замечательно. Очень «диагональное» путешествие. Такого у меня (да и ни у кого в нашем дружном коллективе) раньше не было. Лучший отдых — это совместное преодоление искуственно созданных препятствий и трудностей, компенсированное яркими, острыми и уникальными положительными эмоциями. Всё это у нас было! Увы — «было» в прошедшем времени… Можно, конечно, повторить через год или два — но остроты «первого раза» уже не будет. Такое было впервые, и для меня это было самое «контрастное» путешествие.

«Путешествие контрастов» началось с рейса Аэрофлота Шереметьево-Елизово (Москва — Петропавловск-Камчатский). Сюрприз! Самолёт — абсолютно новый, почти «нулёвый» B-777. Я никогда до этого на таких новых Боингах не летал. Зачёт Аэрофлоту.

DSC02195

Прилетев в Петропавловск, лучше всего вторую половину дня ничего не делать. Разница во времени 8 часов, когда в Петропавловске день — в Москве полночь, крышу серьёзно сносит от джетлага даже у опытных путешественников. Лучше всего — в Паратунку, где у каждого отеля есть свой термальный источник и бассейны с водой разной температуры горячести. Паратунка от аэропорта в Елизово — примерно в 30км, а от Петропавловска — примерно 50км.

Моё любимое местечко в Паратунке — гостиница Гелиос.

dsc_0858.NEF_

Это слегка отремонтированная турбаза советских времён, меню в местной столовке как было советским так и осталось, сервис подавно. Гостиница очень скромная по виду и более чем скромная по содержанию.

Термальные бассейны в Паратунке

Гостиница Гелиос, Паратупка

Гостиница Гелиос, Паратупка

Гостиница Гелиос, Паратупка

Гостиница Гелиос, Паратупка

Короче, всё плохо. НО! У этого местечка есть одно, но ОЧЕНЬ важное достоинство. Коттеджи с собственными небольшими горячими бассейнами, куда можно загрузиться небольшим коллективом и очень неплохо провести вечер в горячей воде, поедая свежую рыбу и икру, запивая местным камчатским пивом или минеральной водой. Вода (и пиво) здесь вулканические, очень и очень достойные.

dsc_0857.NEF_

Термальные бассейны в Паратунке

Кстати, в этой гостинице есть ещё два общих бассейна с водой разной температуры. Также категорически рекомендуются к посещению.

— Как водичка? Нормально?
— Геотермально!

Термальные бассейны в Паратунке

Термальные бассейны в Паратунке

В Паратунке есть и несколько других «мест проживания», лучших по сервису и качеству жилья, но индивидуальных бассейнов я там пока не встречал.

На следующий день до Петропавловска долетела вторая часть коллектива, решившая бороться с часовыми поясами без Паратунки и термальных бассейнов. Мы дружно погрузились на небольшое судно «Афина», которое стало нашим плав-домом на следующие 18 дней.

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Первое впечатление в основном офисного планктона, поднявшегося на борт, было что-то вроде молчаливого «ойййййй». На лицах явно сквозил вопрос «и здесь нам жить две недели??». Ну, что сказать? Никогда недооценивайте силу привыкания и потенциал дружного коллектива! Когда на Кунашире нам предстояло на 2 ночи передислоцироваться в комфортабельную гостиницу с санузлом к каждом номере, магазинами с пивом и шоколадом и всё без морской качки, то туристический контингент настойчиво поинтересовался — а нельзя ли остаться на кораблике?? :)

«Афина» берёт 20 человек пассажиров. Есть 8 кают на нижней палубе, одна каюта на средней палубе и «плацкарт» на две персоны по дороге в туалет :) Вне зависимости от класса жильё напоминает купейный вагон поезда дальнего следования. Разница только в том, что каюты по две стороны от коридора, нет окон и нон-стоп качка.

Афина - это средство передвижения!

Афина - это средство передвижения!

Трюм, забитый едой Под конец путешествия почти пустовал

Кстати о качке.

Страху у некоторых было — огого! Они понабрали всяких таблеток, браслетов, снадобий как не в себя! Но в итоге они закидывались лишь изредка, эпизодически, только в начале плавания и почти весь запас оставили в подарок команде. Хм, и зачем эти таблетки «Афинянам»? :) Кстати, та же судьба постигла и запас репеллентов. Комаров вообще куда-то сдуло. Практически везде. Неприятности возникли только на Урупе, где группу купающихся в серных источниках покусали мухи-белоножки. Весьма неприятный гнус — выгрызает кусочек кожи, так что рана может заживать несколько дней.

Куда подевались Курильские комары?

Зато «вагон-ресторан» на кораблике был выше всяческих похвал!

Собственно там мы и проводили большую часть времени в состоянии бодрствования.

Прежде всего, большое человеческое «ку» коку Светлане.

Вагон-ресторан "Афина"

Питались незатейливо, но регулярно, обильно и вкусно. Каждый день столы ломились от 2-3 видов первого, такого же разнообразия второго. Всё варилось-жарилось как из трюмовых запасов, так и свежепойманных морепродуктов. Светлана пекла домашний хлеб и щедро упаковывала десанты на вулканы сухим пайком. Уже в начале рейса контингент красноречиво родил фразу «ни тазу назад!» (это про тазики с едой, т.е. «на камбуз — только пустые тазы»). Да, пища действительно сервировалась в больших тазиках, кастрюлях и противнях. Ммм!

Вагон-ресторан "Афина"

Вагон-ресторан "Афина"

Вагон-ресторан "Афина"

Вагон-ресторан "Афина"

Вагон-ресторан "Афина"

Вагон-ресторан "Афина"

Вагон-ресторан "Афина"

Главное после такого путешествия и ежедневных физических нагрузок не словить бы постэкспедиционный синдром, буквально заставить себя перестать жрать и вообще переключиться на офисный режим потребления калорий.

Ни тазу назад!

Там же, в кают-кампании, устраивались концерты, киносеансы, обработка и просмотр отснятого фото-видео-материала, брифинги, настольные игры. Кое-кто даже спал.

В кают-кампании

В кают-кампании

В кают-кампании

На верхней палубе «Афины» живет экипаж (9 человек) плюс капитанский пёс Маня (по паспорту как-то очень породисто и длинно). Совсем «во глубине сибирских руд» — машинное отделение. Ещё на борту есть два гальюна, две душевые, умывальники, стиральная и сушильная машинки и две специально для нас натянутые верёвки для просушки одежды. А что ещё надо?? Кстати, ботинки, рюкзаки и прочую «тяжёлую» снарягу оказалось лучше всего сушить в … ага! — машинном отделении! Насквозь мокрые боты усыхали до хруста буквально за час!

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

"Афина"

Вот такое место обитания!

Вот так, погрузившись на «Афину», мы и шли почти 3 недели по Курильским островам, мокнули под дождями, грелись в источниках, ловили рыбу и восторгались местными красотами. Восхитительное путешествие. Очень контрастное.

До свидания, Курилы!

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку