26 июня, 2025
Круть! И прочая пелевинщина. Почему такие ошибки?
Хочу напомнить давним «старослужащим» читателям моего блога, а только что присоединившимся спешу сообщить: я большой поклонник творчества Виктора Олеговича Пелевина. Настолько большой поклонник, что обычно читаю его новые произведения (которые он навострился строчить раз в год) не в момент выхода книги, а ровно через тот же самый год. То есть я жду выхода новой книги — и уже потом читаю его предыдущую работу.
Но в этот раз я не сдержался. Не стал ждать осени (когда по традиции выходит очередная «нетленка») и прочитал прошлогоднюю «Круть» только что.
Что могу я сказать, прочитав этот литературный шедевр? Да ничего! Поскольку ни разу не собираюсь отбирать хлеб с маслом и икрой сверху у литературных критиков. Во-первых, я совершенно не литературный критик ни разу и вообще! А во-вторых, я никогда не совершал такого хулиганства, как отбирать бутерброд с икрой у кого-то ещё! Уж, извините, пускай это делают другие посторонние граждане. Я — никогда!
// Это я только что «Мастера и Маргариту» перечитал, меня в стиль Бегемота занесло…
А в-третьих, маэстро Пелевин так неуважительно отзывался о литературных критиках в своих лучших нетленках, что я просто побаиваюсь навязываться в их общество.
От критиков отмазался :) Теперь можно с чистой совестью сообщить свои некритические впечатления от знакомства с этим произведением.
Самое главное и единственное = увы. «Круть», по моему личному «пелевинскому силомеру», будет где-то на 7 баллов из 10. Это далеко не и гораздо проще, чем «Чапаев и Пустота», «S.N.U.F.F.», «Любовь к трём цукербринам», даже чем «Лампа Мафусаила» да и многое другое. И тем более всё меркнет перед «iPhuck 10».
Кстати, не исключаю, что «Айфак» вообще войдёт в шедевры мировой неформальной литературы. Но не потому, что там местами зашкаливающие порнухи с чернухами. А просто потому, что «Айфак» — это уникальное произведение. Это детективно-порнографический роман о современном искусстве, который заодно (и самое важное!) объясняет главное отличие интеллекта искусственного от натурального биологического. И отличие это заключается в том, что они на один и тот же всем известный вопрос отвечают радикально противоположно.
Итого: есть Классический вопрос, который знают все. И этот вопрос очень короткий — всего четыре слова. Категорически не хочу ничего подсказывать, дабы нет! И на этот классический вопрос есть два ответа. Тоже не буду подсказывать, какие там ответы. И именно там интеллекты биологические и искусственные диаметрально расходятся и дают разные ответы!
Там же Маэстро отвечает на вопрос — тот самый «Главный вопрос жизни, Вселенной и вообще». И этот ответ совершенно не «42».
Увы. Во-первых, в завершающих главах «Айфака» можно найти отсылки к формулировке самого вопроса — и это, пардон, Энрико Ферми. А дальше сами догадаетесь? Или подсказать?
Подсказываю.
«Главный вопрос жизни, Вселенной и вообще» был сформулирован физиком-ядерщиком Энрико Ферми где-то в 1950 году (см. Парадокс Ферми), и звучит он так: «Где все?». В смысле, если в обозримой вселенной миллиарды галактик и сколько там получается звёзд? Если только в нашем Млечном Пути их более 100 миллиардов = то наверняка есть звёздно-планетные системы, где просто обязательно должна была зародиться жизнь, способная дойти до технологической цивилизации. И такие объекты должны фонить радиосигналами. Однако ничего подобного не обнаружено. Почему? Итого вопрос: «Где все?»
И Пелевин даёт ответ на этот вопрос. Но, увы, вам не понравится. И связан ответ на этот вопрос-2 с ответом на вопрос-1, в котором естественный и искусственный интеллекты отвечают диаметрально противоположно.
Так что читайте «Айфак», это того стоит. Но ещё раз предупреждаю — это жёстко детективно-порнографическое произведение. Даже, наверное, не 18+, а … для твёрдых духом. Да! :)
Но я отвлёкся, хотя уверен, что мировой шедевр того заслуживает. Возвращаемся к «Крути». Вроде бы не самое значимое произведение. Однако, там есть интрига. И сейчас я её раскрою.