28 августа, 2020
Антимонопольное правосудие: разгон на рубль, удар на… делаем ставки!
Бизнес склонен укрупняться. C’est la vie.
В пределах одной поляны большие и сильные поглощают маленьких и умных (исключения подтверждают правило). Бывает, что в гости с прорывными технологиями заглядывает другая поляна и поглощает всех оптом. Жил да был всемогущий Kodak, а потом пришла эра цифровой фотографии и плёночную поляну смыло в архивы истории. Именно так происходит научно-техническая революция, которая забрасывает человечество ближе к звёздам.
Но иногда большие и сильные становятся… эээ… настолько большими и сильными, что начинают диктовать правила всем участникам поляны рынка, душить естественный отбор и даже притормаживать развитие смежных полян, которые представляют потенциальную опасность для бизнеса. В этом случае на сцену выходит вооружённый кусторезом антимонопольный персонаж и приводит не в меру расплывшееся растение в чувства форму, таким образом защищая прогресс.
Сейчас такая интермедия разыгрывается в остросюжетном IT-спектакле с главными действующими лицами Amazon, Apple, Facebook и Google — операторами крупнейших в мире платформ и маркетплейсов электронной коммерции для независимых поставщиков (разработчиков). Жгучий кусторезательный рефлекс антимонопольных персонажей вызывают методы управления маркетплейсами, а точнее – использование исключительного положения оператора («judge, jury and executioner») для недобросовестной конкуренции, а точнее для давления на конкурентов с целью продвижения собственных продуктов. Об одном из таких громких кейсов по выживанию независимых разработчиков из App Store я уже рассказывал.
Для понимания ситуации приведу жизненную аналогию:
Единоличный владелец сдаёт фермерам в аренду землю на определённых, всех устраивающих условиях. Параллельно он смотрит у кого как идут дела и на следующий год начинает выращивать то же, что и успешные фермеры. При этом меняет условия аренды с целью защиты земляных червячков: теперь копать землю лопатой нельзя, только совочком, удобрения применять тоже. Вроде бы работать не запрещает и цели благие заявляет, только вот как фермеру с совочком конкурировать с землевладельцем, который при этом использует современную технику и новейшие достижения сельскохозяйственной химии?
Сейчас такой средневековый кульбит по отжиму бизнеса не скрыть даже светочам цифровой экономики. В начале прошлого года сенатор Элизабет Уоррен дала эпохальное интервью The Verge, где предложила отделить мух от котлет зёрна от плевел с целью защиты конкуренции: любая компания, владеющая маркетплейсом и имеющая годовой доход свыше 25 миллиардов долларов, должна иметь статус «оператора платформы», которому будет запрещено использовать её для реализации своих продуктов. И Apple тоже: «либо они предоставляют платформу, либо продают свои продукты. Но не то и другое одновременно». Вот так, в стиле диснеевских мультиков – сразу по голове.
Несмотря на то, что под прицелом оказались Очень Большие Мальчики, тема пошла. Против Amazon, Apple, Facebook и Google начаты расследования структурами Министерства юстиции и Федеральной торговой комиссии. А в конце июля в Палате представителей прошла шестая серия слушаний об онлайн-маркетплейсах и их влиянии на рынок. Триллер, да и только! Последнюю, шестую часть, можно смело назвать блокбастером длиной в пять с лишним часов кряду: