FAQ: Индигирская труба. Ответы на часто задаваемые вопросы — что это и зачем так?

Не зря мы так долго ездили в марте туда-сюда по сибирским/якутским просторам. Мы экономили времяубегали от метелей и «запечатанных» ими дорог, наматывали сотни километров тоже не зря. Поскольку у нас остались свободные дни для других точек на нашей необъятной карте. И одно из самых интересных — это:

Индигирская труба (она же официально «Большое Ущелье»).

Этим топонимом обозначают более чем 20-километровый участок реки Индигирки, где она ровно с юга на север прорезает хребет Черского километрах в 500-х к северу от линии Якутск-Магадан.

Здесь вполне себе полноводную Индигирку с обеих сторон подпирают вполне себе горы, да климат здесь арктический и весьма континентальный, да плюс к тому место это весьма продуваемо разными ветрами. Короче, в результате всех этих событий здесь регулярно происходят разные чудеса.

Про лето почти ничего не знаю. Ну, только то, что изредка здесь сплавляются холодоустойчивые туристы — на байдарках, катамаранах, рафтах. Но более никакой хозяйственной и прочей деятельности не ведётся, поскольку места весьма глухие (даже по местным меркам), делать там летом нечего. Тем более нечего там делать во время ледостава и ледохода.

А вот зимой всё приходит в движение. Индигирка здесь промерзает до самого дна, по льду реки строят зимнюю дорогу (зимник), и по этому зимнику на север караваны дальнобойных грузовых машин везут всё необходимое для жизни в очередной весенне-летне-осенний сезон.

Но я не про работу и экономическую необходимость зимников. Я про совершенно необычную, вымороженную, адски неприветливую местную действительность — и как же это прекрасно! Но обо всём по порядку.

Здесь много чудес. Камни, висящие в толще воды. Давление воды, которое ломает лёд и заливает всю трубу. Заиндевевшие останцы на вершинах гор. И дальнобои, которые в этих условиях везут грузы на север… С чего начать? Ну, наверное, повторюсь, что Индигирская труба — это… ну, не совсем каньон, но очень узкое ущелье. Причём в таком месте, где зимой снег с камней и льда выдувает просто напрочь:

Не зря это ущелье назвали «трубой» ->

Если до трубы и после неё Индигирка течёт в достаточно широких горных долинах — как на фотке:

То здесь её подпирает горной системой, реке деваться вообще-то некуда.

Для полноты картинки укажу, как это выглядит на местности. Вот здесь на спутниковых яндокартах — вся труба:

Она же между двумя ближайшими населёнными пунктами: Усть-Нерой и Хонуу:

// Яндокарты перестали показывать дорогу по зимнику — это правильно, там всё уже растаяло. Но почему-то пешеходную дорогу они показывают. Этим и воспользуемся :)

И зимой там просто обалденно! (Но очень холодно, ветер, да и риск некоторый тоже присутствует).

Но в остальном — просто прекрасно! Вот, например, Д.Е. стоит на месте замёрзшей «надлёдной речки», по которой 10 дней назад по фары в воде шли дальнобои:

Как это идти «по фары в воде» — это сложно объяснить, но потом попробую.

А вот так здесь ломает лёд:

Короче, весьма достойное место.

Вход в Трубу — теперь буду упоминать название этой географии с заглавной буквы.

Это с южной стороны, 180км от Усть-Неры. В прошлый раз здесь ещё пункт обогрева стоял, но, видимо, по причине тёплых мартовских погод в этом году его уже убрали.

Снег с камней сдуло очевидным северным ветром:

С этих наледей тоже всё снежное практически полностью сдуто…

// Напоминаю, что «наледь» — это вода поверх уже замёрзшего льда.

Каменные формации в Трубе тоже — да!

Вот такие весьма брутальные ландшафты:

Если на Трубу посмотреть сверху дроно-глазами, то вообще какая-то фантастика и современное искусство на максималках:

А вот они и мы по этим картинкам движемся:

И вот так припарковались:

Если посмотреть ещё раз сверху, то может показаться, что мы стоим рядом с ровной двухполосной дорогой.

На самом деле, это результат выхода воды — так называемые «наледи» (уже рассказывал вооон там). Так вот, в этом сезоне воды вышло так много, что она затопила весь лёд от края до края. Дорожникам пришлось пробить в замерзающей воде вот такую «речку», по которой фуры шли буквально по фары в воде. Потом всё вокруг замёрзло до состояния проезжего льда, зимник пустили сбоку — и «проездная речка» застыла вот такой ледяной дорожкой:

На быстром течении и на порогах вода замерзает и её торосит вот такими ландшафтами от берега до берега:

А на самых порожистых местах уровень воды падает так быстро, что река замерзает ступенями. На таких участках и застрять можно — лёд весьма гладкий.

Когда между валунов вот таких едешь — самое неприятное. Поскольку дорога донельзя неровная, приходится ехать примерно 10км/ч, не больше:

Но местами просто огромные пятна прозрачнейшего «чёрного» льда. Красотища!

Каменные скалы-останцы на вершинах гор:

А что делают эти люди?

Отвечаю: они на остановках приседают по 60 раз и таким образом разминают ноги. Я тоже приседал, но не в этот раз :)

Вот такая краткая информация по Индигирской трубе. Дальше будет подробнее. Поехали!

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку