4 апреля, 2022
Магадан-Якутск-Байкал (МЯБ): немного об огромном. Для начала.
Всем привет!
Уже почти месяц прошёл, как мы вернулись из нашего очередного мозгоуносящего путешествия, на этот раз по маршруту: Магадан — Оймякон — Якутск — Мирный — Байкал — Иркутск. За это время в мире произошло несколько вполне себе тектонических изменений, да и «сколько нам событий чудных» готовит светлое будущее — про это можно только догадываться. Но: вдохнули-выдохнули, мир стал иным, обратно его ни через какой пространственно-временной портал не вернуть, посему адаптируемся жить в новых условиях. Я же начинаю серию рассказов про крепкие морозы, дальние дороги, суровые условия пребывания да красоты фантастические на длинные километры во все стороны.
Для затравки, с целью рекламы дальнейших событий я выбрал несколько десятков самых ярких и колоритных фоток. Советую подготовиться к просмотру: одеться чуть потеплее или хотя бы пледом прикрыться. От фоток будет тянуть иногда просто холодом, но местами и настоящей адовой стужей. Но не пугайтесь, при съёмках ни одно животное не пострадало :)
Ну, если все собрались и готовы внимать — путешествие: Магадан — Якутск — Байкал (коротко «МЯБ») сезона февраль-март-2022 — встречайте!
Если кратко и ёмко описать это путешествие, то это был просто полный восторг! — как на фотке чуть выше. Волшебно, чудесно, фантастически красиво, обалденно — но местами чуть холодно.. Но ведь за этим и ехали!
Внимательный читатель заметит, что мы примерно по такому же маршруту уже катались год назад, — и спросит: «А зачем опять и снова?» — на что у меня есть немного развёрнутый ответ. Примерно вот такой -> Главной целью прошлого года было посещение «Полюса холода» — посёлка Оймякон. Где в январско-февральские погоды зашкваривает ниже -50°C и даже иногда за -60°C. Мне казалось, что мы будем пару дней ехать-тошниться по неровной скучной дороге от Магадана до Оймякона, потом окунёмся в мир стужи и запредельного холода, а потом снова два-три дня трястись по зимней сибирской дороге до Якутска (рассказывал об этом в прошлом году). А на самом деле мы попали в совершенно фантастический мир белой зимней сказки… Это настолько ошарашило меня, что прошлогодний маршрут я завершил в состоянии сильного недоумения. «Что это было?» (с) — подумал я, — «что-то я не понял…» И чтобы избавиться от этих растрёпанных чувств было решено через год (т.е. в 2022-м) повторить поездку и «заземлить» неоформленные ощущения.
Итак, мы снова проехались по маршруту Магадан — Оймякон — Якутск (и далее). Сейчас я совершенно твёрдо могу утверждать, что зимняя трасса «Колыма» — это одна из самых красивых дорог в мире. Это просто бешеный восторг, улёт ощущений куда-то в космос и абсолютный вынос головного мозга — полное и всеобъемлющее «Аааааааа!!!»
Совершенно чудесная архикрасивая дорога! И днём, и ночью. Особенно с полной луной на небе.
Деревья склонились над дорогой снежным туннелем ->
Прогулки по льду. Бухты Магадана. В целом Магадан вполне позитивный и живой город, в котором можно весьма интересно провести несколько дней и даже больше. Про это уже рассказывал в прошлый раз, да и чуть позже ещё будут рассказы.
Ну, поехали! Мост через реку Колыма в районе Колымской ГЭС.
Обычное колымское утро :)
Привычный большинству из нас городской комфорт заканчивается сразу после выезда за пределы Магадана, и вернётся он только уже ближе к Якутску. А тем временем заправки становятся всё более брутальными. Температура «за бортом» уходит сначала за -40°C, а потом местами и за -50°C.
Зимник по льду Индигирки в сторону Индигирской трубы.
Индигирская труба. В толще льда висят (висят!) здоровые каменюки.
Это примерно здесь ->
Ольчанский перевал — красивейшее место на трассе «Колыма» ->
Восторг во все стороны!
Иней по всей напрочь вымороженной стуже вокруг…
Дороги — практически полностью великолепны. Ровно, прочищено, отбойники — ах!
И бесконечные сотни километров по белой зимней сказке…
Куба!
Оймякон!
Зимние развлечения на свежем глубоко морозном воздухе:
Кристаллическая вода в старых подземных складских туннелях:
И дальше в сторону Якутска. Какая же волшебная дорожка!
Рассказ про Якутск будет чуть дальше и гораздо более подробным. Сейчас же пока про него только с рыбного рынка в Старом Городе:
Дальше до Мирного дорожка ровная, но не самая интересная. Зато можно к лошадкам в гости заехать:
Наверное, это самое сильное сэлфи в моей практике :)
Трубка Мир! — наконец-то я её увидел своими глазами…
Оттуда днём 24 февраля мы свернули на зимник «Таас-Юрях — Верхнемарково» и попали не просто в другой мир, а в совершенно иную, альтернативную реальность. Но это за границами тем, здесь обсуждаемых. Здесь же будут только фотки настоящего сибирского зимника. Как оно есть на самом деле:
Зимник — это дорога, которая функционирует только в замёрзшем состоянии. С апреля по октябрь это только цепочка из просек, непроходимых для обычного легкового и грузового транспорта. В октябре-ноябре всё это замерзает, затем дорогу чистят грейдерами — и поехали!
Дорожка весьма неровная, ехали со скоростью 30-50км/час. Но — красиво! Брутально и весьма необычно.
Зимник = 800+ км вот такой дороги. Никаких гостиниц-отелей там не предусмотрено, поскольку дорога эта исключительно для дальнобоя — а ночуют они у себя в кабине. Но поесть калорийно любят все. Посему вдоль зимника стоят домики-столовки, которые здесь называются «пикет». Почему и зачем именно «пикет» — мне неизвестно. Выглядят они вот так, например:
И дальше по зимнику…
Чуть южнее вдоль дороги заканчиваются ёлки, начинаются сосняки ->
И самое ужасное. Снизу (с юга) наш уже любимый и брутальный зимник варварски уничтожается этой цивилизацией. Привычные и утоптанные десятилетиями ледяные просеки, по которым ездили наши деды-прадеды, под угрозой исчезновения! Вместо них по телу тайги как ножом прорезают ровные, с обочинами и кюветами, современные дороги, которые хоть под асфальт закатывай! Если это безобразие не прекратится, то только сейчас самое правильное время прокатиться по этому зимнику в последний раз…
Байкал!
Нам повезло. В этом году и лёд встал ровно, да и снега намело не слишком много. Куда хочу — туда и поехал!
Уникальная байкальская ёлка-эндемик. Растёт только на льду Байкала.
Не знал! Оказывается, вокруг Байкала несколько горячих источников. Прям очень горячих! Но для бассейнов её остужают до +40.
Байкал в этом году практически весь ровный и гладкий. Но местами всё же торчат торосы, а некоторые даже с вмёрзшими в них Петровичами:
Наледи на скалах — отдельная песня. Эти ледяные наплески называются «сокуй». Название совершенно не отражает изящности красоты этих нерукодельных конструкций.
Это результат зимних штормов на Байкале. Озеро замерзает в конце января(!), а температуры там в атмосфере глубоко ниже нуля. В результате штормовой ветер, волны на озере и суровая стужа создают вот такие волшебные конструкции:
Лёд тоже ломает. Он прозрачен и твёрд как камень! Вода в Байкале — это практически чистый аш-два-о. Без примеси соли и разного прочего. Посему замерзает она в состояние твердейшего камня. Почти как стекло. Расколотить этот лёд можно, но гораздо сложнее, чем обычный.
Взяли однажды кусочек этого льда для бокалов с вискарём… замучались разбивать. Если его просто бить — он откалывается пылью, а не кусками. Адский лёд!
А льда на Байкале много. Очень много! Бесконечно много…
Лёд бывает под снегом, а кое-где снег сдувает ветром… И там вот такой чистейше ровный лёд.
Или не совсем чистейший, в пупырышках, но всё равно великолепный ->
Рассказывают, что у туристов здесь самая популярная травма: растяжение паха. Поскольку из машин выходить на такой супер-скользкий лёд надо ой-ай как аккуратно!
И катается на машинках по такому льду тоже ай-ой как интересно! Круг дрифта может быть и 100+ метров в диаметре.
Пока мы развлекались по льду, некоторые катались на льдинах по Ангаре — вот так примерно. Ай, ой — прикольно!
А также Кругобайкальская железная дорога! Швейцария просто отдыхает! Ой-ай-ах как же все эти 160+ км прекрасны!
Вы видите свет в конце второго туннеля?
Вот так, и не иначе!
Итого, наше путешествие прошло примерно по такому маршруту. Магадан — Оймякон — Якутск — Мирный — Усть-Кут — Северобайкальск — Ольхон — Иркутск. Неплохо получилось, честное слово!
Немного фоток от моего постоянного практически попутчика Д.З.
Газо-нефтянка вдоль зимника Таас-Юрях — Верхнемарково. Фотки с дрона.
Раннее утро на зимнике около пикета «Удачный», где мы ночевали (в машинах).
Зимник — красиво…
Красный «американец» навстречу. Ему тяжеловато: дорога узкая, мы прижимаемся к обочине ->
Здесь попутка прижимается (попросили по рации), мы обгоняем.
А тут две «бочки» на подъёме застряли, мы «на тоненького» между ними проскочили. Очень яркая фотка!
Байкал! Там очень много льда.
И мы там маленькие внизу мельтешимся…
Да просто красиво, когда Ассоли ждут алых парусов :)
А зелёные Мидори рискуют конечностями на удивительно скользких плоскополированных байкальских льдах.
Ангара никогда не замерзает в истоке! Поскольку там немного «тёплая» вода из «средних» глубин Байкала.
Ну, а почему бы и нет?
Да. Только так. А-ба-л-деть можно!
И тут меня перехватили якутские журналисты…
Но мы пробились — и дальше! Дорожка = огонь.
Что это? — догадайтесь сами. За самую оригинальную догадку будут какие-то тоже оригинальные призы.
А вот памятник купавшимся в Индигирке. В Оймяконе. Посередине синенькие — это мои…
Всё на этом!
Всем обалдевать по полной.
Надеюсь, что я вас не слишком утомил.