8 июня, 2024
Туда-сюда по зимнику Индигир. Часть 1: Идём на север!
По нашему запланированному маршруту Якутск-Тикси-Якутск случилась одна-единственная досада — из-за наледей мы не смогли пройти знаменитую Индигирскую трубу и были вынуждены совершить объезд по зимнику «Арктика» через Сасыр в Хонуу. Однако дальше фортуна дала нам такого пинка прибавила нам такого хода, что мы отметились во всех остальных точках на неделю быстрее графика. Разумеется, когда встал вопрос «чем заполнить освободившееся время?» — мы, не сомневаясь, решили снова припасть к Трубе. К тому времени наледи затянуло, дорожники причесали зимник. Труба буквально нас звала. И мы друг друга услышали :)
Итак, мы рано утром в Усть-Нере на трассе «Колыма», наша цель — доехать до Индигирской трубы и в идеале пройти её насквозь. Если не получится, то максимально глубоко в неё проникнуть. Но для этого сначала надо проехать 180км по льду Индигирки. Вернее, по зимнику «Индигир».
Съезд на зимник, нулевой километр:
Всего длина этого зимника аж 1123 километра! Тысяча-сто км по речному льду с периодическими выходами на грунт (см. рассказы про дорогу Хонуу-Сыаганнах). Крайняя точка зимника «Индигир» — посёлок Чокурдах // Эта информация просто так, на всякий случай — а вдруг пригодится кому-то? :)
Кстати, вот этот знак честно предупреждает, что в Трубу лучше не соваться, рекомендуется объезд.
Это мы хорошо помним, ездили там две недели назад.
Едется по зимнику роскошно — в основном ровный речной лёд с редкими и недлинными выходами на берег при объезде торосов. Вокруг — красотища во все стороны!
Скорость максимальная 70-80км/ч, но бывали и снежные заносы, бугристые участки, «пустоты» (дырки во льду), а чуть дальше будут и наледи.
И только мы проехали первые 20км по Индигирскому зимнику — как нам тут же показали редчайшее природное явление: результаты взрыва льда под прессом воды, которая давит с окрестных гор. Картинка после такого бабаха выглядит вот так:
В это сложно поверить, да и вроде бы мало кто изучал это явление — но под метровыми ледяными плитами продолжает течь пока ещё не замёрзшая вода. При этом течёт она медленно, но уверенно. И заполняет все возможные пространства, потом ещё заполняет, и так далее. В результате закупоренное льдом русло реки оказывается под адским давлением прибывающей воды. Лёд вспучивается, трескается — и замерзает! Воде опять деваться некуда. И ещё раз, и ещё… Вот тут-то и могут получиться «водно-ледяные Помпеи» — когда давление изнутри превышает прочность застывших масс. И тут происходит большой бабах! Что получается — на картинке вроде всё ясно. Причём понятны масштабы этого явления. Гигантские ледяные глыбы откидывает метров на 100…
Наш ведущий, опытный арктический полярник Александр Еликов, потом признался, что такого масштаба разбросов он не видел никогда ранее. Ну, значит, ему очень повезло кататься с нами в одной команде! :)
А ледяные булыжники, которые раскидал этот взрыв — они действительно огромны! Толщина «ледяной плиты» была под два метра!
Вот это был «бабах!» — эх, туда бы камеру поставить, да проследить за этим редчайшим явлением… Но, увы, в тех местах эту камеру без охраны утащат при первой же возможности… Посему только фотки:
Ой, зачем — не понимаю. Но если куда-то можно бросить или приклеить монетку — все сразу это делают. Здесь большая глыба отлетевшего от ледяного «кратера» льда, куда проезжающий народ лепит мелкую денюжку (мелкие точки на льду — это и есть разные монетки):
Вот такое здесь природное явление. Редчайший в природе «ледяной вулкан».
Но у нас впереди ещё 160км до Трубы осталось. По машинам! — и двигаем дальше. И дорога совершенно не утомительна, поскольку красоты по сторонам постоянно показывают! Мы уже давно поняли, что арктические дальнобойщики не все сюда только за деньгами едут…
Мы вот, например, за всё это наоборот — весьма немало доплачивали :) Но больше слов и эмоций не осталось, теперь только фотки:
Ехали бы и ехали, но ровная дорожка по льду Индигирки, увы, регулярно сходила в колдобины наземных участков — это были объезды разных торосов и прочих непроходимых по льду препятствий. Однако бывали и другие сложности. Например, «Пустоты».
Это те места, где лёд на реке вставал неравномерно, оставались водные «пузыри» во льду, потом давление воды в русле реки спадало (зима пришла, всё почти замёрзло), вода из этих полостей ушла — и остались пустые подлёдные пространства. Они же «пустоты». И они же весьма коварны для большегрузов, поскольку 1) их не видно; 2) в них проваливается не самая первая машина. Один грузовоз проехал по такому участку, второй-третий тоже, а потом всё обрушилось под какой-то по счёту и тяжести машиной… Ага, фотку недавно прислали — вот, например, так:
Вторая местная беда — это наледи. Под давлением воды из не до дна промёрзших притоков и ключей лёд трескается, и на его поверхность выносит большое количество воды.
Даже при сильных морозах вода замерзает не сразу, в результате машинам приходится идти примерно вот так:
Но бывает и глубже. Опасное это занятие, поскольку могут быть и нештатные ситуации (но об этом будет позже — когда доедем до Трубы).
Уже рассказывал, но стоит повториться, что иногда лёд не трескается — его вспучивает вот такими «пузырями».
Периодически преодолевая различные перечисленные выше препятствия, едем и едем — то по широкой долине, то иногда вдоль скал и прижимов. Симпатично, однако!
Какое-то жильё показалось. Да — практически полностью заброшенный посёлок. Раньше здесь добывали золото, всё добыли, прииск закрыт. Но рассказывают, что какие-то старатели всё ещё моют золотишко в горах и продолжают здесь жить. И называются эти «места обитания» не посёлки, а «территории». Например, вот такие здесь названия: «территория Предпорожный», «территория Арга-Мой».
Едем дальше! Дорога дальняя, виды показывают примерно похожие, но весьма достойные.
Изредка попадаются встречки и попутки. Цвета машинок подобраны правильные :)
Зимник в основном ровный:
Но бывает и так:
«Пустоты» во льду иногда превращаются в трамплины ->
О как иногда выливает!
Всё, приехали. 180км зимника «Индигир», вход в Трубу — и мы, такие все красивые, стоим на этом входе.
// Есть в этом что-то от «Пикника на обочине», когда они к Золотому шару подходили (ну или от «Сталкера», где они у входа в «комнату» сидели).
Повторюсь, что Труба — это вот такое 20+ километровое ущелье, где зимой практически постоянно дует ветер и жуткий дубак, а также регулярные прорывы воды на поверхность — со всеми вытекающими (о какой каламбур!) приключениями и происшествиями.
А какие здесь бывают ветродуи видно по голым камням и остаткам снега:
Ветер сдувает снег и со льда тоже, оголяя «ледяные пятна» различных размеров и узоров. Вот, например, как такое получилось? Странный рисунок на льду. Такое впечатление, что проехала какая-то здоровенная техника на огромных колёсах (чего здесь вроде бы не бывает).
Но гулять по въезду в Трубу можно бесконечно, пора и внутрь забраться. А это уже тема для отдельного поста.
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.