Внимание! Объезд. По зимнику «Арктика», направление = Сасыр. Всё понятно?

Кто о чём, а я снова о зимниках :) Суровых якутских зимниках, которые изрядно укатали нас в ходе недавнего автопутешествия Якутск-Тикси-Якутск.

Да, пора бы уже вернуться к тематическим рассказам… Точнее, не «вернуться», а «начать», — поскольку наши планы пойти на север по Индигирке отменились по причине потопа в Индигирской трубе. Таким образом, наши более опытные руководители приняли решение двигаться в объезд через зимник «Арктика» — именно туда мы и направили наши ведущие колёса из Усть-Неры. Весьма неплохое место, белое и красивое в зимнее время:

Наш ведущий (в смысле ведущий колонны, но иногда в радиоэфире он действительно напоминал радиоведущего :) Александр Еликов, бывший полярный дальнобойщик, делился своим опытом прохождения «Арктики» от начала до конца и обратно (как на фурах, так и на Тойотах). Резюме звучало примерно так: зимник несложный, но настолько длинный и однообразный, что под конец выматывает до дна.

В самом начале (а мы в результате проехали по этому зимнику примерно 230км) показывают очень убедительные картинки — и в разные стороны.

И если машинку правильной арктической раскраски в эти пейзажи поставить, то тоже неплохо получается:

И вот так тоже, если не приглядываться к качеству покрытия этой «магистрали»:

Если же приглядеться, то становится понятно почему мы здесь ехали со скоростью плюс-минус 10км/ч ->

Правильно говорят: «Бойся своих желаний». От себя добавлю, что надо опасаться даже своего скромного любопытства. Особенно, если оно двойное. Ведь посмотреть что же там за этим знаком на самом деле — так же интересно!

Так я любопытствовал и во время поездки-2021, и в 2022м году тоже. Даже не постесняюсь процитировать себя, любимого:

2021: «на север от трассы «Колыма» отходят и другие разные дорожки..»
2022: «Съезд на автозимник «Арктика». Кто знает — может быть, мы когда-нибудь и туда свернём?»

Ну, вот и свернули. Намечтал себе и своим попутчикам :)

Хоть на этом знаки и написано «Среднеколымск 845», но это далеко не конец зимника «Арктика». Он идёт и дальше, здесь только его самый первый километр нулевой километровый столб:

Дальше зимник идёт на примерно 2100км до населённых пунктов Черский и Певек. Эта дорога, наверное, самая длинная арктическая трасса в мире.

// Зачем эти уважаемые д***ы-б***ь … нет — зарубежные специалисты сотрудники яндокарт с упорством камикадзе пишут в выдаче «посёлок городского типа Черский» вместо просто «Черский» — моему слабому разуму магия их мотивации недоступна (несмотря на многочисленные к ним мои личные обращения и изучение их ответов). Наверное, яндокарто-специалисты провоцируют конкурентов вроде Гугла подключить в гугло-базы полную карту российских зимников. Этим, видимо, и закончится. Но на текущий момент, увы, гуглокарты зимники до Черского и Певека не понимают. А жаль.

Но к чертям картёжным все эти подробности. Так вот, по этому направлению ходят не только психи герои-дальнобои и разные искатели приключений, но и кто просто вообще без башни. Например, туда идёт направление на Мыс Дежнёва ->

И некоторые мои знакомые туда доезжали. Например, Денис Забелин.

Перед первым выездом на арктический зимник как-то не торопишься. Хочется помедитировать на нулевой столб (дальше их будет много, но не всегда, но если ставят — то на кажом десятом километре только). Знаки и объявления изучить тоже любопытно:

Хоть наши «пионервожатые» уже бьют копытом аккуратно намекают, что пора двигаться дальше. «Перед зимником не надышишься». Расстояние до сегодняшней цели вроде бы небольшое — всего-то 190км от поворота на зимник, но обещают, что засветло точно не доедем. А на часах всего-то 10:20 утра… Ну, тогда пора двигать!

Дорожка узкая, но сначала вполне себе гладкая. Переваливает справо-налево, но 30-50км/час вроде можно ехать. По дороге наш лидер Александр оправдывает звание радиоведущего по рации рассказывает разные истории про арктические зимники и про чудеса, которые здесь случаются. А мы едем, развесив уши. Уже позже будем удивляться, что все эти росказни — правда.

Кстати, знаки установлены — сюрприз!

Но потом дорога становится совершенно неровной, да плюс колея…

И вот так зимник «Арктика» и выглядит на многие сотни километров. Счастье, что мы по нему поедем всего-то лишь 200+ километров. // В этот раз только, поскольку… «бойся своих случайных мечтаний»!

И вот по таким кочкам на зимнике приходится тошниться сотню и более километров в день, со скоростью 7-10-15 км/ч. Да-да, семь — или десять (разделил через «тире», чтобы не услышали «семьдесят») — максимум 15-20 километров в час! С лошадиной скоростью, как на телеге. Поскольку качество зимника другого не подразумевает. Хоть виды и красивые:

А дальше и ландшафты на горизонте завораживают любителей созерцательного туризма. Причём на многие и многие часы автоколбасни по кочкодромам и буеракам этого зимника…

Иногда (редко) зимник становится более-менее ровным, можно давануть гашетку и разогнаться аж до 30км/ч.

Но ненадолго, поскольку лезем на перевал, снежные брустверы и дополнительные неровности. Ещё пара километров (минут 10-15) — и перевал.

А вот уже и он! Большегрузы стоят, цепи меняют. У нас остановка, время обеда :)

Название перевала не запомнил, интернеты молчат. Вроде бы 85й километр зимника «Арктика». Ехали до него эти самые 85км аж 3 часа 40 минут (если верить отметкам времени на фотоснимках). Площадка на перевале не самая роскошная, но всех вмещает:

Наши «пионервожатые» решили устроить нам роскошный приём:

Вытащили раскладной столик, застелили его кумачом:

Чтобы выложить сублиматы на кумач, раздать их народу, накидать в кипяток и попрятаться по машинкам, чтобы еда не замёрзла во время поедания :) Больше таких экспериментов с кумачом не делали. Питание «в дороге, на колёсах» было менее пафосным, но более рационально оформленным. Но про это, наверное, будет в отдельном рассказе «Про еду».

Здесь и сейчас, очевидно, надо рассказать про этот самый зимник и что мы там увидели. И что не увидели. Например, с дрона было вот так особенно чудесно, что мы рассмотрели только со снятых оттуда фотоматериалов:

Белые горы во все стороны:

Картинки завораживают…

Про «гипноз белых пространств» тоже будет позже, чуть дальше, когда мы подойдём к самым ярким дням нашей поездки.

Абсолютно выдутые ветром, но всё равно белые пространства:

Вон оттуда мы приехали:

И поедем дальше вон в том направлении белых пространств:

Что интересно, вроде спуск не очень крутой, но вот этому хорошо загруженному грузовику нужна помощь при спуске — под задние колёса прицепа водитель подложил специальные полозья-якоря, которые реально «якорили» прицеп. Спускался грузовик «на цыпочках». И тут я начал понимать почему поездки дальнобоев в самые удалённые места совершаются всего раз или два раза за сезон.

Нам же проще. Сели и поехали:

Пейзажи вокруг вот такие: белые горы, бесконечные расстояния…

Внезапно: каньон. Но ненадолго.

Очень красивая часть зимника. Вот только скорость движения на бугристых участках не самая быстрая, да в условиях трясучки фоткать не очень комфортно.

Но дело шло к вечеру, солнце катилось в сторону горизонта, тени удлиннялись…

Мы спустились с перевала, лысые гладкие вершины (очевидно, стёсанные древними ледниками) сменились горками и лесом в долинах:

Откуда-то из кустов на нас смотрели удивлённые лисы — таких маленьких машинок как у нас они здесь в этом сезоне, наверное, ещё не видели:

А потом вообще стемнело, дорога резко ухудшилась, фоток нет. Но мы поднажали и вот наконец-то цель нашего дня: посёлок Сасыр. От поворота на зимник до посёлка 190км ехали примерно 8 часов — вот такие здесь скорости.

Заметили, что на многих вечерних и ночных фотках фонари и ярко освещённые предметы дублируются — как здесь, например. Яркий знак «Сасыр» и чуть выше его «мираж». Противотуманки пикапа тоже «продублированы» — это всё по причине отражения в двойных лобовых стёклах, сквозь которые мы всё это и фотографировали.

Итак, Сасыр. По меркам больших городов село небольшое (менее 700 жителей), но в местных пространствах и плотностях населения — это центр цивилизации. Здесь топливо, еда, школа, горячая вода, отопление, спортзал, кафе… Село расположено в живописной долине между двух горных хребтов, рядом с посёлком — самая высокая точка Якутии гора Победа, высота 3003м. А что ещё нужно?

Нужно переночевать :) Но где? Вот поэтому заранее мы запаслись контактами в местных администрациях и договорились на комфортабельную ночёвку в спортзале местной школы.

Тепло, чисто, сухо, два теннисных стола. А что ещё нужно?

Нужны мягкие маты! А вот и они. Ровно 11 штук — точно по числу участников нашей поездки. «Хороший знак!» — подумалось мне.

Места наших обитаний заслуживают отдельного и более подробного рассказа. На этом тему первого дня зимника считаю исчерпанной и закрытой. Проехали 80км по трассе «Колыма» и 190км по зимнику «Арктика», хлебнули первых впечатлений, доехали до Сасыра, настроение боевое!

И для окончательной полноты рассказа надо, пожалуй, выложить карту всего маршрута от Усть-Неры до посёлка Сасыр:

Яндокарты врут про 5 часов в пути — умножайте минимум на полтора, быстрее не получится. А вот с километражом вроде всё в порядке, примерно вот так получается:

Усть-Нера до поворота на зимник = 85км.
По зимнику до Сасыра = 195км.

Возможны ошибки туда-сюда как у автомобильных приборов, так и по картам — ведь зимник иногда идёт по немного альтернативным маршрутам.

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку