Что такое автомобильный зимник, и с чем его едят?

Если прочих вопросов к докладчику по предыдущей вступительной теме нет, то переходим к следующему рассказу, который можно было бы назвать так: «Якутские зимники от Р-504 и выше на север». Приступаю незамедлительно, но, наверное, сначала надо сделать разъяснительное введение. А именно ->

Для плавности дальнейшего повествования мне просто категорически требуется пояснить, что же такое этот самый автодорожный зимник. Можно, конечно, просто кликнуть на только что подчёркнутую ссылку или пояндогуглить «видео зимник Якутия» или даже «Canada/Alaska winter roads» — но мне просто неймётся поделиться именно своими впечатлениями, а не тыкать уважаемых читателей в какие-то абстрактные интернеты. Но при этом я прекрасно понимаю, что среди этих самых «уважаемых читателей» вполне могут оказаться профессиональные арктические дальнобойщики, которые живут именно в том мире, в который мы на две недели окунулись, с восторгом вынырнули — и тут же начались мемуары о полученных там знаниях/эмоциях/всё такое, а также убедительные рассказы про то, как там всё устроено.

Сразу приношу извинения перед профессионалами этих дорог и постоянными жителями тех мест. Да! У вас там совершенно свой и абсолютно иной мир, а мои изложенные здесь впечатления и фото-видео-материалы весьма субъективны, отражение их может несколько отличаться от оригинала. Мои наблюдения — это результат лишь краткого погружения в вашу реальность. Просто моментальный снимок этой реальности глазами быстро передвигающегося туриста, не более того. Однако, уверен, что для подавляющего большинства зрителей даже такие впечатления могут оказаться не просто полезной информацией, а, например, даже толчком в спину — и в сторону Севера, Арктики, всей этой красоты, волшебства и какого-то особого полярного гипноза.

Ага, я опять заговорился, а пора уже фотки показывать! Само собой, надо начать с красивого кадра. Вот такого, например:

Это просто изящный кусочек зимнего сезонного участка между сёлами Сасыр и Хонуу. Работают такие дорожки только зимой, вернее — когда всё вокруг отморозило «с гарантией качества». Как примерно все остальные зимники — от полного промерзания в конце ноября до начала активного таяния в начале-середине апреля. Всё остальное, незимнее, время эта дорога представляет собой непроходимые топкие болота, тундры, озёра и реки. А вот с холодами сюда приходит «главный дорожник Якутии — Дедушка Мороз» (с) администрация Якутии :) И он (Дедушка Мороз) всё промораживает, затем по давно намеченным направлениям проходит крупногабаритная снегоуборочная техника — и зимник готов. Можно ехать. Но до очередного снегопада, метелей и прочих погодных неурядиц. После которых снова обязательно выходят на работу дорожные («зимничные») службы и приводят дорогу в проезжабельное состояние.

Например, вот в такое. Это лёд широкой реки Индигирки, он на больших участках весьма ровный и дюже комфортабельный. Дальнобойщики называют такие участки «асфальт». Ехать по нему — счастье! Даже несмотря на то, что речка сильно петляет, что значительно увеличивает расстояние передвижения.

А бывает и вот так — просто чистый лёд! Это уже по реке Яна.

Наледи (потом расскажу подробней) иногда рисуют на поверхности реки вот такие картинки:

А вот этот лёд — уже не река какая-то, а настоящее море, промёрзшее метровыми++ толщами льда. Едем по морю Лаптевых ->

А здесь почти весь снег сдуло ветрами. Такое тоже бывает:

Но это были красивые ледяные и вполне ровные дорожки. Когда же зимник переходит на грунт, то начинается автомобильный ад. Примерно вот такой «кочкодром»:

По такой дороге можно ехать со скоростью не выше 15-30 км/ч, периодически, на уж совсем колдобических участках, сбрасывая её до темпа быстрого пешехода — примерно 7-9 км/ч. А если покажется встречка… то даже непонятно что делать…

И плюс ко всему — колейность. Эта колея от большегрузов, которые немного шире наших «гражданских» автомашинок. Посему ехать по такой дороге на простых внедорожниках — адский ад. Машину закусывает и бросает в разные стороны, но мы справились :)

Ведь оно того стоило!

Ах, да — есть ещё и озёра, по которым идёт заметная часть грунтовых зимников (которые «по земле», а не по асфальту рекам). Там всё особенно прекрасно, ведь их лёд не торосит речными течениями и не накрывает внезапными выплесками воды из притоков. Ледовая поверхность озёр — она особенно гладкая, без речных сюрпризов и на контрасте с ползучим кончодромом грунтового зимника всегда воспринималась экипажами многократным увеличением скорости.

Вот по таким дорожкам ехать сотни и тысячи километров — и как же это красиво!

Пусть и не вполне ровно, да шут с ним, что едешь всего-то 15-20 км/ч с постоянными прыжками и борьбой за подвеску автомобиля — но ведь круто же как!

А потом скоростной участок по реке. «Асфальт»:

Или вот так: просто автомотоспорт какой-то — прокатиться в активном режиме по извилистому руслу вот такой речки!

Об этом тоже будет особый рассказ ->

Ой, какие же разнообразные эти северные зимники! То плоский лёд:

То снегом заметает, и надо биться сквозь вот такое:

Иногда вытаскивать севшие в колее на «пузо» машинки:

Но какой же особый кайф от всех этих мероприятий!

Потом метель «сдулась», погода наладилась… или же это мы просто уехали из непогодных мест? Судя по репортажам, которые мы там получали, скорее верна вторая версия. Мы успели быстро проскочить надвигающуюся на нас непогоду — и быстренько ускакали туда, где солнышко и голубое небо. А также местами весьма комфортные зимники по льду симпатичных речек ->

Кстати, по этой речке мы не встретили никакого другого встречного или попутного транспорта. То есть речка была полностью наша :) Но по другим зимникам движение достаточно активное. Все эти дальнобои должны за зимний сезон закинуть в дальние сёла и посёлки всё необходимое на всё лето, когда большинство населённых пунктов севера связаны с «большой землёй» либо только самолётом/вертолётом, либо же вообще никак.

И дальнобой везёт на север вообще всё: уголь для котельных, соляру для генераторов, строительные блоки и материалы для летних улучшений жилья и инфраструктуры. Вообще всё! Кроме чистой пресной воды, которой там и так в избытке. Но всё остальное — по зимникам. И только в зимний сезон.

Для того эти зимники и проложены — с целью снабжения дальних населённых пунктов. Они, зимники, загружены, им непросто, мы сползаем в сторону и максимально уступаем дорогу:

А потом снова на просторы речных «асфальтов» — и понеслись! Со скоростью аж 80-90 (а пару раз и 100+) км в час!

С дорожными службами тоже надо уважительно расходиться. Именно они всё здесь чистят.

Без этих работяг в местных условиях вообще никак. Регулярно они уходят бригадами в многодневные «командировки», чтобы привести зону своей ответственности в проезжабельное состояние:

Благодаря им весь этот транспорт идёт, попыхивая солярным выхлопом. А на большой дистанции похоже на то, что как будто пыхтят какие-то странные киты, случайно заплывшые в эти ледяные пространства…

После «первого блюда» на тему полярных зимников следует сделать небольшой перерыв. И напомнить всем, что мы со товарищи уже бывали в подобных условиях, хоть так глубоко не северили. Выше Индигирской трубы мы тогда не забирались. Вот здесь описана наша первая попытка (удачная) заскочить в Трубу в 2021г. В следующем году мы пошли в настоящий зимник, от начала и до самого его завершения. Про эту историю от села Тас-Юрях до Верхнемарково было подробно всё рассказано вот в этих заметках.

И после тех смелых экспериментов Большой Север зацепил нас, снится ночами и никак не отпускает. Что же с этим делать? Лечиться! Как? Да просто рассказывая всё то, что максимально затронуло и запомнилось навсегда. Например, дорожные знаки :)

Да мы и так уже едем сотню++ километров по ухабистой дороге, зачем нам тут вот этот знак? Всё очень просто. После такого знака зимник обычно становится ещё более ухабистым, причём местами с разными дорожными (верней, бездорожными) сюрпризами.

Иногда местами ещё непонятней. Вот, например, тут все по кочкам ползут 7-15 км/ч. Увидеть спуск у всех есть очень много времени. Зачем особый знак? Непонятно. Но одновременно с этим понимаю, что знаку «неровная дорога» здесь было бы просто откровенно стыдно…

Другие знаки: направления и расстояния. Они здесь просто бесконечны! По крайней мере, так могло бы показаться. Но мы же всё доехали до самого конца! И об этом будут особые рассказы.

Предыдущий знак был просто эталонный, но здесь иногда устанавливают и совсем непонятной уверенности сообщения:

Знак «Опасность!» здесь можно было бы ставить просто везде. Или очень большой «!!!» при заезде на зимник.

Очень полезный знак, который можно встретить только здесь — «Пустоты».

Эээ? — спросит знаток дорожных знаков, — «о чём это вообще? — такого не бывает!»

Соглашусь, что в тех местах, где утверждаются дорожные нормативы, таких как здесь условий не бывает. Однако природа неумолима. Зимой она отказывается подавать в реки летние стандарты объёмов воды, посему лёд проседает, оттуда вытекает незамёрзшая по каким-то причинам вода. И там появляются полости, которые очень опасны для загруженных дальнобоев. Часто они продавливают невидимые обычному глазу эти самые «пустоты», застревают сами и наковыривают много лишнего льда.

Вот, например, дорожка вроде ровная, но внизу посередине — пара таких старых пустот.

Ещё сложности — жёсткий холод и ветер по Индигирской трубе. Посему ставят пункты обогрева для нуждающихся участников движения.

Иногда получается забавно. Либо дорожники ленятся и не успевают ставить знаки где нужно, либо же они сразу предупреждают: «Там, добрый молодец, огогой как всего будет, причем много!» И направо-налево вариантов нет. Только вперёд.

Но практически всегда подобные предупреждения актуальны и весьма помогают. Если написано «Пустоты» — сбрось скорость, жди дырок во льду. Если «Неровная дорога» — она будет ещё более неровной. Если же знак «Наледи» — будь особенно внимателен.

Поскольку будет просто открытая вода! Передвигаться по ней нужно очень медленно и осторожно. Не только, чтобы не провалиться, но и чтобы избежать попадания капель воды на «тело» автомобиля.

Вот как так? На улице минус 30 или 40, а то и ниже, а тут вода течёт?

Отвечаю: да, такое бывает. Река промёрзла до самого дна. И подобные лужи воды — это либо «пробой» речной воды, которая давит выше по течению, либо притоки «постарались», либо просто ключевая вода с соседних гор. И такие выходы открытой воды в Якутии — массовое явление. При этом они даже в жесточайшие морозы не успевают замерзать. То есть чуть позже эта вода, конечно, замёрзнет. Но вот здесь и сейчас она жидкая и куда-то по своим делам течёт, откуда-то извергаясь… Примерно, как вулканы, извергающие жидкий камень. Эта жидкость течёт, поскольку горячая, а нагретость выше точки отвердения (или как там оно называется). Так же и вода — течёт, пока… но пора уже переходить и к новой фотке!

Ой, ну уж извините, пока разговоры про наледи велись, погода окончательно испортилась и превратилась в полный… полное… [ сами сюда слово нужное добавьте, спасибо! ]

Пилить в этих условиях было совершенно никак ни разу не комфортно. Но мы туда не за комфортом мчались, посему никто вообще и не жаловался. Вскоре погода развеялась — и оппа!

А тем временем Д.З. освоил новые технологии, применил свойства гироскопа и прочие механики да в режиме жёсткого расколбаса нашего авто, да плюс немеренной окружающей яркости внешнего мира — он всё же научился обрабатывать свежие фотки! Ого-го, как это у него получается!!

Д.З. — респекту ему и уважухи, плиз!

Вот как зимник идёт по Индигирской трубе:

Красивенько, однако!

И мы там где-то трёмся по ледяным просторам.

Вот такие они, якутские зимники. Бесконечные, ровные и комфортные, а потом наоборот… Но мы же помним только хорошее, так ведь?

Ниточка зимника тянется в долине между хребтом Черского и Моммским хребтом ->

А вот тут удалось разогнаться аж до 90 км/ч.

А здесь — только «на цыпочках». Но красиво же как!

И — дальше, дальше, ещё дальше…

Зимники — они такие. Прекрасны, но и чудовищны.

И напоследок/на десерт/завершающее на этот раз — пара просто роскошных фоток. Первая — это с зимника Индигирки на подъезде к Усть-Нере:

А вторая — зимник… другой. Всё равно вы про названия Сасыр и Хонуу ничего не знаете :)

Вот как выглядит карта якутских зимников. Более подробная, но тоже не без изъянов есть на сайте якутского автодора.

Пока всё на этом, иду готовить продолжения.

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку