18 апреля, 2024
Еду-пою по пути в Усть-Неру.
Планирование дальнейших рассказов об автопутешествии Якутск-Тикси-Якутск оказалось нетривиальной задачей. Ведь нужно же отметиться по всем сегментам наших передвижений, про дороги и зимники, про обычные и особые моменты пребывания, про где мы жили и как всё это было, а также про всё-всё-остальное, включая, например, цены на топливо, которым мы кормили наши автомашинки.
Глядя на предыдущий абзац моих рассказов… Так и тянет сказать «на полный абзац», но не получится, поскольку этого самого заранее спланированного полного агаха так и не произошло, как мы ни старались :)
По фотке сверху понятно, что не в Сочи мы едем… И не зря! Поскольку трасса «Колыма» в зимнее время — одна из самых красивейших дорог не только отдельно рассматриваемой России, но и всего мира в целом! Вот она какая, трасса «Р-504». Смотрите и завидуйте! :)
Так вот, историй заготовлено очень много. Как их рассказывать — пока непонятно. Но есть желание просто ехать дальше, по пути лытдыбрствуя вспоминая проезженное и обкатанное, яркое и смрадное, чёткое и туманное. Ведь зимняя трасса «Колыма» — это безбашенно красиво! Волшебно и гипнотизирует по полной программе. Не зря мы здесь уже в третий раз едем!
Едем!
Но! Прежде чем ехать, надо и на карту посмотреть. Следующий отрезок пути от Хандыги до Усть-Неры — примерно 560км, что по вполне себе «причёсанной» дороге не есть слишком далеко.
Однако в условиях адских зимних морозов здесь ехать непросто. Два раза катались там, разок в январе, затем в феврале — теперь в марте. Когда климат в окружающем пространстве теплее -40°C, то можно ехать не обращая внимания на градусник. Да-да. Зимой главным ограничителем скорости движения являются не правила дорожного движения, а уровень адскости (адовости?) окружающей температуры внешней среды. Если проще объяснять, то -50°C и ниже == полностью другая реальность для привычных нам физических законов, полный отбой технологическим структурам, да и сами подумайте, как вам придётся просто дышать таким воздухом — дыхание перехватывает и обжигает. В этот раз мы адских холодов не тронули.
Ой, но пора бы уже и в дорогу! А там будут многокилометры роскошных совершенно пространств. Дорожные знаки предупреждают, что будет непросто. Даже не просто непросто, а «188 километров опасного участка дороги». Да-да, мы за этим сюда и приехали. Такой знак — нам в радость!
Нам — в сказку! Пусть она и жёсткая, ледяная, аховая — но всё равно же сказка. Которая нам нравится.
Итак, мы едем по трассе «Колыма» от Якутска и в сторону арктических зимников «Яна» и «Индигир». Первый день был не самым интересным, далеко не роскошным и совершенно не созерцательным отрезком нашего путешествия. Просто ехали-ехали и наконец проехали 400км дороги от Якутска до Хандыги. Но вот дальше пошли чудеса дорожные да картинки чудесные. Но не сразу.
После Хандыги ещё примерно 100км ровной и вполне себе скучной дороги. Единственное развлечение — посёлок Тёплый ключ. Откуда такое название — мне неизвестно.
И — едем дальше. А на горизонте понемногу рисуются горы. Это — Верхоянский хребет. В него и едем!
По дороге — развилка. Налево (на север) уходит трасса «Яна». По плану нашего путешествия мы через примерно 2+ недели должны оттуда сюда же вернуться. Из Тополиного сюда на «Колыму». Ну, посмотрим, как оно будет на самом деле.
Но наш путь лежит дальше — Яна нас пока не прельщает, нам хочется Индигирку! :) Посему едем дальше в горы. И любуемся видами впереди и вокруг, а также фиксируем местные топонимы.
Как там с плотностью движений транспорта? Отвечаю: совершенно не очень плотно. Попутки и встречки попадаются редко. Что хорошо — все вежливы, уступают дорогу (когда это возможно), подсказывают поворотниками на обгон. Культура вождения здесь — очень культурная. Cпасибо большое!
Белые пространства, горы вокруг, хорошая дорога и отличная машинка — счастье! «Магадан — Развилка» = где такое ещё увидеть можно?
В угоду обстоятельствам ледяной дороги периодически втыкаем «ручку». Но сама дорожка — как же красиво обустроена! И это примерно в 10 тысячах километров от Москвы. // Это я просто ещё раз разогреваю тему автотуризма по трассе «Колыма». Здесь — обалденно афигительно!
Немного сплутнув с главной дороги, мы оказались…
Это место даже на картах обозначено. Сия конструкция есть «карман» для аварийной остановки машин, если у них проблемы с тормозами. А такое здесь бывает. Но не у нас — мы на эту горку забрались исключительно в туристических целях. Фотки сделать. Вот такие, например.
И — едем дальше! Знак «Опасная зона» не просто так стоит, хоть вроде бы дорожка и широкая, ровная, красивая ->
Поскольку мы приближаемся к участку, который ещё с давних пор называется «Чёрный прижим». Когда-то здесь в скале была прорублена узкая однополоска, по которой ползли дальнобои, а затем резкие повороты, спуски-подъёмы, мост через реку — всё это вместе делало этот участок не просто опасным, а смертельно опасным (альтернативные рассказы здесь и здесь). Если потыкать в интернеты, то можно очень много разных историй про этот прижим насмотреться. Сейчас же дорогу расширили, мост приподняли, но всё равно место остаётся весьма опасным. 590й километр — это именно оно и есть:
Дорога стала более комфортной, но вот такая «змейка» с мостом всё равно весьма опасна:
Поворот по ходу становится всё круче и круче:
А если присмотреться, то видны остатки недавних «улётов». Часто для водителя машины они фатальны…
Мы же «маленькие» (профессиональный термин дальнобоев, обозначающий всё, что меньше грузовика :) — мы такие такие повороты проходим легко и непринуждённо. Если вовремя скинем скорость, конечно. И для большего оптимизма изложения — вот ещё красивая фотка наших машинок.
И едем дальше по долине вдоль очередной речки… под названием Восточная Хандыга. Хорошо в марте едется — не так и холодно (заметно теплей -40°C), день длинный, можно успеть засветло доехать до следующей ночёвки. Однако, окружающий мир не такой «белый», как он здесь бывает в январе-феврале. Иней с деревьев облетел, а при достаточно тёплой температуре около -30°C новый иней на ветках не нарастает.
Затем дорога из ровной и ухоженной переходит в фазу ремонта, нас трясёт и подбрасывает на кочках и колдобинах. Но что заметно и приятно: это не вполне ремонт, а строительство более комфортной трассы. Её расширяют, спрямляют, строят новые мосты. Потом же горы расступаются в стороны, долина становится широкой, дорога становится снова… ну, не дюже ровной, но вполне приемлемого качества.
Поворот в сторону Оймякона (того самого «Полюса холода»). В этот раз Оймякон в наши планы не входил… Но зато потом вошёл :) Но это будет отдельная история.
Время обеда!
Это место называется «Куба», уже пару раз про него рассказывал (рассказ-2021, рассказ-2022).
Остаётся только себя же и процитировать: «Весьма колотирное место. Сервис минимален, но останавливаются здесь вообще все — поскольку до ближайшей кафешки и заправки в одну сторону 240км (до Усть-Неры), а в другую — 250км (Тёплый ключ). Так что выбора особо-то и нет». Но кормят вкусно и качественно! И рыбки местной прикупить можно. Вся дверь уклеена культурным слоем каких-то предыдущих экспедиций:
Внутри примерно вот так. И по результату получилось, что мы в этой «Кубе» за время путешествия обедали аж 4(!) раза! И даже строгая Аня, работающая на раздаче блюд, начала нас узнавать и улыбаться.
Кстати, если вдруг кто-то из читающих этот текст сам поедет по Р-504 или же знает кого-то из тамошних завсегдатаев — попросите передать Ане огромный привет! И обещание вернуться… ну, лет через несколько :)
И едем дальше и дальше, ведь за день нужно проехать 560км, что по местным меркам весьма немало. Но дорожка хороша, пространства бесконечны, виды суровы и так же бесконечно белым-бело…
По дороге ещё небольшой перевальчик, снега побольше, но всё равно не так, как в январе-феврале. Но всё равно красиво!
И потихоньку мы приближаемся к самому красивому месту трассы — к Ольчанскому перевалу.
А это чудо чудесное заслуживает отдельного рассказа.
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.