Колымские удобства: ушатано, но вполне съедобно!

Пришло время рассказать о бытовой стороне автопробега Магадан-Москва, точнее — о его первом сегменте по трассе «Колыма». От оленей на выезде из Магадана — и насколько склероза и фотоматериалов хватит.

Трасса «Колыма» длится 2032км и заканчивается (а для нас началась) в Магадане. В городе её также называют «самое длинной улицей в мире», потому что географически она является прямым продолжением проспекта Ленина, то есть прямо от магаданской телевышки.

На выезде из Магадана недалеко от оленей стоит вот такой примечательный километровый указатель, весьма подходящий под номер нашего текущего года, который в то время как раз только что начинал отсчитывать дни (дело было 6 января по местному времени, а в Калининграде, например, всё ещё 5 января) ->

Про жизнь и быт начну по пунктам. Сначала — еда.

По-разному случалось.. Где-то стол ломился (как в Оймяконе), где-то поскромней было. Однажды (в Сусумане) пришлось самим сосиски варить и дошираки заваривать, поскольку завтраки в местной гостинице не предусматривались ни в каком виде. В Хандыге жили на съёмных квартирах, но там хоть кухни были и можно было нормальные завтраки-ужины мастерить.

По дороге обедали в придорожных кафешках вполне приемлемой комфортности. «Вполне приемлемой» относительно окружающей их реальности — ведь мы находимся в мире весьма суровых условий.

Качество и разнообразие предлагаемой еды… мягко говоря, не курортное, но вполне съедобно и без последствий. Это понятно, поскольку в таких кафешках кормятся дальнобойщики, а их кормить некачественными блюдами небезопасно — они же вернутся!

В некоторых кафешках даже туалет свой есть, причём внутри, в тепле, а не на улице.

Наверное, самая известная кафешка на всей трассе — это «Куба» (и здесь же заправка). Даже не выходя из машины, видя совершенно загаженную территорию вокруг, начинаешь понимать, что местечко это непростое, злачное…

Кстати, «Куба» никакого отношения к Карибам не имеет (кроме картинки с морем и пальмами). Название это, скорее всего, скомпилировалось от реки Кюбюме.

В таком количестве обклеивают только самые знаменитые места. Видимо, действительно «Куба» — самое известное место на трассе :)

«Круглосуточно. Стучать сильнее» :)

Внутри сарайчика толкотня и очередь, время обеда!

Ладно, пойдём погуляем по окрестностям. Туалет, похоже, стоит ещё со времени строительства трассы. Кстати, он не просто действующий. Он здесь единственный! (напоминаю, что на улице минус пятьдесят!)

Летняя беседка :)

Прочий хлам вокруг:

Культурный слой:

А вот это не просто «политинформация». Дело в том, что Магадан обеспечивается интернетом при помощи «уличного» оптоволоконного кабеля, брошенного… из Якутска вдоль трассы! «Брошенного» в прямом смысле слова — мы его регулярно наблюдали из машин. Натурально просто лежит на земле (кое-где висит на деревьях). Похитителей кабелей вроде уже отвадили от этого занятия, но всё равно обрывы часто случаются из-за животных. Говорят, что кабель иногда запутывается в рогах оленей и тогда Магадан переходит на резервные каналы связи :)

В целом, место не слишком приветливое. Однако, сюрприз! — останавливаются здесь вообще все проходящие машины. «Почему?» — спросите вы. Почему у такого гадюшника столь большая популярность? Да всё очевидно! Просто до ближайшей кафешки и заправки в одну сторону 250км (до Горячего ключа), в другую сторону 240км (Усть-Нера). Вот и весь секрет! Причём появление более комфортабельного заведения маловероятно: оно будет очевидно дороже и проиграет в конкурентной борьбе.

Кстати, коль была упомянута тема туалетов, то сразу отвечу на очевидный вопрос «Если между кабинками по 200+ километров, то что делать если вдруг очень надо?» — очень просто. «Зелёная остановка» это называется. Мальчики и девочки в разные стороны.

Теперь же следует раскрыть тему заправок. Они здесь вот такие!

Давно не видел таких колонок…

На качество топлива не жаловались. Наверное, при местных холодах разницу в качестве не ощущаешь. Главное, чтобы машина ехала. Да и ситуация здесь как и с едой: заправишь дальнобойщикам неправильную горючку — вернутся и объяснят зачем это не надо было делать :)

Как вы догадываетесь, заправляться в такой лютый холод надо быстро и технично, с минимальным контактом с уличной атмосферой и сопутствующими потерями тепла. Поэтому процесс заправки у нас был отработан и выглядел следующим образом.

Машины выстраиваются в ряд перед колонкой, лидер и финансовый директор экспедиции заказывают и оплачивают заранее вычисленное количество топлива, водители из салона открывают люки баков, один доброволец становится на вахту у пистолета и «отгружает» каждому сколько влезет «по горлышко». Заправленная машина проезжает вперёд, освобождая место следующей, итерация повторяется.

Самая тяжёлая работа у добровольца. На колымских колонках не было обнаружено фиксации рычага топливозаправочного пистолета, так что его приходилось крепко держать ручками в течение всей заправки. Руки задубевали мгновенно и никакие слои перчаток-рукавиц не помогали. В машину доброволец возвращался в сильно замёрзшем состоянии и потом несколько минут держался за руль с подогревом :)

И завершает бытовую тему краткий отчёт по местным гостиницам по состоянию на январь 2021г. Главное: спальник брать не нужно, везде были кровати в тёплых помещениях, с бельём и одеялами. Комфорт по тарифу «колымский» :) Вот пример одноместного люкса в Усть-Нере (практически в корпоративном зелёном цвете):

Были ещё «люксы» двух- и трёхместные.

В Сусумане и Усть-Нере гостиницы были в панельных домах, в Хандыге жили на съёмной квартире в стареньком трёхэтажном покосившемся деревянном домике. В розетку было воткнуто что-то вроде фумитокса. «Какие зимой комары?» — удивились мы и выдернули устройство. Оказалось, что это отпугиватель мышей, и какая-то счастливая мышь (а может быть, что даже не одна) хорошенько обгрызла буханку хлеба, неосторожно оставленную на столе…

Но в целом всё нормально, тепло, не грязно. Можно даже сказать, что вполне чисто и прилично, но оно здесь всё какое-то ушатанное, «уставшее» и требует ремонта. Но — ещё раз! — тепло! И горячая вода из крана идёт без перебоев вне зависимости от «забортной температуры».

Ужин-завтрак: в гостиницах отсутствует, кормились сами. В Сусумане кипятили воду, варили сосиски, заливали доширак; В Усть-Нере был ресторан напротив; в Хандыге была кухня с газовой плиткой, где можно было соорудить нормальные завтрак и ужин.

Гигиена: присутствует везде и в тёплых условиях (кроме Оймякона, где включён тариф «сортир на улице»). Душ и даже принять ванну вполне возможно.

Короче, не пугайтесь арктических трудностей, здесь нормально! Относительно окружающего мира — вполне комфортно.

Остальные фотки из автопутешествия Магадан-Москва здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку