А вы были в Хандыге?

Продолжаю рассказы об автопутешествии Якутск-Тикси-Якутск.

Разогревочные темы зимниковналедей и трассы Р-504 «Колыма» рассказаны и закрыты. Пора уже за руль — и в дорогу! Начало наших последующих приключений — в Якутске, — а потом почти тысяча километров по «Колыме», затем в планах свернуть на север — и по зимникам добраться аж до Тикси. Что есть нетривиальная задачка, даже в условиях полной технической укомплектованности, опытного экипажа и профессионального руководства. А потом, кстати, надо бы так же уверенно спуститься из Тикси по уже другим зимникам обратно на трассу «Колыма», тут же «выдохнуть» и потом вполне уверенно домчаться обратно в Якутск. Такие были планы, мы были готовы, машинки укомплектованы и заправлены, а также красиво поставлены на старте для торжественной фотосессии:

Почему именно такие машинки, как их готовили, каким образом они вели себя по дороге и в каком состоянии вернулись обратно — про это всё будет отдельным рассказом, но чуть позже. Наберитесь терпения.

Итак, хорошим и слегка морозным (что-то типа -30°C) утром мы двинулись из города Якутска в сторону неизбежных, но заранее спланированных приключений.

Сразу — на ледовую переправу, поскольку нам надо на правый берег реки Лены, а Якутск, по случайному стечению обстоятельств ведущий свою историю от казачьего острога на правой (правильной) стороне реки, потом по каким-то причинам переехал на левый берег. Вот с тех пор и идут транспортные мучения. Поскольку федеральная автодорога «на большую землю», а теперь и железная дорога — они на правом берегу. А город — на левом. Мостов нет. Посему летом — паромная переправа, а зимой — по льду. Во время ледостава и ледохода (осенью и зимой) город оказывается «запечатанным». Добраться в него с другого берега можно только вертолётом, что недёшево. Особо не налетаешься.

Это была краткая история и мимоходное объяснение текущей транспортной проблемы современного Якутска, но вроде бы уже начали отсыпать подходы к долгожданному мосту через Лену. Надеюсь, что в следующий раз поедем уже по комфортному мосту. Кстати, он будет уникальной конструкции, поскольку станет самым длинным мостом на вечной мерзлоте, ну и так далее.

Пока же зимой — по льду. И мы сворачиваем из города в сторону ледовых дорог, удивляясь не вполне резонным знакам, которые вроде бы это запрещают — хотя там дальше вполне себе прочищенная и обустроенная ледовая дорога.

Вот такая примерно:

Да, и сразу надо сказать — у нас был свой талисман. Вот он, приветливо машет ручкой (или лапкой) всем нам и вам тоже :) Он так и ездил все три недели, все предстоящие нам 8 тысяч километров. Вы тоже можете купить себе такого :)

Ой, сюрприз! По выходным (а это было воскресенье) бегуны тренируются по льду Лены. Кстати, здесь бывают особые якутские марафоны, которые проходят при температурах ниже -50°C. Бррр… Наш «вожатый» колонны Александр Еликов, однажды отметившись в оймяконском марафоне, сказал, что его жизнь поделилась на две части — до и после этого мероприятия. В смысле ему так понравилось, что он больше не может остановиться :)

Переехали на другой берег, где посёлок Нижний Бестях (куда не так давно дотянули железнодорожную ветку), на этом наши отношения с Якутском временно заканчиваются — поехали!

Вот они мы, экипаж нашей машинки. Бодры, веселы и всячески готовы к предстоящим преодолениям!

Трасса Р-504 «Колыма» в зимнее время — удивительно красивая дорога. Однако, первые 400км до посёлка Хандыга, а затем и ещё 100км дороги — достаточно тривиальны и немного скучны.

Кто ни разу не бывал в Якутии, для тех, кто видел эти пространства только на картах — наверное, эта часть моих рассказов может показаться любопытной. Но, в целом, первый день дороги — только ехать и ехать, никаких созерцательностей и прочих увеселений не предполагается никоим образом.

Сначала примерно 160-180км вполне ровного асфальта, лишь краткими моментами в ремонте, о чём расставлены предупреждающие знаки. Дорога, ровный асфальт, вполне себе населённые пункты по дороге, местами спид-камеры.

И так примерно два часа ехать и ехать, слушать заранее заготовленную музыку, с попутчиками обсуждать разные подорожные события и явления.

Потом асфальт резко становится «в ремонте», весьма неровным, а местами просто напрочь убитым (на голый лёд его там что-ли укладывали?). А потом дорога становится просто ровно укатанной гравийкой.

В целом, вот и вся история этого дня. Да плюс остановки отдохнуть, ноги размять и «стравить давление гидравлических систем», да и пообедать тоже не помешает.

Придорожных кафешек достаточно, так что можно даже позволить себе привередливо повыбирать. Вот в этом месте нами были зарегистрированы самые большие в мире чебуреки :)

Едем дальше. Лес как-то внезапно перестаёт быть ёлочно-сосново-берёзовым и превращается в засилие суровой полярной лиственницы (и так дальше до самых арктических тундр). Дорога ровная, немного петляет между озёрами — едем и едем, периодически втыкая пониженную передачу на чуть более крутых изгибах дороги:

Ледовая переправа через Алдан. Здесь тоже есть планы построить мост (даже два (для железной дороги тоже), но когда это произойдёт — совершенно непонятно).

Ещё немного — и посёлок Хандыга.

Теперь, наверное, будет любопытно посмотреть что такое якутский посёлок заметного значения — Хандыга. И тут же сразу: интернетам верить нельзя. «Правдивые» вики сообщают, что до него 450км. На самом деле, напрямую от Якутска примерно 300км, а по дороге — нашими навигаторами насчитано ровно 400 (гуглокарты показывают 415 — да и шут с ними).

«Где эта Хандыга находится?» — вдруг наверняка спросите вы. Отвечаю — это очень далеко от вашего подъезда, ещё дальше — от парадного :) И это будет справедливо для 99.9+% жителей России и практически 100% жителей нашего Земного шарика в целом.

Если же всё равно любопытно где же там и как — то вот, например, здесь это на гугломапсах:

(совладать с яндокартами сложнее, картинка непрозрачней, уже ругался с ними по этому поводу, но «воз и ныне там» (с) уже лет… пять, наверное).

«Что здесь и зачем оно тут? И как там жить?» — спросят жители комфортных многоэтажных человейников средней полосы. Согласен, здесь жить не так очевидно, как принято у большинства населения крупных основополагающих городов-иногда-миллионников. Да, в целом, я и сам не знаю как тут живётся на самом деле :)

Однако, некоторые наблюдения мною ведутся. Хандыга — одна из основных баз снабжения якутского севера. Здесь есть небольшой порт и нефтебаза, откуда кормятся многие якутские посёлки — чуть ли не до самого дальнего севера. Не зря же зимники идут на тысячу+ километров от трассы «Колыма».

Именно от Хандыги начиналась когда-то трасса «Колыма» (и старый километраж отсюда и ведётся). Тоже по причине транспортных историй: до Хандыги (которую начали строить в 1938г. — до этого здесь ничего не было) шли по воде, потом начиналась грунтовая дорога, ну и дальше весь остальной ГУЛАГ, прииски, золото и так далее. История этих мест жуткая, интересная, необычная.

Сейчас же Хандыга — вполне живой посёлок, с новыми домами, магазинами, развесёлым населением (ну, отжигали они, наверное, в первую очередь для нас), даже крафтовое пиво нашли в небольшом магазинчике! Вот такой посёлок в якутской тайге на берегу Алдана.

Котельные на угле, посему угольный «привкус» на всём вообще. Ну, а чему тут удивляться. Зато у всех центральное отопление, горячая вода, канализация и прочие удобства.

Старые деревянные домушки-бараки сносят, строят новые по-местному многоэтажные монолитки. Увы, не удалось найти фотку старых домиков — только вот так, с нашими Дефендерами в приключении-2022 на переднем плане.

Эти домики расселены, их постепенно сносят, жители в других, более новых домиках. А со старыми деревянными бараками — да и шут с ними.

Кстати, за этим домиком проглядывает необычная круглая крыша…

Не поверите! Эта штука называется «Детский эстетический центр», смотрите сами!

На этом всё про Хандыгу. Но путешествие продолжается. Точнее — только начинается!

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку