20 августа, 2012
Камчатка-2012. Вертолёты.
Всем привет!
Продолжение историй про Камчатку.
Сегодня будет рассказ об универсальном средстве передвижения по полуострову — о вертолётах. Многие фотки не мои — сделаны остальными участниками описываемых безобразий.
Увы, дорог здесь немного, ведут они не во все направления, добраться до некоторых очень интересных мест иначе как ногами или на вертолёте — просто невозможно. И что важно — в списке недоступных для колёсного транспорта такие обязательные для посещения уникальности как Долина Гейзеров, Ходутка, Ксудач, отчасти Курильское озеро, многие другие вулканы и озёра. А иногда вертолёт необходим для заброски или завершения сплава по местным речкам. Ногами туда топать далековато, до Ксудача, например, от ближайшей дороги надо будет добираться минимум дня 4 — а потом ещё и обратно прогуляться. Вроде бы на Ходутку и Ксудач пробирались на квадрациклах — но это тоже экстрим, непонятно что будет легче — топать ногами или периодически тащить на себе квадрик :)
Плюс к тому вертолёт может подкинуть «закладки» с продуктами по маршруту следования — чтобы не тащить на спине картошку [и консервированные ананасы] и прочую тяжёлую еду на все дни отрыва от цивилизации. // Сублиматы и прочее спортивно-туристическое — не предлагать!
У вертолёта есть еще один большой плюс — картинки за окном вертолёта впечатляют, фотографы активно конкурируют за место у открытого иллюминатора (их можно открывать!) — а стрекот затворов фотоаппаратов, высунутых из открытых иллюминаторов, иногда заглушал звук работающих винтов и движка :)
Но у камчатских вертолётов есть один существенный минус — это в основном довольно старенькие МИ-8, которые летают только в условиях прямой видимости. Если перевалы закрыты облаками — вертолёты сидят на приколе, туристы ходят лениво туда-сюда по парковке рядом с вертодромом и грызут семечки… Вот с нами так и получилось — экспедиция была задержана на день по причине невертолётной погоды.
Улетели на Курильское озеро только на следующий день — на самом озере, говорят, был полный ахтунг. Вертолётчики ориентируются «на глаз», а там случилась какая-то нереально низкая облачность (вообще-то свойственная Курильскому), что даже бравые камчатские ассы спасовали. Как сказал по этому поводу наш главный гид Денис — «Погода у нас всегда хорошая, климат вот только суровый…»
Лирическое отступление: у нас в камчатских походах есть две табуированные вещи – опытным путём было установлено, что любые реверансы в адрес погоды, а также (самое главное!) упоминание «крем от загара» неминуемо приводят к дождям. Посему всуе ни то, ни другое не поминали, придумывали альтернативные варианты вербального обозначения.
Есть у вертолётов и еще один очень неприятный минус — это кусачая цена. Стоимость одного часа полёта в разных компаниях сейчас 125-135тыр. От Петропавловска-Камчатского до Курильского (с промежуточными короткими посадками) лететь 2.5 часа, до Толбачика и Северного прорыва (с залётом в Долину Гейзеров, Узон и облёты вулканов) — примерно 5.5 часов. Вертолёт берёт на борт 15 человек с грузом — вот и считайте… Стоимость просто экскурсии к Гейзерам и в Узон — 29тыр на человека.
Можно, конечно, отказаться от авто-недоступностей и поехать на вахтовке — но до Толбачика в разгар сезона цена будет от 100тыр за ЗИЛ 131 до 150тыр за Камаз или Урал — на 5-6 дней. А под Мутновку стоимость будет 25000 в день и выше.
Кстати, одно колесо на эту машину в местном авто-магазине будет стоить 20тыр. А стоимость горючки такая: АИ 92 — около 33руб, АИ 95 — 35руб. Соляра всегда на уровне АИ 92. В удалённых местах, где заправок мало, наценка за доставку — получается ещё дороже. А осенью (ходят слухи) цена потихоньку поднимется до 37-38руб. И прочее:
- пиво разливное полтора литра в бутылке Камчатское: около 120руб.
- проезд в общественном автобусе: 16руб.
- маршрутка: 30руб.
- такси в Елизово 600-800руб, в Паратунку 1000-1200руб, в обратную сторону дешевле.
Всё это дорожает в среднем каждый год на 5-10%.
Кстати, наценки туркомпаний в среднем на простые туры с несложной программой — до 20%. Если тур сложный — то больше, риска больше.
Авиабилеты, если заранее подсуетиться, можно взять до 20тыр в оба конца. Полёты в глухое межсезонье и не на праздники стоят 10-15тыр в оба конца. А в сезон-2012 полёт Москва-Петропавловск-Москва притормозившим купить его заранее обошелся в 60тыр! Экономом! Ой-ой. Вот такая бухгалтерия…
А как оно туда летится в хороших картинках можно посмотреть в блоге А.Б. здесь.