Очень цифровой «Восточный».

Уже много раз говорил про это, но всё же повторю ещё раз: практически все индустриальные объекты — карьеры и шахты, электростанции и заводы, грузовики и пароходы — всё уже насквозь пропитано и со всех сторон обложено самыми разными кибертехнологиями. Единственное неоцифрованное производство, которое я видел за последние лет десять — это производство кокосового масла на островах Фиджи :).

А поскольку всё чаще за приставкой «кибер-» следует, увы, продолжение «-инцидент», то сочетание «кибер+безопасность» становится всё более и более востребованным. И на промышленных объектах в том числе. Именно по этой причине мы плотно сотрудничаем с самыми разными производственными компаниями, и подобное партнёрство с годами становится всё более доверенным — всё чаще нас приглашают просто в гости посмотреть, как там всё на самом деле работает. Это и была главная задача поездки в Красноярск: продемонстрировать уважение к нашим заказчикам, а заодно утолить своё любопытство. Ведь это же очень и очень интересно — взглянуть, как на самом деле устроен этот мир! Не на экране телевизора, сидя в офисе или дома на диване, а лично и живьём. С первого ряда партера и с полным погружением, так сказать.

Всего за три дня удалось побывать аж на пяти объектах, и первым был карьер «Восточный», где добывает золото компания «Полюс». А поскольку этот карьер является одним из самых глубоких в мире (точнее — вторым по глубине после американского Бингем-Каньон), то было вдвойне интересно посмотреть на это рукотворное чудо своими глазами.

А вот так карьер выглядит с высоты:

Впечатляющая конструкция!

Если говорить о размерах карьера, то они таковы. Это практически правильный конус глубиной 880 метров, что (повторюсь) делает его вторым в списке горнодобывающих чемпионов после Бингем-Каньона (1200м). Однако, как утверждает руководство компании, ещё несколько лет добычи — и наш карьер станет самым глубоким в мире. Если, конечно, его не обгонит чилийский карьер Чукикамата (850м) // который некоторые интернетопедии считают вторым в мире, поскольку ничего не знают о российском карьере «Восточный».

А ширина карьера Восточный «от края до края» — примерно 1800м. Вот такая мощнейшая дыра в земле.

Да и по разным другим параметрам данный карьер является чемпионом и аж четыре раза входит в книгу рекордов России (чем здесь весьма гордятся — и имеют на это полное право).

Итак, идём смотреть своими глазами:

Впечатляет…

Добыча ведётся слоями: подрывают очередной участок (дробят породу) — и затем вывозят её на обработку большегрузными самосвалами. И так по кругу, потом ярусом ниже (или как правильно технически называются эти «ступеньки» в карьере?) — и так далее, далее и далее.

И в разных местах:

А вот такими самосвальчиками тащат добытую породу наверх в цеха обогащения и переработки. Однако, если подсчитать по предыдущим фоткам, то в карьере более 20 уровней — то есть каждая «ступенька» высотой около 40м! Можно делать выводы о размерах техники в карьере.

Да, она весьма размерная:

Например, вот такая:

Огромнейшая штука! Конкретно этот самосвал имеет грузоподъёмность (вроде как) 240 тонн! // мне всегда было интересно — почём в ближайшем шиномонтаже будет бортировка колеса? :)

А площадка, на которой стоит кабина водителя, называется по-корабельному: «палуба». Я об этом рассказывал во время визита на завод БелАЗ.

Итак, процесс золотодобычи начинается с подрыва очередной золоторудной площадки. Вон там сейчас бабахнет:

Поскольку всё это происходит в километре+ от нас, то столбы взрывов появляются совершенно бесшумно:

Ну а потом уже приходит звук «ба-ба-бабах!!!» Примерно вот так:

Добытую породу отвозят на обработку, где она проходит несколько этапов обогащения — рассказывал и показывал весь процесс по следам поездки на комбинат Nordgold в 2018м. Да и времени в этой раз на производственные цеха у нас особо не было. Нам показали только завершение процесса — отлив слитков золота 900й пробы (а на дальнейшую очистку и доводку до стандартов их отправляют куда-то дальше).

Полилось золотишко…

Свежий слиток остывает:

И ещё брусочек:

Вот так выглядит готовая продукция предприятия:

Тяжёленький!

А пустую породу сваливают в отвалы, которые формируют весьма колоритный пейзаж:

«А где же кибер-всё?» — спросите вы. Да просто везде! Практически всё оцифровано, наблюдается и контролируется. Каждый экскаватор, каждый самосвал — известно, где находится, работает или в ремонте и так далее. Отдельно идёт мониторинг состояния самого карьера: температура, проседание грунта, что ещё — дабы предвидеть оползни и прочие разрушения, чтобы не случилось чрезвычайных ситуаций. Ну, вот потому мы здесь весьма уважаемые гости :)

И огромное спасибо за радушный приём!

А каким обедом нас здесь накормили! Просто гастрономический восторг :)

Это не картина в рамке — это блюдо так оформлено. Надо оторвать «картину» — и там еда. Сама «картина» тоже съедобная :)

Всё на этом, летим дальше!

PS: на вылете вертолётчики спросили: «Можно ли вокруг ямы пролететь?». На что получили весьма красноречивый ответ горняков: «Яма — выгребная! А у нас — карьер!» :)

PPS: Ответы на возможные вопросы.

1. На фотке №2 видно, что внизу карьер затоплен водой.

Да, это нормальное явление в карьерах и шахтах (например, в карьере «Мир» в Мирном то же самое). Откачка воды из подобных объектов является обычным производственным процессом.

2. На каких машинках катаются в карьере?

Не запомнил. Вроде бы Катерпиллеры, но не уверен. По неподтверждённым слухам, сейчас собираются закупать китайцев, поскольку (опять не уверен, могу ошибаться) на таких перепадах по высоте БелАЗы не справляются.

3. Где в Таблице Менделеева находится золото?

Вот здесь — между платиной и ртутью:

4. Сколько золота добывает предприятие?

60 тонн в год — огого!

5. А где, чёрт возьми, находится этот роскошный объект?

От Красноярска на север, примерно 430 км.

Теперь окончательно ВСЁ!

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку