25 августа, 2025
Очень цифровой «Восточный».
Уже много раз говорил про это, но всё же повторю ещё раз: практически все индустриальные объекты — карьеры и шахты, электростанции и заводы, грузовики и пароходы — всё уже насквозь пропитано и со всех сторон обложено самыми разными кибертехнологиями. Единственное неоцифрованное производство, которое я видел за последние лет десять — это производство кокосового масла на островах Фиджи :).
А поскольку всё чаще за приставкой «кибер-» следует, увы, продолжение «-инцидент», то сочетание «кибер+безопасность» становится всё более и более востребованным. И на промышленных объектах в том числе. Именно по этой причине мы плотно сотрудничаем с самыми разными производственными компаниями, и подобное партнёрство с годами становится всё более доверенным — всё чаще нас приглашают просто в гости посмотреть, как там всё на самом деле работает. Это и была главная задача поездки в Красноярск: продемонстрировать уважение к нашим заказчикам, а заодно утолить своё любопытство. Ведь это же очень и очень интересно — взглянуть, как на самом деле устроен этот мир! Не на экране телевизора, сидя в офисе или дома на диване, а лично и живьём. С первого ряда партера и с полным погружением, так сказать.
Всего за три дня удалось побывать аж на пяти объектах, и первым был карьер «Восточный», где добывает золото компания «Полюс». А поскольку этот карьер является одним из самых глубоких в мире (точнее — вторым по глубине после американского Бингем-Каньон), то было вдвойне интересно посмотреть на это рукотворное чудо своими глазами.
А вот так карьер выглядит с высоты:
Впечатляющая конструкция!
Если говорить о размерах карьера, то они таковы. Это практически правильный конус глубиной 880 метров, что (повторюсь) делает его вторым в списке горнодобывающих чемпионов после Бингем-Каньона (1200м). Однако, как утверждает руководство компании, ещё несколько лет добычи — и наш карьер станет самым глубоким в мире. Если, конечно, его не обгонит чилийский карьер Чукикамата (850м) // который некоторые интернетопедии считают вторым в мире, поскольку ничего не знают о российском карьере «Восточный».
А ширина карьера Восточный «от края до края» — примерно 1800м. Вот такая мощнейшая дыра в земле.
Да и по разным другим параметрам данный карьер является чемпионом и аж четыре раза входит в книгу рекордов России (чем здесь весьма гордятся — и имеют на это полное право).
Итак, идём смотреть своими глазами:
Впечатляет…
Добыча ведётся слоями: подрывают очередной участок (дробят породу) — и затем вывозят её на обработку большегрузными самосвалами. И так по кругу, потом ярусом ниже (или как правильно технически называются эти «ступеньки» в карьере?) — и так далее, далее и далее.
И в разных местах:
А вот такими самосвальчиками тащат добытую породу наверх в цеха обогащения и переработки. Однако, если подсчитать по предыдущим фоткам, то в карьере более 20 уровней — то есть каждая «ступенька» высотой около 40м! Можно делать выводы о размерах техники в карьере.
Да, она весьма размерная:
Например, вот такая:
Огромнейшая штука! Конкретно этот самосвал имеет грузоподъёмность (вроде как) 240 тонн! // мне всегда было интересно — почём в ближайшем шиномонтаже будет бортировка колеса? :)
А площадка, на которой стоит кабина водителя, называется по-корабельному: «палуба». Я об этом рассказывал во время визита на завод БелАЗ.
Итак, процесс золотодобычи начинается с подрыва очередной золоторудной площадки. Вон там сейчас бабахнет:
Поскольку всё это происходит в километре+ от нас, то столбы взрывов появляются совершенно бесшумно:
Ну а потом уже приходит звук «ба-ба-бабах!!!» Примерно вот так:
Добытую породу отвозят на обработку, где она проходит несколько этапов обогащения — рассказывал и показывал весь процесс по следам поездки на комбинат Nordgold в 2018м. Да и времени в этой раз на производственные цеха у нас особо не было. Нам показали только завершение процесса — отлив слитков золота 900й пробы (а на дальнейшую очистку и доводку до стандартов их отправляют куда-то дальше).
Полилось золотишко…
Свежий слиток остывает:
И ещё брусочек:
Вот так выглядит готовая продукция предприятия:
Тяжёленький!
А пустую породу сваливают в отвалы, которые формируют весьма колоритный пейзаж:
«А где же кибер-всё?» — спросите вы. Да просто везде! Практически всё оцифровано, наблюдается и контролируется. Каждый экскаватор, каждый самосвал — известно, где находится, работает или в ремонте и так далее. Отдельно идёт мониторинг состояния самого карьера: температура, проседание грунта, что ещё — дабы предвидеть оползни и прочие разрушения, чтобы не случилось чрезвычайных ситуаций. Ну, вот потому мы здесь весьма уважаемые гости :)
И огромное спасибо за радушный приём!
А каким обедом нас здесь накормили! Просто гастрономический восторг :)
Это не картина в рамке — это блюдо так оформлено. Надо оторвать «картину» — и там еда. Сама «картина» тоже съедобная :)
Всё на этом, летим дальше!
PS: на вылете вертолётчики спросили: «Можно ли вокруг ямы пролететь?». На что получили весьма красноречивый ответ горняков: «Яма — выгребная! А у нас — карьер!» :)
PPS: Ответы на возможные вопросы.
1. На фотке №2 видно, что внизу карьер затоплен водой.
Да, это нормальное явление в карьерах и шахтах (например, в карьере «Мир» в Мирном то же самое). Откачка воды из подобных объектов является обычным производственным процессом.
2. На каких машинках катаются в карьере?
Не запомнил. Вроде бы Катерпиллеры, но не уверен. По неподтверждённым слухам, сейчас собираются закупать китайцев, поскольку (опять не уверен, могу ошибаться) на таких перепадах по высоте БелАЗы не справляются.
3. Где в Таблице Менделеева находится золото?
Вот здесь — между платиной и ртутью:
4. Сколько золота добывает предприятие?
60 тонн в год — огого!
5. А где, чёрт возьми, находится этот роскошный объект?
От Красноярска на север, примерно 430 км.
Теперь окончательно ВСЁ!