12 июня, 2024
Тот самый Староколымский.
В предыдущем посте я оставил вас в селе Оймякон с намёком на поездку по тому самому Староколымскому тракту. Что ж, пора в путь!
От Томтора по направлению тракта есть ещё два жилых села, дорога к ним прочищена и поддерживается в относительно приличном состоянии. А у самого Томтора даже столбы с освещением установлены:
Но километров примерно через 20 Староколымский тракт пересекает Индигирку и становится вот такой просекой, по которой лишь изредка ездят местные на снегоходах или чем-то явно грузовом — за дровами (судя по валявшимся там и тут поленьям) или же силки на зверя проверить (а зачем ещё?).
Если посмотреть на тракт и окружающую его якутскую тайгу сверху, то будет вот такая картинка. По центру — Индигирка, снизу — наледи, справа идёт полоса тракта и рядом какая-то просека очевидно технического назначения.
Итак, сели по машинкам — и поехали. Повторюсь, что 20 километров от Томтора идёт вполне себе ухоженная дорога, на ней расположено село Куйдусун, а в нём находится самая последняя автозаправка. Однако многие мосты либо в аварийном, либо в непроезжем состоянии. Очевидно, что в паводок перебраться на другую сторону этой речки с названием… ага, как и село — тоже Куйдусун.
Так вот, очевидно, что в ледоход, ледостав и паводок посёлок на другой стороне реки становится изолированным от остального мира.
А вот следующий мост, который уже через реку Индигирку, — тот хоть и в очень плачевном состоянии, но проездной. Знак перед мостом совершенно нечитаемый, посему мы сначала прошли мост ногами, оценили его состояние, а потом поехали.
Ну, как-то вот такой мост, практически все его 200+ метров.
После преодоления моста, уже на той стороне Индигирки, между двумя водителями состоялся примерно такой диалог:
— Мне перед мостом хотелось %в туалет%, а потом расхотелось.
— А у меня наоборот!
Да, сразу отвечаю на возможные вопросы: все пассажиры шли пешком. Ну, кроме тех, кому хотелось расхотеть хотелось захотеть кто сам не запросился остаться в машинах.
Дальше Староколымский тракт выглядит… Так он зимой весной выглядит! Летом, очевидно, надо убрать снег, покрасить лиственницы и тундру зелёным и тёмно-зелёным, да и добавить гнуса с комарами.
Ого! Километровый столб! Он ведь ещё с «тех времён» остался. На нём вроде бы можно даже разглядеть «967» ->
С другой стороны тоже цифры сохранились: «506».
Очевидно, что 506 до Хандыги, а 967 до Магадана. И это строилось практически всё вручную да в арктических климатах. Chapmans Peak Drive в ЮАР, Великая Океанская дорога в Австралии тоже строились в основном заключёнными, но по сравнению с «Колымой» эти строительства в британских колониях — просто детский лепет по сложности. Действительно масштабные транспортные проекты в неимоверно адских условиях — кто поспорит с Транссибом или «Колымой»? Ну, наверное, Панамский канал только.
Мы же едем дальше и дальше. По снегу в колеях очевидно, что здесь уже несколько дней никто не бывал. А по следам рядом понятно, что зверь тоже водится. Но, скорей всего, это местные якутские лошадки или же тоже домашний северный олень.
Как вдруг справа — гигантская наледь!
Поднимаем дрон, смотрим сверху — ой, масштабы затопления весьма впечатляют!
И это находится примерно вот здесь на картах:
// Ага, похоже, что в начале поста я был неправ. Это не Индигирка по центру (она на фотке наверху слева), а её приток Тарын-Юрюете.
Но хоть и приток, но наледи просто колоссальных размеров!
А вот и мы там стоим на бережку, маленькие такие:
Это если издали смотреть. Но если же вблизи шириком снять, то вполне себе наглые и алчные :)
Ага, а это что там за табличка на дереве? И не только здесь — их тут много!
Ничего себе — оптоволокно! То есть здесь, вдоль заброшенной, практически непроездной и совершенно покинутой трассы, оптоволокно протянуто? Чудеса…
Ещё один мост. Но он не просто аварийный, а для пущей непроходимости ещё и первый пролёт обломан. Чтобы уж точно никто не совался на этот непонятного возраста и качества объект.
Но зато есть объезд по льду:
Ещё немного и вот уже наш конечный пункт путешествия по Староколымскому тракту.
От начала (села Томтор) проехали всего-то 75км, но до действующей федеральной трассы «Колыма» в сторону Магадана ещё аж 180км по ней ломиться! // Гугломапсы эту дорогу до сих пор как проезжую показывают — не верьте!!
Ах, да. Это место обозначено как заброшенное село Куранах-Сала. Именно здесь была та самая история, когда два жителя Якутска пытались зимой проехать на обычной машинке — и с фатальными последствиями.
Ну, вот в этом Куранах-Сала мы встали на обед, посмотрели вперёд:
— а там впереди совсем как-то малопроходимо даже для наших «танков», да и ночевать в лесу не хочется. Хоть они и смотрели весьма алчно в ту сторону ->
Посему решили покормить наши машинки и двигать обратно:
Пока кормили стальных коней, группа неистовых любопытных исследователей заброшек решила ознакомиться с местными объектами.
Жилых разрух обнаружено не было (видимо, их разобрали и вывезли уже очень давно), а вот остатки какой-то придорожной инфраструктуры присутствуют. Очевидно, здесь и дизель-генераторы стояли, и котельная, и что-то автозаправочное тоже было. Увы, с первой попытки закрепиться здесь ничего хорошего не вышло. Возможно, второй заход будет удачней?
Пора двигаться назад — всё по тому же участку Староколымской трассы, который мы только что помогли утоптать поверх следов предыдущих весьма нечастых транспортных средств. Дроно-видение позволяет нам оценить масштабы и условия нашего передвижения. Староколымский тракт здесь местами прямой, как стрела!
А мы тем временем едем, да по рации то да сё обсуждаем. Ведущий колонны Александр Еликов (который в Арктике полжизни провёл) рассказывает нам о местном житье-бытье. Например, о том, что «северяне получают двойной отпуск» (почти в два раза больше — см. Трудовой кодекс). И что «Северяне — самые активные путешественники. Как только отпуск, они бросают всё, садятся на подручный транспорт и едут куда глаза глядят — лишь бы южнее».
Но тут мы свернули с Колымского тракта в сторону села Орто-Балаган, дабы проехать альтернативной дорогой. Чуть более неровной, но без того стрёмного моста через Индигирку. Пересекаем реку по замерзшим протокам и главному руслу — выдвигаемся к селу.
Где-то в тех местах мне, наслушавшись про двойные тарифы и также двойные отпуска у северян, пришёл в голову очевидный вопрос: «Если северяне получают двойной отпуск на юге, то жителям средней полосы и юга России надо списывать двойной отпуск за отдых на Севере — тоже день за два». Однако мой комментарий в эфире никакой поддержки не получил. Видимо, они не поняли, о чём я логику развожу :)
Сейчас же просто немного картинок из весьма дальнего якутского села Орто-Балаган.
На знаках и объявлениях вместо ‘г’ видится ‘5’ — на самом деле это якутская буква, похожая на пятёрку, по-якутски название села: «Орто Балаҕан».
О! Коровье скотоводство, а не олени или лошади.
Вот такое ещё одно село, которое очень далеко от привычной большинству цивилизации да ещё и в адском арктическом континентальном климате.
По дороге обратно мы подъехали к тому самому аварийному мосту через Индигирку. Ну, интересно же ещё раз на это сооружение посмотреть! А вдруг в следующий раз здесь будет стоять новый железобетонный мост?
Вместо этого весьма ветхого деревянного, который даже сверху, с высоты дрона, выглядит весьма неубедительно…
Ну, запускаем по мосту нашего ведущего Алескандра Еликова! Он так и проехал одной машиной, все остальные как-то постеснялись соваться туда во второй раз. Хорошие картинки, бодрые :)
Мост — он вот такой, уверенно бодрящий:
Красиво смотрится!
Всё, аттракцион «Индигирский мост 2024» завершён.
Едем обратно и при пересечении по льду одной из речек снова видим вот такую картинку:
Похоже, Староколымский тракт планируется снова сделать проездным. Это подтверждается нашими наблюдениями по дороге от «Кубы» к Томтору — та часть тракта тоже ремонтируется, расширяется, ставят новые мосты. Или это готовят автодорожную инфраструктуру к будущей железнодорожной ветке Якутск-Магадан? Ой, поживём — увидим. Главное же: дожить :)
Тем временем мы всё ближе к базе проживания, вот и та самая последняя автозаправка. Что интересно, к ней с той стороны подъезжает снегоход:
Завершающая картинка: Томтор, весенний март, снег тает, угольная сажа освобождается и помогает ему таять ещё быстрее ->
Дальше — просто ужин, баня, лёгкий досуг и спать.
Но остался неотвеченным один вопрос, который был задан, когда уже проехали весьма далеко и долго, когда музыкальные заготовки уже по третьему разу достали, когда хочется просто поговорить. Так вот, во время радиобесед и дискуссий был задан вот такой вопрос:
Видна ли Луна с полюса?
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.