Нормальные герои ночуют ночью!

Про окрестности Батагая и Верхоянск вроде бы про всё самое главное рассказано, пора нашему автопробегу Якутск-Тикси-Якутск двигаться ещё дальше на юг.

А дальше на юг у нас был, наверное, самый сложный и местами весьма нудный участок путешествия. Поскольку сложились сразу и большое расстояние (всего предстояло проехать 640км — сразу признаюсь, что за один день не справились), плюс значительная часть пути шла по весьма бугристому зимнику, да в конце ещё и метелью накрыло.

От Батагая вниз (на юг) сначала километров ~40 идёт довольно приличная отсыпная дорога:

Потом она начинает портиться, потом ещё сильнее…

И так целых 180км настоящего, с кочками, колдобинами, выбоинами и колеями, северного зимника.

Хоть местами выглядело оно вполне себе вполне красивенько. Как на первой фотке.

Далее — ура-ура! — 130км по ледяному «асфальту», потом ещё под 300км новой отсыпанной (но не везде) дороги к какому-то новому прииску. Яндокарты этой новой дороги не знают, посему рисуют старый зимник.

На самом же деле примерно с середины маршрута мы двигались западней:

Теперь чуть более подробно. Утренний Батагай проводил нас вот такими дымными флагами:

Едем! Впереди 40км «нормальной дороги» и ещё 600км якутского зимника. Поворот на Верхоянск:

Отсюда 558км до Тополиного по старому и весьма кочкодромному зимнику. Мы же через 200км свернули на новую дорогу, которая качеством чуть лучше — но получилось длинней.

Километров через 10 вот такой памятник первопроходцам зимника «Яна» — 16 человек на грузовиках ЗИС-5 прошли этот зимник за 60 дней. Тогда его длина составляла 1300км. Сейчас от Батагая до трассы «Колыма» ~800км (плюс-минус 50км в зависимости от выбора дороги). Видимо, тогда зимник шёл как-то иначе, а потом его спрямили. И плюс к тому считали его расстояние, например, от Хандыги. Увы, более подробной информации об этом первопроходе в интернетах я быстро не нашёл.

Едем дальше, «нормальная» ровная (отсыпная) дорога закончилась, пошли бугры с кочками, как вдруг нам опять показали местных лошадок:

Поворот на очередной Томтор — посёлков с таким названием в Якутии мы насчитали штук пять. А километров через 20 будет ещё один населённый пункт — село Токума, — а потом до следующего человеческого жилища примерно 550км бесконечного зимника.

Периодически расходились со встречками, обгоняли попутки:

И дальше-дальше-дальше, куда-то вверх, к какому-то очередному перевалу:

Картинки красивые, но менялись они не слишком часто. Посему главное здесь — терпение. Часами ехать и получать от этого удовольствие.

Перевалили какой-то безымянный перевал (или просто «водораздел») — теперь то же самое, но зимник идёт чуть вниз:

Время к обеду — а тут как раз и кафешка придорожная… Верней «призимничная».

Называется «Чолбон». Вот здесь на карте, на берегу речки Нельгесе. На расстоянии примерно 150-200км от ближайшего другого обитаемого места.

По приборам от Батагая до этого места мы ехали около 220км (как оказалось, спидометр немного врёт — у нас колёса были нештатного размера). Проехали это расстояние более чем за 8 часов, средняя скорость 25км/ч — даже с учётом «быстрых» первых 40км дальше двигались 15-20км/ч по зимникам. За бортом совершенно «никакие» -15°C.

Тут у нас случилось счастье — после придорожной столовой Чолбон начинается речной зимник, то есть ровный лёд! Вот съезд на него с обычными для выхода на лёд знаками:

Причём можно ехать хоть налево вон туда ->

Или же направо, в другую сторону ->

Налево покороче, но затем после льда долго по грунтовому зимнику с вые.., извините, с выбоинами и колдоё.. — ещё раз приношу извинения, с колдобинами. А также с прочими дорожными неровностями. Аж 280км с эпизодическими участками по речному льду. Направо — длинней на ~100км, но зато сначала 130км по льду, а потом нам обещали более ровный путь к нашим целям.

Само собой, ушатанные первой 180-километровой частью настоящего наземного зимника, мы с трудом представляли себе отшатать ещё 280 таких же километров за этот же день. Посему все дружно свернули направо!

Эхх, как же прекрасно, «легко и сладостно» (с) неслись мы по этим ледяным километрам!

Зимник петляет то направо, то налево — а ты несёшься по нему абсолютно счастливый:

Пока вдруг не надо резко оттормаживаться перед внезапными ледяными сюрпризами вроде дырок во льду, резких поворотов, а также случались «ступеньки» с «трамплинами» да выезды на грунт отмелей. В те моменты было не до фотоаппаратов, посему все фотки просто оптимистичны:

Потом, увы, стемнело. Наша фототехника из кабины машинок снимать что-либо отказывалась, да и нечего там было фоткать. Мы ехали сначала в сумерках, потом в полной ночи. Сначала всё ещё по речке, а потом уже по свежей дороге, местами неплохо отсыпанной, которую совсем недавно проложили к какому-то новому руднику.

По мере отслеживания данных на наших навигаторах становилось ясно, что к цели нашего сегодняшнего перегона мы приедем только ранним утром — а оно нам надо? Лучше поспать хоть как-то в ночи, чем долбиться до упора, но зато весь следующий день спать ровно и на мягком.

Посему решили искать место для ночёвки в машинах — к тому же на промышленных дорогах (как именно эта, но и не только на этих) каждые сколько-то 30-50-больше(?) километров устраивают специальную парковку в стороне от дороги. Мы едем и едем, выбор у нас большой. Но что-то начинает заметать снегопадом, видимость падает — ага, а это мы на какой-то перевал залезли! Хотели там переночевать, но тут здравый смысл заявил, что нас отсюда просто сдует — давайте ночевать где-то пониже.

Так и сделали: по серпантину спустились в долину — а там и местечко обнаружили. Вроде вместе со всеми дальнобоями-самосвалами, но чуть в сторонке. Кулуарно, так сказать, даже камерно.

За день поставили рекорд: 16:30 в дороге (шестнадцать+ часов за рулём!), но проехали не так много — всего ~530км (напоминаю, что спидометр врёт в меньшую). За бортом — весна! Какие-то минус восемь.

Как ночевать в машине, которая под завязку упакована разным дорожным и личным скарбом? Соглашусь, не вполне комфортно. И если на заднем сиденье (где у нас было только по одному человеку) ещё можно устроить что-то вроде полулежанки, то на передних креслах — только откинуться, а дальше — как в эконом-классе самолёта. Устроился поудобней, задремал, вырубился, очнулся — вот так мы здесь и ночевали.

Можно, конечно, взять с собой тёплые палатки с прочими ночными удобствами — но, увы, запихать всё это в наши Танки не представлялось возможным вообще никак. Посему «а поутру они проснулись» (с) ->

Проснулись, протёрли глазки (салфетками, умываться — воду надо греть), позавтракали (а вот для этого воду греть надо, но значительно меньше), попили также горячих чаёв-кофеёв, посмотрели по сторонам — а там всё та же метель-бураны, но по вершинам. Как же хорошо, что мы на предыдущей точке где-то на перевале не остановились на ночёвку! — и дальше в путь-дорогу.

Всё в той же снежной обстановке, хоть и менее сложной:

Потом стало чуть светлей и без снега:

Утро близится, и «соооолнцеее взойдёоооот!» (с)

Не обманули — взошло!

А как солнышко взошло — картинки стали более яркими, контрастными, созерцательными:

Эхх, по таким долинкам — ехать и ехать!

И дорога куда-то туда в бесконечную змейку…

И вот так тоже, и небо красится цветами нового, заполненного сплошным оптимизмом дня!

Ага, полезли куда-то наверх.

Да, точно, объезжаем какие-то нижние препятствия по верхним холмам:

Наверху — ого! Это не перевал, но просто дорогу так протянули, что здесь она на вершине холма. Во все стороны — красотища полная и отпадная! Эхх, это своими глазами смотреть надо…

Посмотрели — надо и дальше двигать. Тем паче, что дорожка тоже прекрасная по виду! Да ещё и в обрамлении солнечное гало:

А потом трасса предсказуемо сваливает вниз и вниз:

Красоты внешнего мира при этом совершенно не теряют своего отсутствия каких-либо красок :)

Ага, а вооон там уже и горы Верхоянского хребта показались:

А вот и всё! Мы почти доехали до Тополиного (это здесь на картах) ->

Схождение путей: направо — старый зимник, налево — новая дорога, которую обещают сделать круглогодичной и когда-то дотянуть до Батагая.

Кстати, за все ~300км, которые мы ехали по этой новой дороге, если верить моему склерозу, нам вроде бы встречался единственный вид транспортного средства (как встречного, так и попутного) — китайские самосвалы Ситрак, которые куда-то что-то по делам везли. Их было не так чтобы густо, но вполне обильно. Сколько их там на этих 300км — сотни самосвалов? Тысячи?

Ага, похоже, что они возят руду с месторождения серебра «Прогноз».

Эхх, всего-то 110км до финиша не дотянули. Но и не надо было. Нормальные герои всегда ночуют ночью :)

На забортные градусы даже смотреть стыдно :)

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку