16 мая, 2024
Нормальные герои ночуют ночью!
Про окрестности Батагая и Верхоянск вроде бы про всё самое главное рассказано, пора нашему автопробегу Якутск-Тикси-Якутск двигаться ещё дальше на юг.
А дальше на юг у нас был, наверное, самый сложный и местами весьма нудный участок путешествия. Поскольку сложились сразу и большое расстояние (всего предстояло проехать 640км — сразу признаюсь, что за один день не справились), плюс значительная часть пути шла по весьма бугристому зимнику, да в конце ещё и метелью накрыло.
От Батагая вниз (на юг) сначала километров ~40 идёт довольно приличная отсыпная дорога:
Потом она начинает портиться, потом ещё сильнее…
И так целых 180км настоящего, с кочками, колдобинами, выбоинами и колеями, северного зимника.
Хоть местами выглядело оно вполне себе вполне красивенько. Как на первой фотке.
Далее — ура-ура! — 130км по ледяному «асфальту», потом ещё под 300км новой отсыпанной (но не везде) дороги к какому-то новому прииску. Яндокарты этой новой дороги не знают, посему рисуют старый зимник.
На самом же деле примерно с середины маршрута мы двигались западней:
Теперь чуть более подробно. Утренний Батагай проводил нас вот такими дымными флагами:
Едем! Впереди 40км «нормальной дороги» и ещё 600км якутского зимника. Поворот на Верхоянск:
Отсюда 558км до Тополиного по старому и весьма кочкодромному зимнику. Мы же через 200км свернули на новую дорогу, которая качеством чуть лучше — но получилось длинней.
Километров через 10 вот такой памятник первопроходцам зимника «Яна» — 16 человек на грузовиках ЗИС-5 прошли этот зимник за 60 дней. Тогда его длина составляла 1300км. Сейчас от Батагая до трассы «Колыма» ~800км (плюс-минус 50км в зависимости от выбора дороги). Видимо, тогда зимник шёл как-то иначе, а потом его спрямили. И плюс к тому считали его расстояние, например, от Хандыги. Увы, более подробной информации об этом первопроходе в интернетах я быстро не нашёл.
Едем дальше, «нормальная» ровная (отсыпная) дорога закончилась, пошли бугры с кочками, как вдруг нам опять показали местных лошадок:
Поворот на очередной Томтор — посёлков с таким названием в Якутии мы насчитали штук пять. А километров через 20 будет ещё один населённый пункт — село Токума, — а потом до следующего человеческого жилища примерно 550км бесконечного зимника.
Периодически расходились со встречками, обгоняли попутки:
И дальше-дальше-дальше, куда-то вверх, к какому-то очередному перевалу:
Картинки красивые, но менялись они не слишком часто. Посему главное здесь — терпение. Часами ехать и получать от этого удовольствие.
Перевалили какой-то безымянный перевал (или просто «водораздел») — теперь то же самое, но зимник идёт чуть вниз:
Время к обеду — а тут как раз и кафешка придорожная… Верней «призимничная».
Называется «Чолбон». Вот здесь на карте, на берегу речки Нельгесе. На расстоянии примерно 150-200км от ближайшего другого обитаемого места.
По приборам от Батагая до этого места мы ехали около 220км (как оказалось, спидометр немного врёт — у нас колёса были нештатного размера). Проехали это расстояние более чем за 8 часов, средняя скорость 25км/ч — даже с учётом «быстрых» первых 40км дальше двигались 15-20км/ч по зимникам. За бортом совершенно «никакие» -15°C.
Тут у нас случилось счастье — после придорожной столовой Чолбон начинается речной зимник, то есть ровный лёд! Вот съезд на него с обычными для выхода на лёд знаками:
Причём можно ехать хоть налево вон туда ->
Или же направо, в другую сторону ->
Налево покороче, но затем после льда долго по грунтовому зимнику с вые.., извините, с выбоинами и колдоё.. — ещё раз приношу извинения, с колдобинами. А также с прочими дорожными неровностями. Аж 280км с эпизодическими участками по речному льду. Направо — длинней на ~100км, но зато сначала 130км по льду, а потом нам обещали более ровный путь к нашим целям.
Само собой, ушатанные первой 180-километровой частью настоящего наземного зимника, мы с трудом представляли себе отшатать ещё 280 таких же километров за этот же день. Посему все дружно свернули направо!
Эхх, как же прекрасно, «легко и сладостно» (с) неслись мы по этим ледяным километрам!
Зимник петляет то направо, то налево — а ты несёшься по нему абсолютно счастливый:
Пока вдруг не надо резко оттормаживаться перед внезапными ледяными сюрпризами вроде дырок во льду, резких поворотов, а также случались «ступеньки» с «трамплинами» да выезды на грунт отмелей. В те моменты было не до фотоаппаратов, посему все фотки просто оптимистичны:
Потом, увы, стемнело. Наша фототехника из кабины машинок снимать что-либо отказывалась, да и нечего там было фоткать. Мы ехали сначала в сумерках, потом в полной ночи. Сначала всё ещё по речке, а потом уже по свежей дороге, местами неплохо отсыпанной, которую совсем недавно проложили к какому-то новому руднику.
По мере отслеживания данных на наших навигаторах становилось ясно, что к цели нашего сегодняшнего перегона мы приедем только ранним утром — а оно нам надо? Лучше поспать хоть как-то в ночи, чем долбиться до упора, но зато весь следующий день спать ровно и на мягком.
Посему решили искать место для ночёвки в машинах — к тому же на промышленных дорогах (как именно эта, но и не только на этих) каждые сколько-то 30-50-больше(?) километров устраивают специальную парковку в стороне от дороги. Мы едем и едем, выбор у нас большой. Но что-то начинает заметать снегопадом, видимость падает — ага, а это мы на какой-то перевал залезли! Хотели там переночевать, но тут здравый смысл заявил, что нас отсюда просто сдует — давайте ночевать где-то пониже.
Так и сделали: по серпантину спустились в долину — а там и местечко обнаружили. Вроде вместе со всеми дальнобоями-самосвалами, но чуть в сторонке. Кулуарно, так сказать, даже камерно.
За день поставили рекорд: 16:30 в дороге (шестнадцать+ часов за рулём!), но проехали не так много — всего ~530км (напоминаю, что спидометр врёт в меньшую). За бортом — весна! Какие-то минус восемь.
Как ночевать в машине, которая под завязку упакована разным дорожным и личным скарбом? Соглашусь, не вполне комфортно. И если на заднем сиденье (где у нас было только по одному человеку) ещё можно устроить что-то вроде полулежанки, то на передних креслах — только откинуться, а дальше — как в эконом-классе самолёта. Устроился поудобней, задремал, вырубился, очнулся — вот так мы здесь и ночевали.
Можно, конечно, взять с собой тёплые палатки с прочими ночными удобствами — но, увы, запихать всё это в наши Танки не представлялось возможным вообще никак. Посему «а поутру они проснулись» (с) ->
Проснулись, протёрли глазки (салфетками, умываться — воду надо греть), позавтракали (а вот для этого воду греть надо, но значительно меньше), попили также горячих чаёв-кофеёв, посмотрели по сторонам — а там всё та же метель-бураны, но по вершинам. Как же хорошо, что мы на предыдущей точке где-то на перевале не остановились на ночёвку! — и дальше в путь-дорогу.
Всё в той же снежной обстановке, хоть и менее сложной:
Потом стало чуть светлей и без снега:
Утро близится, и «соооолнцеее взойдёоооот!» (с)
Не обманули — взошло!
А как солнышко взошло — картинки стали более яркими, контрастными, созерцательными:
Эхх, по таким долинкам — ехать и ехать!
И дорога куда-то туда в бесконечную змейку…
И вот так тоже, и небо красится цветами нового, заполненного сплошным оптимизмом дня!
Ага, полезли куда-то наверх.
Да, точно, объезжаем какие-то нижние препятствия по верхним холмам:
Наверху — ого! Это не перевал, но просто дорогу так протянули, что здесь она на вершине холма. Во все стороны — красотища полная и отпадная! Эхх, это своими глазами смотреть надо…
Посмотрели — надо и дальше двигать. Тем паче, что дорожка тоже прекрасная по виду! Да ещё и в обрамлении солнечное гало:
А потом трасса предсказуемо сваливает вниз и вниз:
Красоты внешнего мира при этом совершенно не теряют своего отсутствия каких-либо красок :)
Ага, а вооон там уже и горы Верхоянского хребта показались:
А вот и всё! Мы почти доехали до Тополиного (это здесь на картах) ->
Схождение путей: направо — старый зимник, налево — новая дорога, которую обещают сделать круглогодичной и когда-то дотянуть до Батагая.
Кстати, за все ~300км, которые мы ехали по этой новой дороге, если верить моему склерозу, нам вроде бы встречался единственный вид транспортного средства (как встречного, так и попутного) — китайские самосвалы Ситрак, которые куда-то что-то по делам везли. Их было не так чтобы густо, но вполне обильно. Сколько их там на этих 300км — сотни самосвалов? Тысячи?
Ага, похоже, что они возят руду с месторождения серебра «Прогноз».
Эхх, всего-то 110км до финиша не дотянули. Но и не надо было. Нормальные герои всегда ночуют ночью :)
На забортные градусы даже смотреть стыдно :)
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.