25 апреля, 2024
Знакомьтесь: Нера. Подробней будет = Усть-Нера.
В предыдущем рассказе об автопутешествии Якутск-Тикси-Якутск я оставил вас на перевале Ольчанский, на самом пороге Усть-Неры.
Где такая Усть-Нера? Что нам тут впаривают? Отвечаю. Есть такой посёлок. Он очень, даже весьма очень далеко от вашего местоположения. Но там тоже есть активная жизнь, душевные люди, центральное отопление и прочая разная цивилизация. А в магазине — всё что хотите: даже мороженое на любой вкус, крафтовое пиво, вискарь и оригинальная кока-кола :)
Так вот, если вы хотите знать, как выглядят столь дальние от большинства из нас места обитания человека разумного, то можно посмотреть мои фотки и ознакомиться с рассказами. Если вы любопытствуете, как там живётся, то нужно ехать и жить там какое-то время. Если же интересует статистическая информация, то Усть-Нера в Википедии вам в помощь: основан посёлок в 1937-м (золото мыли), население 4+тыс.чел, климат очень резко континентальный:
«… с очень холодной и длинной зимой и коротким, но тёплым летом.
Средняя температура -15.4 °C.
Среднегодовая норма осадков — 237 мм.»
Поскольку с третьим вопросом разобрались, а по второму у меня никакого опыта нет, то для дополнительной информации придётся довольствоваться фотоматериалом. Вот, например, одна из центральных улиц этого посёлка:
А вот так выглядят окраины:
Усть-Нера находится недалеко от Хандыги, ровно посередине трассы «Колыма», на примерно 970м километре дороги (если верить дорожным знакам).
Вот так этот населённый пункт выглядит в разгар лета (эта и предыдущая картинка из Википедии).
Воздух чист и прозрачен на летней фотке. Однако когда здесь под -40°C, а особенно за -50°C …
…то окружающий мир окутывает изморозная дымка, вот такая при -36°C (если верить градуснику на фотке выше).
А вот такая видимость вокруг — например, на утренней заправке машинок (фотка 2022г.) =>
Видимость, конечно, не нулевая, но что-то близко к тому. Или это глаза замёрзли? :)
Фотка выше сделана в том же феврале 2022-го, когда утром градусник показывал нам оптимистичные «-47» =>
Так вот, в этом сезоне, который при тех же географиях выпал на тёплый март (минус-30 и около — здесь это тепло!) нам удалось погулять по посёлку и посмотреть, как оно здесь устроено. Из самого неприятного: односолодового виски в местном магазине обнаружить не удалось. Пришлось довольствоваться «Ред Лейблом», шоколадным мороженым, да и разного другого в дорожку прикупили. Фотоматериалы отснять не догадались. Но супермаркет впечатлил размерами, ассортиментом и интерьером (в хорошем смысле).
Зато на другие местные объекты полюбовались. Краеведческий музей:
Был закрыт, да мы особо после длинной и долгой дороги по музеям и не скучали. А вот облезлые призраки надписи ушедшей эпохи: «Союзпечать — Телефон — Телеграф» // так и хочется добавить «и без СМС» // здание продаётся, если что :)
Домики жилые обновляют и украшают:
Вечная мерзлота, само собой. И трубы все вот таким образом:
Ильич совершенно безысходно выглядит. Ну, что поделать, с кармой не поспоришь…
Детская площадка! Новая, но сейчас под минус-сорок…
И военный мемориал в конце улицы, почти у самого берега Индигирки:
А нам же — ехать дальше.
И вот рано утром мы, все такие уверенные в себе и самомотивированные, проснулись, позавтракали согласно графику работы местного ресторанчика «У Петровны» (хотя хотелось бы и пораньше), загрузились в наши машинки и…
…помахали Усть-Нере ручкой. Спасибо, и пока! Кто же тогда знал, что мы сюда ещё два (ДВА!) раза вернёмся… Усть-Нера в ответ выпыхнула столб густого угольного дыма и от всей души пожелала нам счастливого пути:
Наш первоначальный дальнейший план вёл на север в Индигирскую трубу, но тут прозвучал первый (и, к счастью, последний) звоночек о корректировке маршрута по погодным условиям. Уже на подъезде к посёлку информированные источники нам намекали, что планы проехать по Индигирке и через трубу немного под угрозой. Потом ещё раз пояснили, что в текущем положении это дело весьма рискованное. А в итоге показали вот такие убедительные доказательства опасений:
// Кстати, вроде бы именно этот углевоз мы потом видели через две недели, когда мы всё же добрались до трубы, и где этот самосвал наконец-то вырезали из льда. Само собой, с потерями, но вытащили. Вот такая там работа…
Было сказано, что дальнобои вчера-сегодня-завтра идут «по фары в воде» (прорыв из притоков, ключей, или Индигирка выше трубы давит — непонятно), и что нашим «гражданским» машинкам там вообще делать нечего. Возразить было нечего…
Поэтому мы немного с грустью посмотрели на нулевой километр заветного зимника «Индигир»:
И поехали в объезд по альтернативному варианту.
Сначала немного по трассе «Колыма» дальше на восток:
А затем свернули на север по зимнику «Арктика». Вот тот самый мост, от которого этот зимник и начинается.
Но это уже тема для отдельного рассказа.
Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.