21 ноября, 2022
Каир глазами мимолётного туриста.
Читателю моего блога хорошо известно, что его автору приходилось бывать в самых разных географиях: холодных северах и тропических экваторах, да и на самых дальних студёных югах заполярных. По дороге бывают страны побогаче, регионы победнее. Бывает, что накидываю иногда восторженных комментариев. Однажды про Сингапур было сказано: «город-сказка, и снимать приключения Незнайки и его друзей в Солнечном городе можно совсем без декораций». А иногда и печальных: например, про житьё-бытьё на Мадагаскарщине: «отчётливо видно, что ВВП (ППС) ближе к концу списка». Разное бывает. Обычно стараюсь давать больше позитива, но про город Каир это не получится…
Да, есть, конечно, здесь новые кварталы и районы. Например, Новый Каир при всей местной суете, какой-то неприбранности и вездепроникающей пыли — это вполне себе свежий и приличный район. Или деловые и министерские кварталы Smart Village — тоже вполне достойные картинки там открываются.
Но при этом в других местах какие-то совершенно безумно брутальные старые районы многоэтажек с просто чумовой плотностью — окна-в-окна. Полный зашквар какой-то там творится — размеры застройки по несколько километров в разные стороны, высотность зданий по 10+ этажей (как показалось), а расстояния между стенами считаются метрами! (не десятками метров, а просто метрами!)
Увы, проезжая между этих кварталов, я как-то постеснялся снимать фотокартинки, о чём жалею. Посему буду тягать материалы из интернетов. Или вот, например, со спутниковых снимков:
При этом архитектура этих строений… запредельно брутальна. Например, вот картинки жилых домов на первой линии вдоль Нила:
Впечатляет, согласны?
[ беру перерыв, поскольку прямо сейчас пора паковать чемодан, прыг в машину — и на самолёт бы не опоздать ]
Так откуда такая плотная застройка? В нашем Клубе предложили версию, что из-за жары — в 2-3 метровую щель между 10+ этажками солнце не попадает практически никогда, прохладно. Но сразу вопрос — почему в соседних странах таким «эффективным» способом не охлаждают строения?
У меня есть альтернативная версия. Ещё раз взглянем на пример адской каирской застройки:
За что-то зацепился взгляд? У меня тоже! Может они свои «грядки» под строительство продают?
Т.е. получается вот такая «экономика»:
1. Есть плодородная земля, но её немного.
2. Всю её давно поделили и попилили на ленточки.
3. Со временем эффективность земледелия выросла плюс орошение других земель, плюс импорт.
4. Население тоже эффективно выросло, где-то жить надо. А хочется, где плодородней.
5. Экономическая целесообразность «продать сейчас» становится выше, чем «горбатиться и кормиться».
6. Государство где-то в отдалении занимается своими другими важными делами.
7. Профит.
Небольшое отступление по поводу плотности населения.
На самом деле, Каир — далеко не чемпион. Вот интересный ресурс — список городов с наиболее плотным населением. // там всё же «фильтровать» надо — ну что такое «город с площадью 1кв.км»? — смешно.
Так вот, в Каире из этого и других источников где-то 16-17тыс.чел/км², что в 3+ раза больше, чем, например, в Москве или Лондоне. Однако Каир — далеко не лидер «в гонке плотности населения». Если брать действительно значимые по размеру города, то, конечно, с Филиппинами и Бангладешем соревноваться бесполезно. Но в голове сразу возникает вопрос — а что там по поводу Нью-Йорка? (который в моём личном списке «топ-20 главных городов планеты«). Ага, Манхэттен = 27тыс-на-км. Верю, не удивлён.
Что дальше? Столица Пакистана Карачи (не был) = 25тыс. Ого! Париж = 20тыс! Плотнее Каира! Ладно, а мой любимый Сингапур, например? 7800. Но при этом — город-сад, куда прям очень хочется снова вернуться :) Гонконг? Был-видел-рассказывал. Пробовал… вкусно! :) Плотность населения = всего-то 6700. Токио и японцы? Много раз, всё уже сфоткано и рассказано. 6400 человек на километр? Не верю :(
Однако пора возвращаться к особенностям градостроительства в Каире.
Итак, по моему убеждению, адская плотность застройки вызвана тем, что землю под застройку продают «лоскутками». Теми самыми «грядками», на которых раньше выращивали разное сельскохозяйственное. И стараются выжать из этих площадей максимум. При этом какое-либо госрегулирование [практически полностью] отсутствует. И вот вам результат: сплошные человейники, расстояния между стенами — несколько метров.
А самое любопытное — как сквозь такую застройку прорубали новые дороги.
Обратите внимание — некоторые дома просто срезали! Часть снесли, а часть оставили! Как ножом вырезали — и стены бывших комнат стали внешними стенами.
Я что-то настолько был ошеломлён этими видами, что ничего сам не сфоткал. Посему вот вам фоток из интернетов.
Срезанный дом (источник) ->
Прорубание дороги сквозь жилые кварталы (источник).
Жилые кварталы и дорога (источник).
Кому ещё интересно — можно вот сюда покликать.
Конечно же, не всё вообще так плохо, есть и вполне неплохие (новые) кварталы. Например, упомянутые выше Новый Каир (вид со спутника — кликать сюда кому любопытно) и местный IT-район Smart Village (спутник). Но старые районы — это какой-то адский ад.
На дорогах здесь тоже нескучно. Пешеходных переходов замечено не было (за исключением нечастых мостов над самыми оживлёнными участками). Посему народ просто перебегает дороги в нужном ему (народу) направлении. Выглядит всё это с непривычки жутковато. По хайвею несётся неоформленный автомобильный поток (на разметку здесь внимания не обращают), а поперёк его в разные стороны снуют смелые пешеходы. Ой. Фоткать это у меня рука тоже не поднялась, о чём теперь жалею.
И пробки. Они здесь бывают просто адовы…
Однако разбавим бочку дёгтя ложкой мёда. Прогулка на кораблике по Нилу в немного дождливую погоду. Просто фотки. В качестве «посмотреть какие там виды показывают». Местами неплохие.
А также на закате забраться на ТВ-башню и осмотреть всё вокруг ->
Процесс покупки входных билетов чем-то напоминает рыночную торговлю, посему запасайтесь терпением и готовьтесь к очередям, даже если у вас «fast track».
Но зато виды сверху — норм!
Пирамиды Гизы сквозь городской смог вытарчивают ->
Парки и деревья тоже присутствуют:
А нам — вооон в ту пробку, а потом чемодан-самолёт-Луксор.