Трасса «Колыма»: от Оймякона до Хáндыги. «АД», «Внимание!» и «Тёплый ключ» — в наших руках.

Знакомство [очередное] с Оймяконом закончено, пора двигаться дальше — впереди 470км по карте (500 по факту наезда) до следующей ночёвки в посёлке Хáндыга (ударение на первое ‘а’). Дорога весьма красочная, до основной трассы 150км по снежному лесу (который позавчера в сумерках проехали), затем 200+км по обалденной зимней горной дороге, а завершающие 100км уже по немного скучным равнинным пейзажам. В солнечное время суток всё смотрится гораздо позитивней! Примерно вот так:

Дорога режет горные хребты, а потом спускается на равнину ->

Всё вместе за этот день получается примерно вот так:

Почему Оймякон = Полюс холода? Да просто по той причине, что эти местности находятся внутри горной «чашки», которая окружает пространство со всех сторон и держит внутри стылый воздух. Геометрия пространств + жёстко континентальный климат = дают запредельные на таких широтах и высотах температуры окружающего климата. Вот и весь секрет — почему здесь минус-пятьдесят/шестьдесят случается.

Вид на всю «чашку» Томтора и окрестностей — с ближайшей горки, прямо над входом с штольню «царства холода». Это вот здесь, чуть в стороне от тракта:

В целом — обалдительно!

Ночь в Томторе в гостевом доме у Ивана Заболоцкого. Домик весьма комфортный, тёплый, уютный, туалеты городского формата и внутри помещения (единственная ночёвка с туалетом на улице была в Оймяконе), душ и баня есть, бассейна и спортзала пока нет :)

Вокруг вот такие пейзажи, посему пора топить баню…

Кухня на всех в центре дома, а по сторонам — двери в номера. Уютно, тепло, батареи горячие — просто отлично!

Банька хороша… как рассказывают очевидцы. Поскольку мы джентльмены, то обычно милых дам запускаем в баню в первую очередь. А поскольку я всегда и всю дорогу за рулём, то уже второй раз подряд так и не дождался «мужского времени» — вырубился и уснул… Фотки сделал уже утром :)

Тем временем на улице образовалось немного ниже минус-50 наших любимых градусов…

Хозяин гостевого дома Иван (интересно, какое его настоящее якутское имя?) рассказал мне, как определять уровень холода: теплее минус-50 или же нет? Он сказал так: если сильно выдыхаешь из себя воздух и получившийся пар слегка потрескивает — то это означает, что ниже минус-пятидесяти. Если выдох не трещит — то можно одеваться полегче :)

Оказалось, что при минус-50 и чуть ниже инеем покрываются даже собаки…

Потом быстренько загрузились в наши красивые машинки, заехали на холм и понеслись дальше к новым приключениям! Дорожка волшебная, так бы и ездил по ней туда-сюда, туда-сюда… с сохранением текущего уровня зарплаты, само собой :) Самолётик какой-то сверху пролетел — конденсационные следы на небе здесь случаются, но не слишком часто.

Ещё раз повторюсь и не буду уставать повторяться: везде вокруг белая сказка какая-то!

«Переходный» — это ручей. А период у нас сейчас «переходной». Но мы тогда об этом ещё не догадывались…

Кстати, ехать по этой дорожке со скоростью 60-80км/ч = огромное приключение! Неожиданные повороты (если в навигатор не смотреть), снежные виражи…

Просто ручей «Ручей». Ещё не наименовали. Предлагаю назвать его… Ну, сами придумывайте.

Наш уже любимый знак «101-й километр». Ну, просто он в хорошем фотогеничном месте установлен. Оттуда чуть раньше (если ехать в середине января) в это время показывают рассвет:

// Вон там было про рассвет, в прошлом сезоне. В январе солнышко попозже встаёт над горизонтом :) А в феврале — уже полный норм, на два часа больше светового времени.

А вот они и мы, красавцы!

«Внимание!» — знак на месте, что означает, что речку не переименовали!

// Дело в том, что в прошлый раз в нашем Клубе случилась небольшая дискуссия о том, что ручей «Внимание» впадает в ручей «Кыс» чуть раньше пересечения со Староколымской трассой… Короче, каким географам верить, каким нет — не моя рабочая специальность. Но факт неоднозначной картографии — вот здесь.

Чуть дальше — почтенные, но немного непонятные знаки якутской географии. Мы к этим делам относимся с уважением, посему необходимые церемонии были проведены (как и раньше были, как и дальше будут). С местными духами (да и с любыми другими) лучше иметь доверительные отношения.

«А.Д.» = Авто-Дорога, а не то, что вы подумали :)

Если с ответвления глянуть, то будет так. Никакой информативной нагрузки это не несёт, просто о том, что знаки везде расставлены — и они достаточно свежие.

Ой! На полянке вдоль дороги лошадки тусуются… Как же им тут в такие погоды выживать приходится? Хотя, наверное, ко всему привыкаешь. И покрываешься шерстью, как мамонт, когда совсем уже стыло. Но главное — не только защититься шерстью, но ещё и не вымереть как мамонты, да.

Ой, совсем забыл про «ещё больше фоток чудесной зимней дороги» выложить — вот вам!

Эпизодически некоторые названия радуют…

Да и просто хорошо — едешь, да и едешь. И снова снежные чудеса по обеим сторонам путешествия…

Ну, всё на этом про «Полюс холода»- огромное спасибо, до встречи! Обязательно надо вернуться! А мы сворачиваем на уже привычную нам трассу «Колыма» ->

Дальше до перевалов немного традиционно красивой, но уже немного приевшейся дороги:

Как тут у нас очередной сюрприз! «Бедолага» (он же «Пятый» — по номеру в колонне) окончательно засаботировал наше путешествие, заглох прямо на дороге и категорически отказался реанимироваться. // Про «опрощение» машинок для северных условий и вынос из них всего избыточного я уже рассказывал. Но на эту машинку ещё случайно апдейт софта накатили — и она заболела, ещё в Магадане. То, что её вытянули аж почти до Хандыги — это респект мастерству парней из «Авторазума» (эта компания нам всё и организовала).

Ну, потянули на тросе…

Кстати, знаете, почему нельзя тянуть на тросе коробку-автомат? Мне говорили, что там просто масло в коробке закипит. А знаете, почему при минус-пятидесяти можно тянуть на тросе коробку-автомат? Вы угадали! На таких температурах масло может только замёрзнуть, а никак не закипеть :)

Всё на этом с дурацкими проблемами — едем дальше! Случаются резкие эквилибрические повороты с эксцентричными названиями, например, «Заячья петля» ->

А вот тут дорога становится чуть менее комфортной, надо следить за руками. И ногами тоже.

Тут какие-то особо сложные хребты со скалами, посему бывает и узко, и с поворотами, и встречные дальнобои тяжёлые и уверенные… Короче, туристическому транспорту здесь расслабляться не следует.

Кстати, в прошлом году мы ехали по мосту… Надеюсь, что это быстро починят.

А сразу дальше — отличный участок! Просто хайвэй какой-то.

Но потом после длинного расслабона:

Участок «Чёрный прижим» — когда-то это был один из самых (или самый) сложных участков на трассе. Вроде бы внизу всегда была груда свалившихся с откоса грузовиков. Так вот, нет больше этой удали и размаха. Раскатали «чёрный прижим» в обычную двухрядку.

Дальше дорога идёт к ещё одному сложному месту, которое называется «Жёлтый прижим» ->

А всё, и это чудо колымских автомастеров бездарно и окончательно утрачено. Теперь там ровная двухрядная гравийная дорога. Если так дело и дальше пойдёт, то её ещё и под асфальтобетон закатают!

Но — красивенько!

Дорога чуть спускается с гор — ключи с открытой водой. При местных температурах (ну, вы же уже знаете) — такое тоже бывает.

Ага, качество дороги опять чуть падает. Но ненадолго.

Всё, спустились на равнину. Увы — дальше красот таких больше не будет. Но зато можно посмотреть на вариант будущих путешествий: здесь начало зимника «Яна» ->

Туда мы ездили в прошлый раз. А вдруг поедем ещё? Едем дальше! Впереди — закат.

По дороге к ночёвке в посёлке Хандыга есть ещё один туристический объект, который не следует пропустить.

Село Тёплый Ключ, музей «Магаданская трасса». История как, когда, зачем и почему строили дорогу из Якутска в Магадан. Если кратко, то главной задачей была добыча максимального количества золота для форсажной индустриализации страны (закупки технологий) и затем гарантий по ленд-лизу (вторая мировая). Возможно, что я неправ — мне самому интересно куда, почём, за что и почему ушло золото местных колымских приисков.

Но — чур меня! Добро пожаловать в музей ->

Всё здесь для дороги, которая к золоту, которое — дорога ко всему! «Ну, как-то так…» (c)

И дорогу прорубили, и что до сих пор здесь жизнь есть, дорога действует — полный восторг, респект и восхищение!

Музей небольшой, но весьма познавательный.

Ааай, ой — косяк нашёл! Вот эта фотка — это не трасса Колыма, это от зимника «Яна» — я там был, видел, сфоткал, знаю, — что знаю? — да что я «перфекционист», посему даже мелочь должна быть правдой. Вот эта фотка ГУЛАГ-лагерной вышки здесь неуместна.

Поскольку это вышка на 138 километре зимника «Яна», я там был и видел.

Извините за занудство. Я его называю «перфекционизм».

Ну, всё на этом про дальнейшее продвижение нашей автопробежки по суровым пространствам. Из Тёплого Ключа ещё одна фотка:

А дальше мы через 70км вполне для местных условий комфортной дороги приехали в Хандыгу — где и будем ночевать сегодняшнюю ночь. // Я — пока мы по музеям ходили и «Бедолагу» на тросе дотянули. До финиша приехали с разницей около часа.

Остальные фотки из экспедиции МЯБ здесь.

Прочитать комментарии 1
Комментарии 1 Оставить заметку

    Сергей

    Добрый день. Очень занимательная и интересная у Вас была поездка. А самое главное, это что Вы совершили в зимний период, это очень серьезно. Мы ездили по России на Тойоте Hilux, последняя поездка была во Владивосток. А теперь собираемся этим летом отправится на Land Rover Defender в г. Магадан из Москвы. И у нас к Вам вопрос, где можно в конце маршрута пройти плановое ТО на Defender, так как машина еще на гарантии. Или там есть обычные сервисы кто знает Land Rover. Спасибо

Оставить заметку