11 апреля, 2022
От Сусумана до Усть-Неры по трассе «Колыма». Красиво, аж мурашки!
Во второй день автопробега Магадан-Якутск-Байкал нам было необходимо доехать до следующего достаточно крупного населённого пункта по трассе «Колыма» — посёлка Усть-Нера. Именно «необходимо», поскольку ночевать по дороге больше негде. Есть небольшие сёла, но никаких гостиниц там нет и не никогда не было. Расстояние в целом небольшое — всего 390км по карте (по факту 415), дорога красивейшая — едем!
Как и практически везде в этих краях — дорога гравийная, но почти идеально ровная, снег почищен, отбойники и знаки где нужно расставлены.
Наш любимый километровый знак «1111» :)
Однако непредсказуемые неожиданности тоже выскакивали… Об этом чуть позже.
Маршрут на сегодня вот такой:
Ночью в Сусумане было под -50°C, утро стылое, морозное. Выхлоп от машин висит над дорогой плотным туманом — приходится держать дистанцию, иначе вообще ничего не видно…
Ну, поедем покатаемся по населённому пункту!
Выбор названий центральных улиц в таких местах обычно небольшой: улица Ленина или же улица Советская (или Советов). В данном случае — второй вариант :)
Поворот на улицу Ленина…
Вот — весьма необычная конструкция.
Это «МБУ ДО ДДТ». Всем всё понятно? Или оставить загадкой… Нет, она разгадывается совершенно просто одним поисковым запросом. Итак, сиё загадочное восьмибуквенное сочетание означает «Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом Детского Творчества» (оно же «Станция Юных Техников»). А кабина самолёта появилась здесь как учебный класс авиамодельного кружка — всё это благодаря местному энтузиасту. Подробней про это здесь.
Ильич на стене — и вполне аутентичные красные флаги.
Судя по внешности, сусуманский Ильич регулярно посещал тренажёрный зал, а именно секцию тяжёлой атлетики.
Вот такой посёлок Сусуман.
И — весьма прохладно.
Было немного неловко, когда мы на морозе все закутанные и замотанные, а народ мимо на работу идёт, одевшись, конечно, по-зимнему, но не как мы — до пингвиньего состояния. И вдруг куда-то мимо нас торопится девушка — в простенькой пуховке, джинсах(!), ну, хотя бы спасибо, что в шапке! Я почувствовал себя как африканский студент, приехавший зимой в университет дружбы народов :)
Ещё одна достопримечательность Сусумана — памятник Татре. Эти грузовики были здесь одним из основных видов грузового транспорта в 1960-1970х годах.
О! Кто-то цветы под колесо положил. Неужто живые? :)
Ещё несколько фоток — и пора в дорогу.
Напоминаю, что утром первым делом — заправка. Сервис становится всё более брутальным…
Зайти погреться, кофейку попить? До Якутска забыть про это.
Обращаю внимание на цены на топливо:
В Магадане было вот так:
Казалось, что впереди ещё один прекрасный солнечный день, отличная дорога, четыре сотни беззаботных километров…
Как вдруг — бабах! И наша пятая (замыкающая) машина еле уворачивается от лобовика и улетает в кювет.
А дело было так. Утренний морозный туман (напоминаю, что было под -50°C) да плюс дизельный выхлоп делали атмосферу над дорогой не вполне прозрачной. Особенно дымят гружёные фуры, тем более, что и движки у них далеко не новые, да и на таком морозе соляра выжигается не полностью — и за дальнобоями висит весьма плотная дымовая завеса. Караван из двух таких «тележек» встретился нам в 20 километрах за Сусуманом. Они были гружёные, шли очень медленно — «крадучись». Нашей пятой машинке не повезло — она поравнялась с дальнобоями как раз в тот момент, когда их догнала попутная вахтовка. Видимо, водитель «проспал» то, что он догоняет двух «черепах», тормозить на льду было уже поздно, он вывернул на встречку и вышел в лоб нашему «пятому». На видео всё понятно:
И вот вам результат ->
У водителя «пятого» отличная реакция! Он в последнюю секунду ушёл от удара и спрятался в кювете. Однако касание было, машинке чуть порвало заднее крыло да оторвало пластиковые молдинги на переднем крыле. Повезло, однако!
Но пришлось вызывать ДПС, поскольку дорожное происшествие, для страховой нужны бумажки, ну сами понимаете. И тут пришлось запастить терпением. Стремительные господа полицейские ехали 20км от Сусумана примерно ровно час времени. Мы даже гонца за ними посылали, узнать, что там и почему не едут…
Потом разные оформления бумажек, измерение места ДТП рулеткой, — в результате продолбавший попутный транспорт и устроивший кордебалет на дороге «профессионал на вахтовке» забрал у нас целых два часа дефицитного дневного времени 😕
Теперь же об этом происшествии немного с другого ракурса.
Ещё в прошлый раз, когда я рассказывал про особенности трассы «Колыма», были упомянуты отвалы пустой породы, оставшейся от золотодобытчиков. Кто-то из моих постоянных читателей тогда попросил у меня подробностей. Я запомнил, а когда подъезжали к этим местам (они как раз за Сусуманом начинаются) — сказал нашему лидеру (первая машина), что хочется где-нибудь остановиться и пофоткать эти отвалы. Ну, «будьте осторожней с вашими желаниями» (с) — «пятый» улетел в кювет и у меня было целых два часа ходить туда-сюда вдоль дороги и фотать старые золотые прииски…
Вот они — бугры, холмики и траншеи на десятки километров вдоль трассы постепенно зарастают кустарником ->
Уходят вдаль на бесконечные километры…
Яндекс-карты подтверждают: территории старых отвалов грандиозны.
Кстати, рассказывают, что современные технологии способны обогащать породу гораздо эффективнее, и не исключено, что по этим ландшафтам золотодобывающие компании пойдут по второму разу.
А дальше — сели-завели-поехали!
Дорожка — ах, как хороша! Погода сияет солнцем и ясным небом…
Первый перевал. Опять включается режим «зимняя сказка».
Заброшенный посёлок Кадыкчан, рассказывал про него подробно в прошлый раз.
В этом сезоне в сам посёлок дороги не было, не накатали. Любопытствующим пришлось пешком добираться.
На трассе практически сразу за Кадыкчаном — съезд на старый Колымский тракт. Зимой дорога непроходимая, но летом на хорошо подготовленных правильных(!) внедорожниках народ иногда катается — в ютюбах (или что будет вместо ютюба) есть репортажи.
Вот самое начало (или конец — откуда смотреть) Старого колымского тракта ->
Дорогу (этот участок) даже почистили. И кто-то туда-сюда на чём-то большом даже съездил — судя по следам. Едем дальше… Ага, угольные шахты и свежие отвалы.
Колымо-Индигирский перевал — ещё одно красивейшее (зимой) место!
Здесь можно остановиться и погулять туда-сюда, на картинки посмотреть.
Они издеваются, да? Как уже говорил, при запредельно низких температурах ехать приходится не быстрее 90км/ч — иначе машина развалится.
Сразу за перевалом — ещё много километров концентрированной красотищи.
Граница Магаданской области и Якутии — плюс один часовой пояс!
Любимый столб «1111» — поскольку неформальное название нашей операционной системы, как вы все хорошо знаете, «11-11» :) Ну, мы с Петровичем просто обязаны сфоткаться — каждый раз, когда проезжаем мимо этого знака :)
Темнеет, а тем временем трасса становится чуть менее комфортной — она идёт вдоль реки Неры, прижимаясь к горам. Местами бывает тесновато.
Всё, ночь. Засветло проехать не успели — «спасибо» той вахтовке.
Съезд на автозимник «Арктика». Кто знает — может быть, мы когда-нибудь и туда свернём?
И напоследок — мелкая неприятность. И что характерно — опять у «пятого», которого вскоре прозвали «бедолага». Замыкающая машина утром увернулась от вахтовки, а вечером словила колесом что-то острое. // За весь маршрут мы потеряли всего два колеса.
Всё на этом, ночуем в Усть-Нере.
P.S.: в комментариях к недавним рассказам народ удивлялся местным дорогам. Подтверждаю — тут есть чему удивляться. Несколько тысяч километров непрерывного удивления. Рассказывал и показывал про это в прошлом году. Вот, например: трасса «Колыма», удивление-1, удивление-2, трасса «Лена».
P.P.S. На всякий случай положу пройденный маршрут предыдущего дня от Магадана до Сусумана. Вдруг кому пригодится?