Как развести лоха?

Есть в природе необычные явления.

Иногда они прекрасны и безобидны, как горизонтальные водопады в австралийской Кимберли, каскадные водопады Игуассу или закаты на острове Санторини.

А иногда они ужасны и разрушительны как извержения вулканов с землетрясениями и цунами.

Бывает и просто статичная красота вроде гор и вулканов. Бывает и медлительное и стабильное шествие неизбежности, вроде ледников или предсказуемых горных лавин и прочих катаклизмов. А бывают ещё и наводнения, регулярные и ожидаемые. Не по причине «человеческого фактора» при проектировке и строительстве водоубирающих отводных труб и каналов, а просто «патамушта» природа здесь так отмерила. И в результате случайных факторов — ветра, течений, климата, рек — вода превращается в неуправляемую стихию, несущую разрушение и утопление для наблюдающих её сухопутных, да и водоплавающих тоже.

И одно такое неприятное в плане наводнений местечко есть в европейской части России, в Финском заливе, особенно в дельте реки Невы. Там по случайному совпадению расположен город Санкт-Петербург, история которого славится не только героизмом и победами, но и, увы, катастрофами. А их там было, и немало. Кому интересно — это здесь.

Кстати, по историческим меркам совсем недавно, всего-то в 1824м году, в Санкт-Петербурге произошло самое трагическое наводнение: подъём воды был более 4-х метров, погибло несколько сот человек (современные местные гиды сообщают: «пять тысяч человек погибли»), подробнее здесь.

Ну, хорошо, просто перечитайте «Медный Всадник». Вставляет. (кому совсем лень — попробуйте всухомятку здесь).

Ещё короче:

Многие слышали (вроде меня), но никто «из многих, включая меня,» так и не понял что на самом деле было построено (пока я не увидел своими глазами). Вокруг Санкт-Петербурга теперь есть дамба против всех вышеперечисленных водных природных безобразий. Т.е. «условный пушкин» теперь своего «условного медного всадника» пером по бумаге возвести не сможет. Наводнениям сказали «нет» и причем очень уверенно сказали.

Впрочем, профессионалы и сотрудники этого сооружения слово «дамба» не переносят на дух, справедливо аргументируя, что сие есть комплекс защитных сооружений от наводнений.

Немного техники. Задачка стояла такая: пропускать воду из Невы (там немало — гуглите/яндексите кому любопытно), но при этом при катастрофических приливных волнах из Балтики закрыть створки плотины, чтобы на несколько часов сдержать «финско-заливное цунами». И при этом гарантировать проход морских судов, да ещё и экологию не прогадить.

Проект изобретали аж вроде как с ранней середины 19-го века, но утвердили и начали работать только в 1979-м году (подробнее вот Википедия рассказывает). Потом пришла «победа развитого социализма», и в конце 80х стройку остановили. Затем в середине первых 2000х раскопали заброшенное, переделали проект и получилось нечто потрясающее.

Я тут пытался поискать аналогичные проекты водозащитных дамб и у меня не получилось. Они все как-то сильно мельче по размерам. Есть в Лондоне, в Голландии, на Эльбе… Но чтобы отгрохать 25-километровую дамбу сооружение с гарантированным стоком крупной реки, да с пропуском крупных морских судов — такого я не нашёл.

Вроде бы Новый Орлеан недавно озаботился постройкой аналогичного сооружения и после его постройки питерская дамба перестанет быть самой-самой-первой, но пока она вроде бы да. Ого…

Короче, защитное сооружение вокруг Санкт-Петербурга является самым значительным в мире гидротехническим сооружением этого класса. Я много раз вскользь о нём слышал, но глазами видел впервые и глаза мои от увиденного сильно-пресильно впечатлились.

Для простого внешнего наблюдателя это просто шикарный 25-километровый хайвей европейского уровня «от берега — до берега» через Финский залив. Ровный асфальт, разметка, указатели, съезды-заезды — просто «ах»!

piter-damba
piter-damba
piter-damba

Но если залезть внутрь, то там всё ещё великолепнее. Для выхода невской воды сделана масса проходов, которые в случае нагона воды из Балтийского моря перекрываются вот такими створами:

piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba

Для прохода крупнотоннажных судов океанского класса есть два сооружения. Одно из них — cеверный проход. Это канал, который в случае наводнения перекрывается многотонной хреновиной снизу-вверх (она, эта «дверь», лежит под водой на глубине 7 метров). Ширина «двери» — более 100 метров. Над ней мост, который при необходимости можно приподнять для прохода негабаритных судов. Да, в этом случае движение по дороге останавливают.

piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba

Второй проход — южный. Это ещё более колоссальное сооружение.

Это 200 метров в ширину и 16 метров в глубину. Этот проход при угрозе наводнения закрывается двумя плавучими створами, которые сначала выводятся на середину, а потом топятся. Набегающий напор балтийской воды из Финского залива сходит на нет, вода их створов откачивается, они всплывают, разводятся в свои «гаражи» и вуаля. Невская вода проходит, морские лайнеры и сухогрузы туда-сюда шастают.

ИсточникИсточник

А вместо автодорожного моста здесь устроили 6-полосный тоннель на глубине почти 30 метров.

piter-damba

Размеры конструкций потрясают:

piter-damba
piter-damba
piter-damba

И мимо этого торжества технической мысли туда=сюда следуют морские кораблики:

piter-damba
piter-damba
piter-damba

На мой непосвящённый взгляд «створки» выглядят как подводная лодка. Но технологии затопления и откачки воды, по идее, должны быть аналогичными.

piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba

Для вывода «створок» в рабочее положение к ним пристроен специальный электрический «бронепоезд» с «палкой-толкалкой». Вот он снаружи и снизу:

piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba
piter-damba

Короче: монументальный, уникальный технологический комплекс — обалдеть можно. Других слов и эмоций в сознании не зафиксировано.

piter-damba
piter-damba
piter-damba

P.S. Местную скаду (АСУТП) попросили не фотографировать. Но там всё нормально — местный технологический цикл позволяет в экстренном случае успеть всё порешать «ручным вмешательством».

Остальные фотки здесь.

piter-damba

А! Внимательный читатель задаст логичный вопрос: а причём здесь разведение лоха, обещанное в названии поста?

Отвечаю: «лох» — это самец лосося (в том числе балтийского лосося) в брачный период. Строительство питерской дамбы, якобы, ставило под угрозу это древнее занятие и потому (в том числе) вызывало сопротивление местного населения. К счастью, сооружение оказалось исключительно экологически дружелюбным и на жизненный цикл лосося не то что не оказало негативного влияния, а вроде как даже ему способствовало. Так что, вот вам ответ на вопрос «Как развести лоха — строить дамбы! :)

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку