С утра побрившись и галстук старый.

Не пугайтесь — это я. Да, в галстуке:

Но, как обычно, галстук на мне висит криво :) И он действительно старый, но почти не ношеный — махровый официоз меня накрывает нечасто, а в остальных случаях я предпочитаю удобную одежду.

25 октября 2025 года. в эфире Ханой, Вьетнам. Именно здесь в туманно-тёплое тропическое субботнее утро случилось историческое событие – подписание Конвенции ООН против киберпреступности. Ура, товарищи!

«Это первый за 20 лет юридически обязывающий документ, который задает единые международные стандарты для борьбы с киберпреступниками и создает основу для глобального сотрудничества в этой сфере».

Сам я на торжественной церемонии не был, поскольку не являюсь госслужащим, да и других дел есть некоторое количество. Посему — вот фотка с интернет-просторов:

На мероприятие я прибыл чуть позже… чтобы проверить, что они всё там сделали правильно :)

Поскольку о важности международного сотрудничества говорил уже много, очень много раз — и каждый раз повторялся, ведь истины не меняются.

Почему международная кооперация против киберзловредства — это важно? Да просто потому, что в киберпространстве нет ни границ, да и расстояний, времени тоже нет — всё происходит моментально, трансгранично, на любых расстояниях.

Кибернегодяи самых разных окрасок оперируют этих условиях, как у себя на кухне, делают всё, что хотят — и им практически ничто не мешает! В результате ущерб от них чудовищно огромен. От кибермошенничества, вымогателей, киберсаботажа страдают многие миллионы (сотни миллионов?) людей по всему миру, а целенаправленные профессиональные атаки парализуют крупные компании и организации, в том числе промышленный сектор и критическую инфраструктуру.

Чтобы расследовать подобные преступления, необходимо сотрудничество полицейских подразделений разных стран и согласованные действия прочих госструктур. Почему? Да просто вся полиция работает исключительно в границах своих национальных государств — это раз. А два: в разных странах свои юридические заморочки, подчас не стыкующиеся со стандартами не только далеко возлежащих заморских стран, да и просто с соседями иногда непросто договориться.

То есть кибернегодяи вольготсвуют в цифровых сетях как им возжелается, а медленные госсистемы не спеша переворачиваются с боку на бок — сначала чтобы осознать и обсудить возникшие там и сям киберпроблемы.

Глядя на эти картинки, уже, наверное, лет 25 назад (вернее, где-то в 2002-2003м) я начал говорить о том, что жизненно необходимо международное сотрудничество для борьбы с киберпреступностью. Что необходимо что-то вроде кибер-Интерпола или какая-нибудь организация при ООН, которая будет отвечать за координацию киберполицейских, обмен информацией, разработку единых уголовно-нормативных документов — и так далее.

По моим прикидкам, это четвёртая(!) большая попытка, и очень надеюсь, в этот раз всё получится. И эта дата (25 октября 2025 года) войдет в историю кибербезопасности — как день, когда наконец-то свершилось!

А что было до того? Сначала не было ни времени, ни расстояний, ни тверди, ни Интернета. И только флоппи-диски носились над Землёй, да модемы по ночам насвистывали коннекты по сети Фидонет. Потом же программисты познали грех, начали создавать вредоносный код, хакать туда-сюда — что весьма не понравилось всему остальному населению интернет-садов. И решили они злобных хакеров обнаружить, изолировать — да и послать куда подальше.

Произошло это примерно во время самых первых Интернет-червей. Когда никто никого в интернетах не грабил, а просто «шутили», запуская интернет-червя, который напрочь вырубал корпоративные сети (просто по ошибке, не по злобе), либо забивал интернет-каналы своим мусорным трафиком — ищите в интернетах описания сетевых червей «Мелисса», «I Love You», «Helkern» и прочее подобное.

Уже тогда стало понятно, что с этой нечистью бороться чисто техническими средствами невозможно. Нужно привлекать ресурсы «более высокого ордена» — и аж в 2001 году была подписана Будапештская конвенция о киберпреступлениях. К сожалению, в самой конструкции конвенции, в её дизайне, случились некоторые непримиримые с геополитикой противоречия. Можно сказать, была родовая травма, и поэтому эта конвенция так и не заработала больше чем в половине стран нашего мира. Инструмент есть, но он не получился пригодным для глобального использования.

Вторая попытка — Малайзия, 2008 год. Малазийское правительство решило озаботиться темой Интернет-преступности и киберсаботажа по полной программе — это был проект IMPACT. Они выделили серьёзный бюджет, построили небольшой, но комфортный офис, провели конференцию и церемониальное мероприятие открытия, но, увы, ничего громкого не получилось. Но фотки остались, хоть и в низком разрешении:

Третья большая попытка была в Лондоне в 2011 году. Помню, как принимал участие в конференции London Conference on Cyberspace, где большие люди – премьер-министры, президенты разных стран — они все, выступая со сцены с большими трибунами, говорили, что просто необходимо, абсолютно жизненно важно наладить сотрудничество. Потому что киберпреступность есть глобальное зло, ущербы становятся болезненными, надо как-то решать проблему. Поэтому давайте все вместе возьмемся за руки, друзья (с) — и так победим глобальное плохое киберзло, угрожающее нашему хорошему кибердобру. Ага, вот где про это было.

Тогдашний британский Министр безопасности и контртерроризма у меня за спиной модерирует выступления, между прочим!

Что вышло? Ничего не вышло. Поговорили, поручкались, поаплодировали, забыли. А дальше стало только хуже — вмешалась геополитика. Увы, сотрудничество между разными регионами и полюсами нашего кибермира практически прекратилось, оборвалось.

И это плохо, потому что это только на руку кибернегодяям из самых разных стран.

Так вот, наконец-то четвёртая попытка. Надеюсь, успешная. Что-то мне подсказывает, что это должно получиться. Потому что очень хороший знак, что в текущих условиях получилось договориться в рамках и на уровне ООН — тем более все основные пункты прописаны в основополагающем документе.

Что ещё?

Работы над документами велись уже очень давно, аж с 2017 года. В подготовке этой конвенции участвовали и наши эксперты, юристы, специалисты по коммуникациям. В результате получился Документ, и 25 октября его подписали.

Да, быстро конвенция не заработает. Да, её еще надо ратифицировать странам-участникам. Да, изменения будут происходить медленно и не всегда легко. Но дорогу, как известно, осилит идущий, и то, что у задачи нет простого решения, не значит, что ей можно не заниматься.

Кстати, там в конвенции много вполне земных полезных вещей – от практических механизмов по международному обмену информацией о киберпреступлениях, гармонизации терминологии и определений до такой весьма немаловажной вещи, как укрепление частно-государственного сотрудничества в сфере ИБ!

Так что – ура!

Что ещё сказать? — да здесь просто неплохо! Надо приезжать почаще.

Для полноты картинки следует добавить, что на мероприятии удалось выступить с пламенной речью:

Дать пару интервью местной прессе, выступить на местном ТВ:

Плюс несколько официальных и деловых встреч в городе.

Увы, туризма в этот раз никакого не было. Так что, на десерт всего несколько фоток дизайнерского отеля проживания:

Вид из окна:

До этого бара мы так и не добрались.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку