7 июня, 2023
Автономно-беспилотное будущее.
Прошлый пост с БелАЗа мы закончили на будущем. В смысле на попытке связать БелАЗ и будущее, отталкиваясь вот от этой картинки:
Дело в том, что эта машинка едет сама. То есть автономно. И груз туда-сюда возит абсолютно даром самостоятельно. И происходит это на самом настоящем карьере — вот здесь на картах.
Ага, цифра-цифра. Там сейчас везде практически цифра, о чём я рассказывал не так давно. И просто красиво!
Для придания волшебства беспилотности машинку достаточно серьёзно модифицировали. Поставили вот такой красивый белый ящик с мозгами:
Обвешали камерами в разные стороны:
По бортам тоже разными ёлочными украшениями украсили:
То есть вот эта махина огромного размера сама по себе катается и работу работает. Кибернетика, однако! И турист ординарный смотрит на эти чудеса и восторгается техническому прогрессу:
А машинка тем временем едет по своим делам. Груз приняла, груз ссыпала:
На самом деле я немного лукавлю. В кабине есть водитель. Но он ничего (повторяю: ничего вообще) не делает. Он там просто на всякий случай. Если вдруг что-то пойдёт не так, то он нажмёт на большую красную кнопку — и всё остановится. Но пройдут тестовые испытания, пройдёт нужная сертификация — и вот такие БелАЗы будут кататься по карьерам совершенно безлюдно.
Но на время тестов есть ещё один человек, который сидит в местном офисе и контролирует действия самосвала удалённо. Видимо, в недалёком будущем такие операторы будут следить сразу за несколькими объектами, чтобы в случае нештатной ситуации перехватить управление. За примерами далеко ходить не приходится — вспоминается моя поездка на шахту Фосагро в Мурманской области в 2021г.
А если сделать полностью безопасный (иммунный) пульт управления… То можно командовать работой таких вот устройств хоть из Владивостока, хоть из Калининграда — всё будет чисто!
А зайдём на палубу и покатаемся? Почему нет. Вид на место «раскопок»:
Самосвал едет по дороге совершенно самостоятельно. Водитель никаких рулей не трогает, педалей не нажимает, кнопки управления тоже игнорирует. Круто!
Ну, спасибо за покатушки. Таких в моей практике пока не было.
Но пора уже и самому сесть за руль. За руль настоящего 130-тонного самосвала. Машинка едет, это не постановочная фотка.
Впечатления от управления настоящим (самым-самым настоящим!) БелАЗ-ом — полный восторг! Машинка дизельная, но дизель-генераторы вырабатывают электричество, которое потом подаётся на электромоторы колёс (на два задних или на все четыре, в зависимости от «тяжести» машинки) и на прочие механизмы управления. В результате управлять рулём можно любым пальцем-мизинцем руки — настолько там всё мягко. А для «вперёд-назад» есть две педали справа и слева — газ и тормоз. Есть ещё какая-то средняя педаль, но нам сразу сказали, что мы про неё спрашивать ничего вообще не должны. А дальше — сел за руль, испугался немного, чуть потукал по «клавише», которая везёт машинку вперёд — и поехали! Вот на таком:
Ой… Абсолютно чудно! Что быть за рулём этой огроменной махины, что просто кататься на палубе сего карьерного гигантского корабля.
Типа, мы девчонок на палубе катаем :)
Короче, круть и масштаб, технологии и цифра. А как обезопасить цифру — мы с Петровичем очень неплохо знаем! Кузов, как большой зал. Пару столиков бильярда точно войдёт :)
Всё на этом! Ку! Пора уже домой…