30 сентября, 2022
Вечерняя афиша 30.09.2022: Захаров, Веллер и Б.Г.
Времена пошли какие-то совсем неспокойные, нервительные. В такие периоды жизни просто категорически надо отвлекать мозг от постоянной самонакрутки, иначе нестойкая психика может просто слететь с катушек. И по этому поводу есть у меня здесь на блоге подборочка, называется «вечерняя афиша». Здесь недавно прочитанное или просмотренное рекомендуется для самостоятельного изучения: интересные книжки, хорошее кинцо, да заодно послушать что-то правильное или необычное. Короче, пользуйтесь — там может оказаться интересно.
1. Начну с кино. Извините, сначала немного негатива.
Бродя туда-сюда по интернетам, всё чаще натыкаюсь на кромешный негатив по поводу современных фильмов и сериалов (ну, это про большинство из них). Хают то одно, то другое. Строго следуя мнениям публики, я не смотрю вообще ничего. Ну разве что только, если случайно в самолёте что-то подгляжу у соседа по ряду. Но это случайно, моментно, сразу отворачиваюсь. Поскольку — тьфу. Два раза «тьфу»: 1) подглядывать моей карме совершенно некомфортно; 2) что там показывают тоже «тьфу» :)
Кстати, какое-то время назад я уже упражнялся по поводам современных кин. Вот, например, про второй Blade Runner 2049 я здесь откашлялся. Про другие современные «кины» тоже бывало, но уже не помню. Всё какое-то проходное мимо и под палубой — пусть простят меня киношно-голливудские гении производства шедевров на потоке… да о чём я! — они же меня не читают. А я их не смотрю! :)
Но хорошее кино есть! Вернее — оно было. Мне тут подбросили в дорожку старое-доброе кинцо аж 1982 года! (я тогда закончил физмат-школу и поступал на высшее обучение, посему мне не до фильмов-шмильфов было вообще никак). Ну, что сказать… Через 40 лет после выхода фильма на экраны я таки умудрился его посмотреть!
И рекомендую всем: «Дом, который построил Свифт».
Фильм настолько лёгкий, прикольный с самого начала. Вы только перетерпите минут 5, дальше всё закрутится по полной программе и в лучших традициях Марка Захарова.
Ну вот, уже закрутилось ->
Сатира или не сатира? Если сатира, то на что именно? И в каких именно местах фильма? Нет, не так чтобы на это похоже…
Стёб?.. (окей, в те времена не было термина «стёб», как и многих прочих нынешних слов). Стёб на власть? Но как-то «власть» по ходу фильма становится соучастником происходящих в доме событий. Вообще, о чём кино?
— Джонатан Свифт окружён пустотой. Он нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли. А наш губернатор оказался хитрей. Он нанял зрителей. (цитата из фильма).
Или:
— Мисс Джонсон! У нас — радость! Доктор тронулся!
и прочие цитаты здесь.
Это отличное, готовое для индивидуального или коллективного просмотра кино. Образца 1982 (я не опечатался) года. Очень замечательное произведение (не побоюсь этого слова) искусства. Как и многие другие фильмы маэстро Захарова.
И не благодарите.
2. Теперь же пора порекомендовать какую-нибудь книжку. И это будет…
У меня на книжной полке в специальном уголке стоит небольшая подборка Михаила Веллера — вот на неё и упал однажды мой взгляд. И почему-то резко захотелось почитать «Великий последний шанс»… и — о ужас! Книжки на полке не оказалось. Очевидно, дал кому-то поглазеть на время, но получилось навсегда — такое случается. Хмм… и оказалось, что купить книжку достаточно сложно, пришлось искать у букинистов… но не суть. А вот я про что:
Когда-то годы тому назад Веллер писал очень неплохие философские работы и разную беллетристику — причём очень хорошим, ёмким и острым языком. Читать эти книги — большое удовольствие. // Почему «годы тому назад» — объясню чуть позже.
Так вот, главное: при чтении книжек уважаемого автора (особенно новелл вроде «Легенды Арбата») к содержимому и описываемым фактам нужно относиться осторожно, их надо фильтровать. Поскольку периодически информация, подающаяся как абсолютная истина, совершенно не соответствует действительности. Ну, приукрашивает иногда автор свои произведения, лукавит местами. Но зато всё остальное — ах! И восторг.
Итак, «Великий последний шанс» — разгромный трактат о той полной заднице, куда попала Россия на момент 2005 года. Кризис, везде полная разруха, тотальное воровство, никудышная армия. Как же интересно посмотреть на этот текст из 2022 года! Нет, серьёзно, а ведь в начале 2000х мы действительно были в тотальной заднице. // Прямо сейчас тоже, мягко говоря, несладко, но по совершенно другим причинам, от нас, увы, не всегда зависящим.
Немного в сторону — вспомнились картинки трассы Лена (Якутск — Невер) в 2006 и в 2021 годах. Разница впечатляет. Было — стало. // Фотки-2006 честно скопированы из интернетов, фотки-2021 — мои и Д.З.
Так вот, проводя анализ тотального коллапса и хаоса, Веллер делает неожиданный вывод: у России есть шанс воспрять, реорганизоваться и стать последней европейской страной… рядом с руинами умирающей Европы. Причём делать это следует путём введения временной диктатуры. О как!
Короче, читайте, наслаждайтесь, радуйтесь. И сравнивайте, вспоминайте — как оно было тогда житьё-бытьё в начале 2000х.
Немного цитат:
Вся политико-экономическая система сегодняшней (лето 2005) России запрограммирована не на созидание нового, а на расхищение старого. Поэтому государство не может быть реформировано…
Россия, значицца, тоже великая держава. И входит в Большую Восьмерку. Так. Так? И. Американский лидер ездит на «линкольне». Английский на «бентли». Немецкий на «мерседесе». Французский на «ситроене». Итальянский на «альфа-ромео». Кто там еще? Самурай на «тойоте»? А наш на чем? А наш тоже на «мерседесе». Как немец. Или богатый негр. … Русский президент должен ездить на русской машине! Пусть их хоть целиком вручную собирают, и обходятся они по три лимона штука!
Органически неспособный понять то, что он видит и слышит, современный журналист ретранслирует информацию потребителю бездумно, как одуванчик. Ублюдки из госадминистраций важно наименовали это «объективной передачей информации» и «уважением права потребителя на самостоятельную трактовку информации». Заметьте: западный потребитель информации сегодня неспособен трактовать даже такой мессидж, как «Маша мыла раму».
Наслаждайтесь!
И, кстати, почему «годы тому назад».
Да просто недавние творения бывшего неплохого автора как-то диссонируют с показаниями моих органов чувств. Как-то раз решил почитать чего-нибудь новенького, купил «Конец подкрался незаметно» (2015) — и немного обалдел. Там описывается всё та же Россия образца 90х и начала 2000х, но материал подаётся как зеркало современной реальности. Что, типа, всё разрушено и ничего не строится, всё в упадке и никакого подъёма, всё украли и давно вывезли — полная чернуха и безысходность. И это всё совершенно не совпадает с тем, что я видел, не так давно совершая поездку практически через всю страну — из Магадана до Москвы. Да, есть и разруха, и грязь, и бардак — но многое меняется, причём быстро. И в правильную сторону.
Короче, похоже, что современный Веллер пишет свои критические эссе про ту страну, которую он видел когда-то давно. И запомнил её в том виде, в котором она тогда находилась. И с тех пор из кухни на улицу не выходил. И когда я дочитал этот «Конец…» мне впервые в жизни захотелось выбросить печатную книгу в мусорное ведро, о как.
Кстати, где он сейчас живёт — в Эстонии? В таком случае завершу эту тему ещё одной цитатой из «Последнего великого шанса»:
…великая литература никогда не может возникнуть на чужой почве и в раздрае с исторической судьбой твоей страны и твоего народа. Ты художник? Так рискуй, страдай и умри вместе со всеми. Жестокий приказ ремесла.
3. Ну и что бы такого послушать? А давайте…
Можно по-разному относиться к творчеству Б.Г. Кому-то к нему совершенно равнодушен, кто-то от него балдеет. Можно по-разному оценивать его современные политические взгляды: кто-то к ним прислушивается, кто-то его презирает. Но моё мнение, что как человеку — ему можно думать и высказывать свою точку зрения, как ему захочется. Принимать решения и нести за них ответственность тоже. Но как поэт он от этого хуже не становится.
Итак, «Небо становится ближе»:
Гениальная песня, которая пару раз повлияла на принятие мною сложных и рискованных решений, которые потом стоили нам нереально больших инвестиций в… мягко говоря… в те годы это были совершенно непонятно-зачем-проекты. Но теперь-то всем всё стало очевидно что, куда и зачем.
Но голоса тех богов, что верят в тебя,
Еще звучат, хотя ты тяжел на подъем;
Одна знакомая барышня, впервые услышав эту композицию, сказала мне — «Весь Достоевский в одной песне».
Все пути начинались от наших дверей,
Но мы только вышли, чтобы стрельнуть сигарет.
Совсем всё на этом, читайте-смотрите-слушайте.