7 апреля, 2022
Дорога в Сусуман: правильное место для восторгов и приятных неожиданностей.
Однажды в Магадане, проснувшись ранним морозным февральским утром и скромно позавтракав в одноимённой гостинице, мы погрузились в симпатичные машинки и двинули по направлению на север. План на день был доехать до Сусумана (напрямую 630км), по дороге завернув на Колымскую ГЭС (ещё плюс туда-сюда 80+км). Итого суммарно по карте получается около 710км за день, по факту же (по спидометру) мы за этот день накатали 740км. Расстояние вроде бы совсем не пугающее, однако следует учесть, что при температурах около -50°C и ниже скорость движения ограничивается не дорожными знаками и качеством дороги, а стужей: подвеска (и всё прочее) деревенеет, ехать по даже чуть неровной дороге становится некомфортно, да и отвалиться что-нибудь может на неожиданной кочке (такое там нечасто, но случается).
К счастью, таких запредельных значений в первый день дороги не было — посему неслись мы вполне резво :)
Машинки у нас вот такие красивые. Как мы умудрились на них проехать (с небольшими потерями) по местным дорогам и суровому климату — расскажу чуть дальше.
Краткое изложение дальнейших приключений за этот солнечный зимний день ->
Дорога местами просто преотличная! — если не забывать, что она называется «Трасса Колыма», это почти 6тыс.км от Москвы, вокруг на тысячи километров вечная мерзлота, плотность населения минимальная.
Потом начинается щебёнка, она же «гравийная дорога»:
Но дорога ровная, снег почищен, знаки и отбойники все на месте.
Населённые пункты… выглядят брутально.
(приношу извинения за блики, причём двойные, поскольку боковое окно утеплено дополнительной накладкой, т.е. двойное).
Дорога в сторону Колымской ГЭС — красотища!
Мост перед гидроэлектростанцией тоже весьма хорош!
А теперь подробнее. Что самое первое делает утром экипаж автомобиля в подобной поездке? Зимой да на Колыме? Правильно! Едет на заправку.
Почему нельзя заправиться вечером? Очень просто: заправка происходит при температуре окружающей среды обычно где-то около -40°C и даже -50°C, а случалось и ниже. Бак, очевидно, заливается «под завязку». Но машины всегда «ночуют» в тёплых гаражах — иначе их завести нельзя. Топливо же при нагревании расширяется и в тёплом гараже просто вытечет из бака — и около машины будет красивая лужа с характерным запахом. Этого нам не надо, посему машинки всегда завтракали рано утром на ближайшей заправке, потом обедали, а без ужина обходились.
Последняя «приличная» заправка всё ещё в Магадане. Следующая такая будет только в Якутске, а все остальные по дороге будут разной степени брутальности. Особо «радовал» факт, что на заправочных пистолетах, как правило (или даже везде), отсутствует фиксатор — и даже при запредельных забортных температурах приходилось постоянно держать металлический пистолет в руке. Не знаю зачем так и почему, но не исключаю того, что если за -50°C, то фиксатор просто намертво примёрзнет к пистолету.
Кстати, обращайте внимание на цены, и как они будут меняться дальше по трассе: чем дальше от Магадана — тем они будут «веселее».
Дорога же от Магадана на север вполне себе комфортная — асфальт, разметка, знаки… и камеры в населённых пунктах. И 2 тыс.+ километров до Якутска! С радиальными выездами в Оймякон и по Индигирке по факту получилось 3050км.
Постепенно дорога уходит в сопки. Уже слегка симпатичненько, на по-настоящему красиво будет за перевалами.
Название речек и ручьёв бывают забавными. Например, «Аккорд» — это отсыл к «аккордным работам»? Мы же на трассе «Колыма», такое здесь вполне могло случаться.
Последний крупный посёлок на сегодня (до Сусумана) — Палатка — от местного названия «Пяля-аткан».
С дороги выглядит достаточно прилично, что там за ярким фасадом — ну наверняка не столь разноцветно :)
Кстати, это последние «нарядные» дома — аж до самого Якутска.
После Палатки (80км от Магадана) дорога становится похуже, но ещё примерно час можно ехать по асфальту:
В прошлый раз ехали в начале января в новогодние каникулы — машин на трассе вдали от Магадана и Якутска вообще практически не было. В рабочие дни трасса тоже не слишком плотно загружена, но машины встречаются гораздо чаще.
Сопки всё выше, впереди — перевалы.
Деревья стоят пока ещё «голые», чёрные. Зимняя сказка начинается чуть дальше.
Первый перевал. Сразу за ним начинает резко холодать — градусник уползает за -30°C, а потом и за -40°C. Ниже бортовой градусник отключается, приходится переходить на «забортный», ртутный.
Ух ты! Довольно длинный кусок дороги в свежем ровном асфальте. В прошлом году такого здесь не было…
И — всё на этом. Дальше идёт щебёнка, асфальтовые куски будут встречаться лишь изредка.
Второй перевал…
Перевалы совершенно не сложные, но дорога местами ледяная.
И дальше, дальше, дальше — на север.
Вдоль дороги — заброшенные и полуживые посёлки. Когда-то здесь рыли золото, но прииски истощились — и посёлки опустели.
Что-то живое, кафешка стоит. Ага, посёлок Атка, население чуть меньше 300 человек.
И дальше по бескрайним снежным просторам…
Обратите внимание, дорога ровная, снег почищен.
Знаки где надо стоят:
Перевал с шикарным названием «Дедушкина лысина».
Здесь занятно, посему рекомендую припарковаться и погулять туда-сюда. На домике надписи: «Пикет экстренной связи» и «Зона действия сотовой связи». Я проверять не стал — в Москве в это время было полчетвёртого утра :)
Парковка:
Едем дальше!
Дорога залезла достаточно высоко, пространства вокруг действительно полысели ->
Внезапно участок с асфальтом.
А вот эти бугры по сторонам от дороги — отвалы старых золотых приисков. Тянутся эти следы стародавней золотодобычи на десятки километров вдоль трассы…
Туман… или «пылит» попутка какая-то…
Ещё один перевал (четвёртый):
Включается режим «белая сказка».
И по такой дороге мы будем ехать ещё четыре дня…
Снова отвалы вдоль дороги:
Картинки вокруг завораживают…
Ещё какой-то посёлок дымит…
Ага, называется Оротукан. Ещё один вымирающий посёлок. На пике население было 5+тыс., сейчас же 700+.
Ехать надо внимательно, на дороге случаются вот такие «волны» ->
Колыма! Вот она…
Сворачиваем налево — и в сторону Колымской ГЭС. Дорожка — просто восторг!
Впереди — туман над ГЭС. Вернее, над незамерзающей водой ниже дамбы.
Почти приехали ->
Но рассказ про саму ГЭС будет чуть позже.