19 марта, 2021
Лена… Сибирская Лена. Да через Лену по-зимнему!
Весьма примечательное место для каждого туриста, прибывающего в Якутск — зимник через Лену. Зимник соединяет город с федеральной трассой «Лена», которая в свою очередь идёт до «большой земли» — 1100км на юг до трассы «Амур».
Почему так получилось, что все главные транспортные коммуникации на одном берегу, а город на другом — исторический курьёз. Изначально в 1632 году (это я подглядываю в интернеты) казачий острог был построен на правильном, правом берегу Лены. А потом через 10 лет по каким-то неизвестным мне причинам он был перенесён в современное место. Вероятно, такой маневр был предпринят по соображениям безопасности в связи с частыми стычками с местными жителями, так что пришлось уйти в более безопасные, но менее населённые края. Кто же знал, что через 300+ лет дорога придёт с другой стороны реки. А моста до сих пор нет. Сложно там строить такие конструкции, несколько километров длиной да по вечной мерзлоте. Местные жители нашептали нам, что планы строительства были уже давно, и процесс должен был начаться лет 5 назад, но потом пришлось эти планы скорректировать по причине срочного возведения Крымского моста.
Так здесь до сих пор и живут. Поставки всего с правого берега, а товар потом надо переправить на левый. Летом ходит паром, зимой — зимник, ледоход и ледостав — всё, сообщения нет. Только вертолётом, что весьма дорого.
Но зимник хорош! 17км ровного льда, 2+ полосы в одну сторону, аналогично в противоположную на некотором расстоянии. Просто чудесный зимник.
Въезд на зимник со стороны Якутска:
Ледовый хайвей начинается здесь.
С противоположной стороны на въезде «змейка». Наверное, чтобы потом гружёные фуры из полыней не доставать.
Над рекой и в округе — вымороженный туман…
Торосы на Лене:
Где-то там — порт, еле виднеется кран ->
Ну, конкретно до этого домика железную дорогу ещё не дотянули, но факт того, что до Якутска (вернее, до противоположного берега) теперь можно добраться поездом — это большой сюрприз.
Раньше «железка» вроде бы шла только до Нерюнгри, но в 2000х протянули оставшиеся 800км — и теперь рельсы-шпалы есть и здесь. Это же какая гигантская работа была проделана! — 800км дороги по вечной мерзлоте! С горными рельефами, бесконечным количеством рек и ручейков — ай, молодцы. Причём проект завершили как-то тихо, незаметно. Что-то я не помню битья в барабаны и труб трубенье по поводу первого поезда, прибывшего в Нижний Бестях. Или я невнимательно слежу за новостями? :)
Позднее, в музее БАМа в Тынде нам рассказали, что к российским железнодорожникам приезжали для обмена опытом коллеги из Китая перед началом строительства Цинхай-Тибетской трассы — самой высокогорной железной дороги в мире.