Кибер-намедни. Часть 6.

На прошлой неделе у меня состоялась круглая дата — ровно 3 месяца практически полной самоизоляции. Пару раз в офис, по выходным на дачу к семье и шашлыки в хорошо изолированной компании не считается :). Совершенно необычное для меня состояние — никаких самолётов-аэропортов, отелей, и всяких прочих встреч и выступлений. Хотя… всё в мире относительно. Если «выйти за пределы привычного», то можно считать, что мы все вместе за три месяца преололели аж 230+ млн километров! (четверть витка вокруг Солнца). И это без учёта того факта, что Солнечная система сама вся летит куда-то по своим делам и со своей скоростью. Да и встречи-выступления тоже можно считать регулярными событиями, просто они со сцены переместились в онлайн.

И тут так совпало, что длинный исторически-ностальгический рассказ про мега-гипер-IT-выставку Цебит вывел путешествие по моему склерозу памяти на тему разнообразных интервью газетам-журналам, радио-ТВ-видео и разных прочих публичных выступлений. Оказалось, что мне и здесь есть что забавного, весёлого и необычного вытащить из архивов, отряхнуть от пыли, фотки чуть подтянуть по контрасту и яркости — да и поделиться всем этим с любопытствующей публикой.

При этом спектр событий весьма разнообразный: от выступлений на вообще практически пустую аудиторию — до переполненных залов, куда меня даже пускать не хотели по причине аншлага и отсутствия мест (но мне-то на сцену надо было!); от практически никому неизвестных местных локальных изданий — до мировых медиа с самыми громкими именами; от профессиональных лекций в специально оборудованных аудиториях — до лекции о чудесах арифметики на корабле, идущем в Антарктиду через пролив Дрейка. Всякое бывало, но начну, наверное, с самого-самого начала.

Важность и необходимость активности в медиа-пространстве мне интуитивно была понятна с самого начала, ещё с ранних 1990-х годов, когда только-только началось моё «антивирусное плавание». Старался как мог: и статьи в компьютерных журналах того времени публиковал, и со сцены на конференциях тех лет выступал. Но всё это был «детский лепет», хотелось большего, это было категорически необходимо.

В те времена антивирусные темы и разработки серьёзным термином «кибер-тире-безопасность» ещё не называли, всё это было какое-то не вполне профессиональное, «взрослые дяди» такой ерундой не занимались. Но почему-то я чувствовал, что это неправильно, что борьба с кибер-зловредством только начинается. Что это не просто «компьютерные блохи» скачут, что их созданием занимаются не только самоучки-школьники в качестве самоутверждения в подростковом возрасте. Иногда за этим стоят вполне умелые профи — тоже ради увеселения каких-то своих головных тараканов (денег в интернетах тогда ещё совсем не было, посему «киберпреступностью» называть это мелкое хулиганьё было пока нельзя).

Особо остро необходимость высказаться на тему компьютерного зловредства, про антивирусные программы и технологии, что и как мы собираемся с этим делать, возникла после выставки Цебит-1992, где мне посчастливилось впервые участвовать на глобальном IT-шоу мирового масштаба. Меня настолько глубоко «проняло» это желание, что «на безрыбье…» – взял, да сам себе взял дал интервью! Поскольку в те времена никому более моя скромная персона и её мнение были совершенно неинтересны. Так вот, я сам сочинил вопросы — и с удовольствием дал на них ответы :) в журнале КомпьютерПресс за май 1992г.

Полный текст этого сэлфи-интервью здесь.

Это моё первое интервью самому себе оказалось пророческим. В тексте обратите внимание на тезис о том, что наиболее перспективным для российских компьютерщиков того времени является не выпуск конечного продукта (что было просто невозможно в те времена), а разработка технологий, которые потом будут доводиться до продуктов на Западе и/или Востоке. Как оказалось, «всего-то» через 5 лет именно лицензирование антивирусного движка стало основным бизнесом нашей компании! За счёт этого мы выжили, на эти доходы создавали новые технологии, «допиливали» продукты и уже потом завоевали глобальный рынок.

А дальше как-то постепенно понеслось, завертелось. За последующий год вышло аж целых две истории. Во-первых, обширная статья в российском гламурном журнале «Домовой» (не сохранилась). Во-вторых, в английском Virus Bulletin небольшая, но весьма пророческая статья c говорящим названием «Russians are coming». Они наверняка были уверены, что шутка в названии смешная. Но мы подобных шуток не понимаем, и в 2007-м наш оборот превысил результаты английской компании Софос, которой принадлежал этот самый журнал. Короче говоря, шутка удалась! :)

Дальше – больше.

В 1994-м мы показали лучший результат в первых масштабных антивирусных тестах, в результате чего название компании стало периодически светиться в различных специализированных изданиях. И помимо регулярного участия в немецкой выставке Цебит мы начали предпринимать робкие попытки «выползти» на PR-площадки других стран. Наиболее запомнилось две истории в Лондоне.

Когда это точно было, уже не вспомнить. Где-то в 1999 году мы отважились устроить целый пресс-тур для английской прессы. Разослали приглашения, забронировали помещение в лондонском отеле, прилетели – и настал день встреч и интервью. И тут же «холодный душ»: все (практически все) по очереди приходившие журналисты тем или иным образом задавали один и тот же вопрос: «У нас в Англии на рынке есть Симантек, Макафи, Тренд-Микро, даже собственный местный Софос есть – вы-то нам здесь зачем нужны? Зачем вы сюда приехали?» Вот так, никак иначе. И пришлось выкручиваться, рассказывая о наших уникальных технологиях. Как мы лучше всех ловим страшные полиморфно-мутирующие вирусы, как глубоко мы можем искать заражённые файлы в архивах и инсталляторах (равных нам не было), а, кроме того, и самое главное: совершенно уникальная технология блокировки «головной боли» безопасников того времени – макро-вирусов. «Ага!» — отвечала нам британская пресса и начинала что-то записывать в своих блокнотах.

Вторая подобная английская история произошла годом позже, когда мы в 2000-м оборзели настолько, что решили выступить перед местной публикой на лондонской конференции по кибербезопасности Infosecurity Europe. Опубликовали анонс, арендовали небольшой зал, ждём публику… И на мой спич пришло только 2 (два!) человека! Причём оба из того самого журнала Virus Bulletin, с которым мы были уже много лет знакомы. Ничего, я выдержал, рассказывал про современное (но то время) кибер-зловредство, вещал разное страшное и строил прогнозы – как будто передо мной сидела сотня человек, не меньше :)

«Первый блин комом» — это было как раз про пресс-конференцию на этой выставке. Но этот блин-ком оказался совершенно не лишним. «Опыт, сын…» (с) – на этом цитату можно прервать, поскольку это была не ошибка. И никакой не парадокс. Это была заявка на наше активное присутствие в PR- и медиа-пространстве. // Хотя некотрые очевидцы тех событий возражают и говорят, что мы просто совершили ошибку и зарезервировали зал в обеденное время. А «ланч» для англичан — дело святое. Вот никто и не пришёл :) В следующем году выбрали правильное время — и зал был полон, народ вдоль стен и в проходах стоял.

Дальше бывали различные истории, большие залы и поменьше, а иногда и просто огромные аудитории. Вот, например, свежую фотку нашёл. Это выступление на Bosch Connected World в феврале 2018-го.

Ещё была забавная история на RSA в Сан-Франциско в каком-то 2000-срединном году. Не люблю заходить в залы раньше времени, посему предпочитаю ходить кругами где-то неподалёку практически до самого начала (если это возможно). Так вот, когда пришло время идти выступать, то в зал меня не пустил охранник – свободных мест больше нет! :) Но он поверил тому, что я докладчик («I’m a speaker!»). И что моё место на сцене, а не в зале.

Ещё выдающееся выступление было на конференции Virus Bulletin в 2001 году. Мне доверили выступать с keynote-выступлением – это самый первый доклад, которым открывают мероприятие. Поскольку такой шанс выпадает весьма нечасто, то я отнёсся к этой возможности нестандартно. Решено было не просто речь прочитать, про разное интересное рассказать – можно это и весело изобразить, но всё равно как-то банально. Нужно было устроить какой-нибудь взрыв мозга прямо на сцене – и мы это сделали.

Вместо доклада-презентации мы (вместе с двумя коллегами) решили разыграть компьютерно-альтернативную версию культового кино «Назад в будущее», в котором был и Док, и Марти Макфлай, и машина времени и многое другое. Зал ржал не приходя в сознание полчаса, не меньше! После этого IT-security-карнавала с альтернативными ветками реальности на Virus Bulletin keynote-спичей не было ещё лет несколько :) Подробнее здесь.

А максимально огромная аудитория, перед которой я выступал вживую – это была совершенно фантастическая история. Такого не бывает просто вообще никак и никогда! Дело было так. Директор нашего офиса в Китае умудрился провести концерт. Музыкальный концерт. С песнями. На который договорился с главными эстрадными звёздами страны. И концерт прошёл на практически полных трибунах на олимпийском стадионе Пекина, через год после Олимпиады-2008. Да-да, вы все слова прочитали правильно: пекинский Bird’s Nest, главные звёзды эстрады, плюс выступление Джеки Чана (он тоже поёт, между прочим). Короче, полный сюр и фантастика. И типа под нашим китайским брендом «Кабасиджи».

В середине этого шоу мне надо было выйти на середину поля (вон на тот серый подиум, что на предыдущей фотке) и сказать короткое «Спасибо, что пришли» 70+ тысячам гостей на трибунах. Надел китайский национальный пиджак, вспотел, вышел, сказал.

Кстати, там случился небольшой казус.

Изначально меня попросили говорить «спасибы» по-русски, а девочка-красотка с китайского TV всё это должна была перевести на китайский (у неё бумажка была специальная с переводом). На репетиции так всё и было. Но потом мне сказали, что гости будут из разных стран, и надо речь выдать по-английски. Я попытался упираться (мол, там из российского посольства тоже будут, им же приятно…) – но нет, меня переубедили. Короче, концерт дошёл до середины, меня выводят в центр, мы с ней на всех экранах, я говорю «Thank you…» — и так далее, заканчиваю свои 20-30 секунд речи, жду перевода от девочки… которая молчит, смотрит на меня и вопрошает «а по-русски?». Короче, девочку забыли предупредить, что я буду по-английски, а для неё это сбой в программе! Форс-мажор, так сказать. Стоп-и-всё. И вот мы такие красивые парочкой стоим на сцене посреди Олимпийского стадиона Пекина — и молча смотрим друг на друга. Красотища! «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» — это про это :)

Закончилось всё легко и просто. «Ах, по-русски!» — сказал я, — и выдал ту же самую речь ещё и по-русски. «Ага!» — высветилось на лице девочки, которая тут же на автомате оттараторила «Се-се…»-и-так-далее по-китайски. Незабываемо! Нас выводят обратно за трибуны, поднимаюсь в свою ВИП-ложу, китайский зелёный пиджак можно выжимать.

Это, наверное, была самая яркая история в моём опыте. Но есть ещё несколько забавных моментов в послужном списке. Например, интервью, которое давал вот так на нашей конференции Security Analyst Summit (SAS) летом 2010-го на Кипре. Это не я придумал, это немецкие журналисты так сфантазировали. Ах, иногда я так люблю свою работу! :)

На пляжно-морскую тему ещё и вот так бывало. Это Канкун, где мы провели три разные конференции подряд одну за другой:

Вот в такие нестандартные ситуации иногда меня загоняет жизнь-злодейка. А летом прошлого 2019 года мне пришлось рассказывать разные разности на камеру под нескончаемый рёв тысяч морских котиков и сивучей, под карканье почищ кайр – дело было на острове Тюлений, где команда американских блогеров-документалистов снимала фильм о житье-бытье на российском Дальнем Востоке.

Ещё из необычного всплывает лекция в проливе Дрейка, через который мы на «Академике Вавилове» с группой туристически настроенных современных художников шли к северному побережью Антарктического полуострова. Поскольку времени в пути было полно, а морской болезнью срубило далеко не всех, то экспедиция развлекала себя самостоятельно. Вечером песни пела, а днём друг другу разное интересное рассказывала. Мне пришлось поведать о тяготах и лишениях в борьбе с цифровой нечистью, да заодно повеселил народ на тему как из «10 9 8 7 6 5 4 3 2 1» разными способами получить номер того текущего года 2017. Народ сначала немного накрыло размахом кибер-зловредства, а потом он совершенно ошалел от арифметических фокусов :)

Наверняка можно разных других раскудрявых необычных лекций-выступлений-интервью насобирать, но только нужно в архивах и фотографиях покопаться. Но на карантинах-самоизоляциях мне тоже скучать не пришлось. За три месяца (а как раз прошло три месяца как в Москве «на ровной попе» сижу) – так вот, за эти 90+ дней уже больше 10 онлайн-интервью журналистам со всего мира, 2 пресс-конференции, 5 больших выступлений, включая крупную аргентинскую IT-конференцию с 30 000 слушателей со всей Латинской Америки.

Среди них получилось аж два совершенно необычных для меня видеоролика про «12 причин почему вулканы круче гор» и «Курилы. Руководство пользователя». Смотрите, изучайте, задавайте вопросы — вот здесь оно всё «одном флаконе» и кусочками.

Всё на этом, большое спасибо за внимание!

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку