28 мая, 2020
Кибер-намедни. Часть 3.
Часть третья, всё ещё ранне-историческая: 1992-1995.
Если кто-то пропустил или уже забыл про части один-и-два этого исторического бизнес-экскурса, то напоминаю, что «спасибо» карантинам и самоизоляциям, – мне сейчас туда-сюда по миру мотаться совершенно не требуется, такси-отели-самолёты времени совершенно не отъедают, а отменённые встречи, конференции (в том числе SAS) и прочие мероприятия уверенно переехали и поселились в онлайновых Teams-ах, Zoom-ах, Webinar-ах и прочих разных ютюбах, софтинах и мессенджерах. Посему «запасного времени» образовалось достаточно, можно покопаться в доисторических архивах и личных склерозах, провести там археологические раскопки и выложить на обозрение обнаруженные в культурных слоях древние артефакты. Совершить этакую ностальгическую экскурсию в историю «компании имени меня» в самое раннее начало – аж в 90-е годы уже давно прошлого столетия.
А именно.
1) Как всё начиналось ещё до того как всё началось: самые первые компьютерные вирусы, первая утилита-антивирус, первые публикации и книжки, первые заработанные на этом небольшие деньги, годы 1989-1991 – про это здесь.
2) работа в КАМИ, первые «подельники» в моей антивирусной команде, первый «настоящий» антивирус, который мы выпустили в ноябре 1992. Про это здесь.
Пора двигаться дальше по извилинам памяти, где хранятся и вот такие, например, истории ->
Опечатка, ставшая брендом
Весёлая история про опечатку, которая стала брендом. Изначально все наши антивирусные утилиты и продукты носили названия по маске «-*.EXE». Например: «-V.EXE» (антивирусный сканер), «-D.EXE» (резидентный монитор), «-U.EXE» (утилиты). «Минус» в начале названия файлов был приаттачен для того, чтобы в списке программ в окне файлового менеджера стоять в самом начале (этакий «алфавитный маркетинг»). При выпуске AVP 1.0 все приложения свои названия сохранили, однако продукт стал называться «Antiviral Toolkit Pro». Нигде – ни в документации, ни в сообщениях продукта, — вообще нигде не упоминалось никакой аббревиатуры названия (по идее она должна была быть «ATP»).
На рубеже 1993 и 1994 годов Весселин Бончев, который помнил меня по семинарам Софтпанорамы тех времён (см. Кибер-намедни. Часть 1), попросил копию продукта для тестов в Virus Test Center Гамбургского университета, где он тогда и работал. Пакуя очередную сборку в архив для отсылки, я по ошибке назвал его AVP.ZIP (вместо ATP.ZIP) – и отослал, ничего не заметив. Спустя некоторое время Весселин попросил разрешения поместить архив на FTP – я согласился. А ещё через некоторое время он сообщил, что, мол «твой АВП пользуется большим успехом». Я спросил:
— Какой такой «АВП»?
— Как это какой? Который ты мне прислал в архиве AVP.ZIP.
— Переименуй немедленно, это ошибка!
— Поздно, он уже ушёл в народ как АВП.
Выкрутились просто – вместо «Antiviral» начиная с очередной сборки он стал «AntiViral», а большинство файлов в сборке было переименовано с «-V…» в «AVP…». Вот так и родился антивирусный бренд середины-конца 90-х. Кстати, аббревиатуру «AVP» до сих пор можно встретить в названиях некоторых модулей наших продуктов :)
Первые поездки – Германия, Цебит.
В 1992-м Алексей Борисович Ремизов (КАМИ) помог мне оформить первый загранпаспорт и взял с собой весной на выставку CeBIT. Там мы «выставлялись» небольшим столиком на объединённом российском стенде. Половину стола занимали транспьютерные разработки от КАМИ, вторую половину – мой (наш) антивирус. Увы: «поклёвка» была, но ничего значимого поймать не получилось. Но всё равно поездка была не бесполезной.
Впечатление от Цебита тех лет – потрясающие! — он казался бесконечным. От капиталистической Западной Германии – культурный шок (второй культурный шок – по прилёту обратно в Москву). Само собой разумеется, что никакого видимого эффекта данная поездка не принесла… Да и не могла принести. Маленький столик на невыразительном стенде абсолютно терялся на фоне огромной международной выставки. Но всё равно поездка была крайне полезной, и через несколько лет (в 1996-м) мы вернулись на Цебит. На этот раз, чтобы начать строить европейскую (а потом и мировую) партнёрскую сеть. Но это тема отдельного рассказа, который может оказаться не только интересным для любопытствующей публики, но и практически полезным для начинающих свою длинную жизнь молодых проектов и компаний.
Кстати, уже тогда я понимал, что нашему проекту жизненно необходим хоть какой-нибудь PR и маркетинговая активность. Но поскольку денег не было вообще, а журналисты нас не знали абсолютно, то по результатам поездки на Цебит получилось интервью «сам-себе», которое было опубликовано в российском компьютерном издании КомпьютерПресс за май 1992г.
Халтурка в Англии.
Вторая поездка состоялась в июне-июле того же года в Англию. Известная на тот момент антивирусная компания Sophos предложила сотрудничество, от которого мы не отказались. Результатом этой поездки также была статья в журнале Virus Bulletin «Russians are coming»– первая зарубежная публикация о… компании ещё не было – значит, о первом российском антивирусе, с которым познакомилась английская профессиональная «тусовка». Кстати, в статье упомянуты «18 программистов». Наверное, всего в то время на разных проектах в КАМИ действительно было примерно такое количество компьютерно-транспьютерных технарей. Нас же на антивирусном проекте было всего трое.
Июнь 1992, Лондон
Так мне повезло покататься по Европе аж в 1992 году. Первые впечатления от Запада (из нищей России того времени), первый опыт «живого общения» с носителями английского языка.
Внимательный читатель, наверное, уже заметил, что практически ничего не говорится о коммерческом успехе проекта. Увы – так оно на самом деле и было. Софта в России тогда продавалось много, но вот покупалось очень мало и крайне редко. Рынка программного обеспечения практически не существовало. Были робкие попытки продавать AVP через партнёрскую сеть КАМИ (некоторые наши партнёры до сих пор хвастаются тем, что работают с нами аж с 1993 года!), но основным источником моего существования была халтура.
Да-да, именно халтура. Набивание антивирусной базы данных для продуктов той самой упомянутой выше английской компании. Они присылали мне новые образцы отловленных вирусов, я их анализировал, делал запись для их антивируса и отсылал обратно. Как сейчас помню — по 5 баксов за запись (плюс размноженные экземпляры вируса). При этом я не забывал заносить аналогичную запись в базы AVP, делать описание очередного вируса и складировать его в нашей коллекции. Так я и пахал «на два фронта» аж до декабря 1996-го.
Первая награда
Первые известные мне тесты антивирусных программ на больших коллекциях вирусов состоялись весной-летом 1994-го, и мы, по счастливой случайности, в них также участвовали (об этом подробнее здесь). Тестировалось 32 известных на тот момент продукта, их «гоняли» на примерно 16000 заражённых файлах. Каково же было наше изумление, когда мы показали в этих тестах самый высокий результат! Отчёт об этих тестах был опубликован 19 июля 1994. Вот так выглядел окончательный результат тестирования:
Я смеялся на радостях, увидев письмо с результатами. С этого момента Граф (Алексей Де-Мондерик) перестал хихикать над моими амбициями по поводу «лучшего в мире антивируса» :)
Роль тестирования и побед в тестах сложно переоценить – если первые зарубежные партнёры начали изредка появляться в начале 1994-го, то после публикации результатов тестов они стали проявлять к нам гораздо больше внимания, и в декабре 1994-го их было уже… аж целых восемь! :)
Чёрт побери! Я тогда занимался договорами и обсуждением коммерческих условий. Вот потому первые заключённые контракты были немного «физико-математическими» — давалось мне это дело с трудом. Я был несказанно рад, когда партнёрскими соглашениями занялась моя (на тот момент) жена — Наталья, и я спихнул на неё всю эту бухгалтерию. Наталья стала четвёртым постоянным членом нашей команды. Устав от пятилетнего сидения дома с детьми, она устроилась в КАМИ в отдел розницы. Нам уже давно было понятно, что для дальнейшего развития необходимы денежные ресурсы, а для генерации этих самых ресурсов нам нужен продавец, и эта должность и была предложена Наталье.
Надо понимать, что в 1994-м российского рынка софта всё ещё не было, и зарплаты на эти позиции были минимальными. Софт – это было мелковатое занятие. «Серьёзные пацаны» этим, конечно же, не занимались, а о полноценном выходе на зарубежные рынки никто тогда всерьёз и не мечтал. Вот потому надежд на сильного, опытного менеджера по продажам просто не было – и попробовать свои силы (за скромное вознаграждение) согласилась Наталья. Поучаствовать, так сказать, в семейном бизнесе.
Ей приходилось очень сложно. Если нас, программистов, учили, как надо правильно кнопки нажимать на разных языках программирования, то бизнес-школ в то время в России практически не существовало, и Наталье (да и всем нам) приходилось учиться самостоятельно, часто на собственных ошибках и неудачах. Особенно тяжело было работать с зарубежной партнёрской сетью, поскольку далеко не все наши партнёры того времени вели себя честно. Многие, как бы это сказать… ну да – воровали. Один из наших партнёров, глядя на контракт, честно признался – что у нас нет никаких рычагов управления и контроля за партнёрами, и что нас будут обманывать. На что мы прямо ответили – что знаем, но другого шанса выйти на мировой рынок у нас просто нет. Пусть воруют, но хоть как-то продвигают продукт.
Вот так и началось создание нашей «внешней» партнёрской сети. Только не надо думать, что это мы её тогда создавали целенаправленно – нет, для этого не было ни опыта, ни достаточных знаний. Партнёры сами выходили на нас и предлагали нам сотрудничество, так что процесс был достаточно хаотичный. Но уже в начале 1995-го Наталья, подучив английский (которым за год до этого владела… на уровне выпускницы московского технического ВУЗа советских времён) начала активно общаться с нашими партнёрами, ездить «по городам и весям» — настраивать наш международный бизнес.
Ну, и понеслось…
Продолжение следует.