17 мая, 2018
В шаге от Северного полюса: ледовая станция Барнео.
Так, Лонгйир весь обходили и осмотрели, пора делать второй шаг на пути к Северному полюсу — лететь на ледовую станцию Барнео. Здесь тоже ничего особо экстремального нет, только, наверное, кто впервые в таком заполярье — у них могут немного подрагивать коленки. Загрузились, сели — полетели!
«Пока-пока Большая земля!» — как бы всё написано на этой фотке :)
И через 2-с-четвертью часа…
Снижаемся над вот такими гостеприимными… даже не трещинами, а промоинами во льдах:
Шлёп на лёд, торможение, прилетели! Будьте пожалуйте на выход. И нос не отморозьте!
Для начала надо обязательную в таких случаях фотку разгрузки самолёта, а лучше несколько фоток. А уже потом осваиваться на базе.
Добро пожаловать!
Слышал разные версии происхождения названии станции. Одна из них гласит, что вроде бы у одного из первых радистов был позывной «Борнео» (так получилось), но чтобы не путать с Индонезией, букву заменили. Получилось «Барнео». Другая версия — специфический юмор полярников: «The station’s name – Barneo – is nothing, but a joke by the Russian polar explorers as the weather conditions at the base are the complete opposite of the ones at the tropical island of Borneo in South East Asia».
А мы идём дальше.
Как в каком-то старом добром анекдоте, где завершающая фраза опытного туриста: «главное на базе — столовая и туалет, а горы — потом». Столовая — она одновременно место общего времяпрепроводжения, особенно когда времени очень много и каждый час становится всё длиннее.
Важные объявления:
Ух-ты! Сюрприз. Но почему цены в евро? Здесь же заброска из Норвегии, должны быть вроде как кроны…
Вот это — очень важно. Я с собой даже на всякий случай ещё один «шестиствольник» притащил, он даже немного пригодился.
Вид на базу с обратной стороны, за палатками хвост самолёта торчит.
На той же обратной стороне — обязательные удобства. Сюрприз — вариант довольно примитивный, но ни одной мухи вокруг!
Система обогрева палаток. Работает исключительно продуктивно, ночью аж дверь открывать пришлось — все просто ужарились.
Внутри палатки:
Ой, заполярные велосипеды собирают..
И почти тут же внезапно мимо проехал Олег Тиньков.
Теперь немного о прочих обязательных и вполне себе любопытных элементах местной инфраструктуры.
1. Ледовая взлётно-посадочная полоса:
Не более километра (на вид метров 700-800), немного накидало снега, под ним два метра льда и потом 4 километра воды. Как-то вот так…
Разгон и взлёт нашего самолётика, он ночевать обратно в Лонгйир полетел.
Теперь можно и по всей полосе погулять. Но ой! Что это?..
Поперёк полосы — трещина. Да, нам потом рассказали, что льдину для лагеря всегда ищут с запасом, чтобы можно было ВПП очистить в другую сторону от свежей трещины, если она появится (как в этом сезоне).
С воздуха это чуть лучше видно:
Но всё равно как-то маловато от трещины до трещины получается. Начали даже запасной вариант прокладывать на всякий случай. В результате на льду появилась вот такая буква «А».
2. Мототехника здесь присутствует. Поскольку на ней возят грузы туда-сюда и тракторы чистят снег в лагере и на полосе.
Красные тракторы на белом снегу — это красиво!
А это — парашют, на котором их сюда скинули.
История каждого сезона на Барнео начинается каждый раз заново.
Поскольку северные льды довольно быстро двигаются, а к тому же летом обильно тают, то стационарная база никак не получается. По этой причине каждый год базу строят на новом месте, заново.
Сначала вылетает Ил-76 и ищет подходящего размера и качества льдину. Сесть он на неё не может, а вертолётам за одну заправку туда тоже не добраться. Посему плюс к льдине ищут ещё и «базу подскока», куда с Ил-76 на парашютах десантируют бочки с горючим. Также туда приземляется «ледовая команда», которая строит для вертолётчиков временный лагерь.
Потом прилетают вертолётчики, лагерь собирают и летят к льдине «нового Барнео». Там лагерь ставится уже постоянный (на пару недель-месяц), а прочее оборудование, тракторы и всё остальное десантирует ещё один рейс Ил-76. Примерно вот так:
На парашютах же приземляется весь остальной персонал. Они достраивают лагерь, размечают и чистят ВПП, готовятся к приёму гостей.
Вообще-то это совершенно охренительная история! На незнакомый лёд, за две тысячи километров, разведать и десантироваться в условиях ранней арктической весны почти у самого полюса. Вот это даааа. Премного уважаю.
А поскольку день там полярный и времени образуется неограниченное количество до следующих вылетов, то под присмотром местных экспедиторов можно нужно и вокруг погулять. Тем более, что совсем недалеко от лагеря дрейфует вмёрзший в лёд айсберг. Отколовшийся, может быть, от ледников Гренландии, уже давно вмёрзший в лёд и уже неизвестно сколько раз обогнувший по кругу Северный полюс, следуя за движением океанских течений и льдов. Вот такой небольшой «домашний» айсберг:
Прогулка к нему приятна и познавательна. По дороге несколько раз надо пересекать торосы:
// Вот силы-то сколько у природы такого наломать! Всего-то при помощи мороза и подлёдных течений.
Перешагивать через весьма фотогеничные трещины:
Или переправляться через неперешагиваемые траншеи во льду:
А на горизонте — цель нашего путешествия.
Ну, все прямо как дети, ура-ура! — и полезли на эту снежную горку, даже на задницах потом с неё спускались.
Ну и я туда же :)
После такой бодрящей прогулки… а у вертолётчиков малюсенькая сауна, а они радушные и гостеприимные, каждому прохожему рады — спасибо им огромное!
Вода в проруби — ледовитая, солёная. Она самая. И что-то я не припомню чтобы я купался над такой грубиной — 4 километра!
Теппература воды: заполярная; воздуха: -25°C.
Чтобы не было зябко смотреть на этакие фотки, то порадую вот чем. Как в таких условиях работает современное оборудование:
Оно работает, но только если кое-что ему кое-куда воткнуть два раза! Народные умельцы :)
Но — ой, звенит труба, главная миссия экспедиции ещё не выполнена! Об этом — мой следующий рассказ.