15 июля, 2017
Цифровое железнодорожное.
Этот пост не случайно так называется. Здесь будет и про рельсы-поезда, и про цифру-автоматику, да и вообще про путешествия по просторам. Для пущего антуража и объёмности эффекта можно пустить фоном «Железнодорожную воду» Б.Г..
Готовы? Отправляемся с Балтийского вокзала г.Санкт-Петербурга, где монументальное полотнище «входа нет»:
В путешествие едем на «самоходном вагоне» под техническим названием «автомотриса» (впервые такое слово узнал). Вот такой красивенький поезд из двух вагонов:
Рулевая кабина с кнопками, включая самые главные: свисток, гудок и «не сплю». Если вовремя не нажать на «не сплю», то поезд сам медленно останавливается. «Runaway train» тут не получится (неплохой фильмец, между прочим).
Горючки берёт полторы тонны — хватит сгонять Москва-Питер туда-обратно (сколько точно километров на одной заправке — я не запомнил).
Вот такое средство передвижения куда угодно по железным путям. Кухня, душ, все удовольствия. Ещё поставить вайфай-маячок и можно так жить вечно. 85 тысяч километров дорог России хватит надолго :)
Загружаемся — и вон из города, вперёд на просторы!
Цель поездки — сортировочная станция Лужская, что обслуживает новый морской порт Усть-Луга. Грандиозное зрелище!
Что это такое, если кто-то не в курсе: поезда часто приезжают с самыми разными грузами, которые надо раскидать по терминалам. Для этого вагоны загоняют на горку, расцепляют, скатывают вниз на разные пути и так собирают новые составы под конкретные терминалы в порту.
Запомнились следующие цифры: в сутки разгружается примерно 3тыс. вагонов, каждый по 80-100 тонн; зафиксированный рекорд — почти 3600 вагонов за сутки; максимальная пропускная способность — 5000 вагонов.
Что самое интересное: это практически целиком автоматизированный объект! Сортировкой занимается цифра!
Локомотивы все автоматические (там пока до сих пор сидят машинисты, но они только следят за движением — сами уже ничем не управляют). Вагоны скатываются с горки, автоматически оттормаживаются (на путях есть специальные тормозные устройства), стрелки также автоматически переключаются куда надо, а в конце есть специальные «доталкиватели», которые доводят вагоны до нужного места. Тоже автоматически, без человека.
«В поле» на всей станции постоянно работает только 1 (один!) человек — расцепщик. Вот эту нехитрую операцию автоматизировать не смогли :) Он где-то воооон там на горке..
Ага, вот он:
Грандиозно. Впечатляет по полной. Вроде бы это самая большая полностью автоматическая сортировочная станция в Европе (про Азии-Америки местным специалистам не очень хорошо известно).
И на второе блюдо — угольный терминал и разгрузка вагонов.
Тоже обалденненько… Тут можно залипать часами, стоять и смотреть, словно маленькие дети, как вагоны катаются сами по себе, заезжают в огромную… не знаю как это называется… в огромную механизму :), которая их переворачивает вверх колёсами и высыпает уголь куда-то вниз, где он по ленте передаётся на причал и ссыпается вон в те кучи, что на фотке выше.
Здесь, вроде бы, работает тоже только один человек (тоже расцепщик), остальные наблюдают за процессом по видеокамерам и данным на дисплее.
Переворот вагона:
Вернее, сразу пары вагонов. Их тут обрабатывают по две штуки одновременно.
Части автоматизации: стопор и «большая механическая рука», которая катает вагоны.
Вот такой процесс: подъехала, опустилась, зацепила и потащила на разгрузку.
Тот самый расцепщик (вроде бы единственный здесь человек в рабочем процессе), ещё раз вагоны вверх тележками, переворачивающий механизм с неизвестным мне названием:
Но это не конец процесса. Вагоны же надо вернуть обратно! Для этого они укатываются чуть дальше, где ещё один громадный механизм передвигает их на параллельный (обратный) путь:
Вот такая промышленная автоматизация, роботизация и революция версии 4.0. Работа разгрузчика угольных вагонов умерла, да и, наверное, никому не жалко :)
Дальше — десерт. Как шутят сотрудники РЖД и терминалов, «до этого было разгрузочное, а вот это — нагрузочная».
Остальные фотки из Большого Железнодорожного Путешествия здесь.