Альтернативная история коронных владений.

Недавнее краткое пребывание на Нормандских островах (в частности острове Джерси) вызвало у меня много вопросов и недоумений. Больше всего, конечно, удивил официальный статус этих карликовых территорий, наличие национальной валюты и даже доменов.

Пробел в знаниях истории быстро восполнил любопытный пост В.Г. о временах 2й мировой войны, который в том числе проливает свет на особенности немецкой оккупации «коронных владений». Не могу удержаться, чтобы не процитировать пост целиком!

—8<—
В августе 1940 года, через четыре недели после начала «Битвы за Британию», окончательно установился немецкий оккупационный режим на Нормандских островах, имевших статус «коронных владений» Великобритании. Этим островам суждено было стать и до 16 мая 1945 года оставаться единственной территорией Британского Содружества наций, занятой вермахтом.

«Коронное владение» — это вассал метрополии, а не колония; так повелось еще со времен герцогов Нормандии и было законодательно оформлено в 1563 году. В 1565-ом указом Елизаветы I был введен институт правителей островов Джерси, Гернси, Олдерни и других. Остров Сарк подчинен Гернси, а правит им конституционный монарх с титулом Сеньор Сарка или Дама Сарка.

3 июля 1940 года на клочок земли площадью в пять с половиной квадратных километров с населением в 500 человек высадилась рота немецких пехотинцев под командованием двух офицеров. Их попросили пожаловать в небольшой замок, сложенный из каменных квадров, где они предстали перед 21-м владетелем острова, Сибил-Мэри Коллингс-Бомон-Хэтауэй. Сразу же после приветствий Дама категорически потребовала от офицеров вермахта вместе с солдатами убраться восвояси, иначе она обвинит их в вопиющем нарушении международного права, ибо Сарк не находится в состоянии войны с Германской империей. Сконфуженные немцы подчинились, погрузились в лодки, отвалили от берега и запросили инструкции у МИД.

Тут самое время прервать повествование и расцветить его отступлениями в прошлое и будущее. С самого начала войны, которая летом 1940 года еще не превратилась в мировую, Германия поступала с завоеванными странами и народами в строгом соответствии с чудовищной расовой теорией, которая была официальной идеологией нацистского государства. Все этносы планеты были строго ранжированы: раса арийских господ, затем нордические младшие братья немцев, их союзники, потом низшие расы, недочеловеки, и в самом низу – народы, не попадающие ни в какую классификацию и подлежащие полному истреблению в «германской сфере влияния». Именно поэтому в странах Центральной и Восточной Европы военнослужащие вермахта и некоторых союзных ему армий, вооруженных сил СС и общих СС, функционеры НСДАП, контингенты вспомогательных полиций совершили все мыслимые и немыслимые преступления против человечности, десятки тысяч раз нарушив то, что именовалось «правилами и обычаями ведения войны». В силу тех же причин война против вооруженных сил США и Великобритании велась по иным правилам. Невозможно здесь перечислить все случаи, но некоторые факты я упомяну:

— Американские и британские военнопленные в немецких лагерях находились под защитой Красного Креста, они получали посылки и медицинскую помощь. Все случаи жестокого обращения с пленными после победы были расследованы, виновные сурово наказаны. Так, например, 1 декабря 1945 года американцы казнили генерала Антона Достлера, бывшего командира 75-го корпуса вермахта, в 1944 году отдавшего приказ расстрелять 15 солдат и офицеров США, попавших в плен близ Генуи.

— В оккупированной Дании продолжал работать парламент; оставшийся в Копенгагене король Кристиан X обращался к своим подданным по радио, призывая к неповиновению.

— Некоторые дипломаты, работавшие в Германии, союзных ей и оккупированных странах, спасли от уничтожения десятки тысяч людей, выдав визы и временные паспорта своих государств. Самый известный пример – деятельность шведа Рауля Валленберга.

— Парламент Болгарии, общественные деятели и иерархи православной церкви не позволили правительству царя Бориса III отправить в Германию, на верную смерть, 50 тысяч болгарских евреев.

— В мае 1941 года капитуляцией итальянских войск в Сомали и Эритрее завершилась Восточноафриканская кампания. Главнокомандующий, принц Амедео Савойский, 3-й герцог д’Аоста, сдался генералу графу Арчибальду Уэйвеллу, после чего был устроен парад и торжественный обед. Итальянским частям оставили знамена, офицерам – оружие.

— После войны генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг, бывший командующий немецкими войсками в Северной Италии, написал мемуары. Целая глава книги посвящена описаниям действий вермахта против сражавшихся в горах коммунистических партизанских отрядов. Искренне негодуя, Кессельринг обвиняет итальянцев в многочисленных нарушениях Гаагской конвенции 1907 года «О законах и обычаях сухопутной войны». Опираясь на положения той же конвенции, в своих мемуарах сетует против «противоправных» действий армии Иосипа Броз Тито генерал-полковник горно-егерских войск Лотар Рендулич, воевавший в Югославии (и Кессельринг, и Рендулич после войны были осуждены за военные преступления).

— И, наконец, последний факт, очень подходящий к сегодняшней главной теме. В мае 1940 года, когда танки Гудериана пересекли границу Люксембурга, дорогу им преградили жандармы Великого герцогства, совершенно серьезно потребовавшие у танкистов предъявить въездные визы.

Итак, 3 июля 1940 года было запрошено ведомство фон Риббентропа, и ответ получен: водрузить на Сарке знамя рейха. Почти пять лет немцы и британцы прожили на Нормандских островах душа в душу, без инцидентов и правонарушений; как говорят дипломаты, «в обстановке взаимопонимания и сотрудничества». 10 мая 1945 года Дама Сарка честь честью приняла капитуляцию гарнизона из 275 человек.

Норвежцы судили Видкуна Квислинга и расстреляли его.

Французы судили 89-летнего Анри-Филиппа Петена и приговорили к смертной казни, конфискации имущества и «общественному бесчестию». В уважение к преклонному возрасту и былым заслугам перед Францией, приняв во внимание личную просьбу Шарля де Голля, суд заменил казнь на пожизненное заключение, и последние шесть лет своей долгой жизни маршал провел за решеткой.

Ни один житель Нормандских островов не был обвинен в коллаборационизме. Немцы пришли и ушли, как туман, а Дама Сарка правила островом до 1974 года, скончалась в возрасте 90 лет, а титул правителя перешел к Джону Майклу Бомонту, который стал 22-м и последним Сеньором.
—>8—

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку