19 июля, 2012
15 лет без права на скуку
«Лаборатории» исполнилось 15 лет. Поверьте – это много. 15 лет в IT индустрии – это целая эпоха, даже не одна. В 1997 году, когда компания зародилась, основным нашим врагом было киберхулиганство. В начале 2000-ых ему на смену пришла организованная киберпреступность, и наша задача значительно усложнилась: по ту сторону баррикад уже были не разрозненные хакеры, а целые кроссрегиональные структуры с миллионными прибылями. Сегодня им на смену пришло еще более страшное явление – кибервойны. Недавние атаки, такие как Stuxnet, Duqu и Flame – это уже не бизнес, это политика. И цель кибервойны заключается уже не только и не столько в получении прибыли: задачи изменились, их масштабы увеличились, а с ними возросла и разрушительная сила атак. Так, опыт показал, что пользуясь незащищенностью IT инфраструктуры, можно парализовать город, целое государство, отрасль промышленности, можно получить доступ к персональные данным и военным тайнам. Мы вошли в новую эру, и сегодня должны объединить усилия в общей борьбе за безопасность.
Для нашей компании это вызов, новая ступень и новые задачи. Впрочем, так было на протяжении всех 15 лет работы – мы постоянно сталкивались с новыми вызовами, поэтому привыкли быть всегда начеку и не останавливаться ни на минуту. И фигурально и фактически – наши ребята работают по 24 часа 7 дней в неделю. За эти 15 лет мы собрали гигантскую базу – более 94 миллионов образцов вредоносных образцов и около 300 миллионов доверенных файлов.
А началось все с вируса Cascade, который я нашел на своем компьютере в октябре 1989 года. На дисплее начали осыпаться буквы – пришлось разобраться и вылечить систему. Постепенно ко мне стали обращаться за помощью: вирусов появлялось всё больше и больше, грызли они компьютеры нещадно, и надо было как-то от них защищаться. Первым моим гонораром стала коробка 5-дюймовых дискет. Однако уже во второй половине 1990-го сложились два «мега-контракта», на которых я тогда заработал приличные по тем временам деньги. Первый контракт – предустановка антивируса на компьютеры, которые поставлял в СССР из Болгарии один киевский кооператив (их одолели вирусы, портящие информацию на дисках). Второй контракт – лицензирование антивирусных технологий в одну из экспериментальных по тем временам систем.
В то время практически все антивирусные… скорее не «продукты», а «утилиты» (разработки того времени были очень далеки от современного понимания термина «программный продукт») представляли собой либо «лечилки» из командной строки (типа «DOCTOR /cure C:»), либо «резидентные сторожа» — «праматери» современных HIPS и Behaviour Blocker.
Нашим преимуществом был настоящий юзерский интерфейс (в текстовом режиме MS-DOS) с поддержкой мыши(!). В набор также входил «резидентный сторож» и утилиты анализа системной памяти – для выискивания новых неизвестных резидентных MS-DOS-вирусов.
В 1990 году антивирусная программа «-V by ‘doctor’ E.Kasperski», обнаруживала уже 34 вируса: тогда новые вирусы появлялись не чаще чем раз в неделю. По сравнению с сегодняшним днем, когда в антивирусные базы мы добавляем около 125 000 образцов в ДЕНЬ, это было райское время!
В 1991 году я устроился работать в «Научно-технический центр КАМИ». Туда же пришел Алексей Де-Мондерик (по прозвищу Граф), который и по сей день является моим соратником. Мы были знакомы еще со времён учебы в Физико-Математической Школе (ФМШ) им. Колмогорова. О той веселой поре мне напоминает фотография с выпускного вечера ФМШ, которую я бережно храню.
С Графом и Вадимом Богдановым мы разработали антивирус, который назвали Antiviral Toolkit Pro. Эта разработка и легла в основу продукта, который до сих пор является в «Лаборатории» ключевым. По тем временам AVP 1.0 был настоящей инновацией.
К вопросу о патентовании, вставшем недавно на повестку дня: конечно же, мы тогда и не думали официально патентовать свои разработки – не было ни ресурсов, ни опыта подачи патентных заявок. Поэтому наши первые технологии были впоследствии запатентованы различными американскими компаниями. А технологий за 1995-96 года набралось очень много – несколько сборок AVP 1, несколько – AVP 2. Кроме этих продуктов для операционной системы того времени MS-DOS, мы также выпустили продукт, предназначенный для защиты серверов Novell – AVP for Novell 1.0.
Вообще, с названием AVP случилась забавная история – опечатка стала брендом. Ведь по идее аббревиатурой Antiviral Toolkit Pro должно было быть ATP… Просто отправляя файлы в Virus Test Center Гамбургского университета,
я по ошибке назвал его AVP.ZIP (вместо ATP.ZIP). К тому моменту как я это заметил, продукт уже стал известен и был оценен зарубежными экспертами, так что переименовывать было поздно. Пришлось выкрутиться, что, впрочем, было несложно – вместо «Antiviral» со следующей сборки мы назвали его «AntiViral». Под этим именем бренд просуществовал еще много лет. Историю коробок можно проследить здесь.
На этом этапе к нашей команде присоединилась Наталья. Она активно включилась в развитие партнерской сети и продаж. В 1996 году мы заключили ОЕМ-контракт с немецкой компанией G-Data на поставку нашего движка (контракт просуществовал вплоть до 2008 года!). Немцы вышли на нас сами, и стали первыми в чреде технологических партнерств.
(на фото мы с G-Data в Германии)
Именно тогда мы всерьез занялись продуктом для Windows 95 и разработали мультиплатформенный движок AVP 3.0. На этот же год пришелся кризис в КАМИ. Совокупность всех этих факторов подтолкнула нас к выходу в свободное плавание….
…И 26 июня 1997 года была зарегистрирована «Лаборатория им. меня»! Мы долго мучились с названием – я был категорически против использования своего имени, но коллеги убедили, что это будет эффективно – имя уже было известно, а новое название раскручивать было слишком дорого. В то время финансовый вопрос и правда стоял очень остро: в самом начале развития компании нашей команде, состоящей из 15-20 человек, было непросто – финансовые поступления еще оставались нестабильными, так что иногда приходилось сидеть без зарплаты.
Но эти непростые годы стали невероятно продуктивными – уже в 1998м мы выпустили девять продуктов и обновили антивирусное ядро. Тут уже пошли и корпоративные контракты, и расширение штата, и завоевание крупных долей рынка. Постепенно наша доля на российском антивирусном рынке увеличилась с 5 до практически 50 процентов! Причем предлагали мы не только антивирусный продукт, но и круглосуточную техническую поддержку (для России в то время – уникальный сервис). Кстати, нынешнее название наших продуктов — «Антивирус Касперского» — появилось где-то в ноябре 2000 года. К этому моменту мы защищали уже не только персональные компьютеры, но и рабочие станции, файловые и почтовые сервера под управлением Windows, Linux и FreeBSD, а еще сети Novell NetWare и межсетевые экраны.
Развитие компании шло и на географическом поле. В 1999 году открылось первое зарубежное представительство – Kaspersky Labs UK в Кембридже. Это очень важная веха в истории компании. Помню, на пресс-конференции в Лондоне мне задавали не очень гостеприимные вопросы – вроде того: «у нас на рынке и так достаточно защитных решений, на что вы вообще надеетесь?» Мы объясняли про наши уникальные технологии и инновации, пытались убедить в преимуществах наших продуктов. Убедили! Может, и не сразу, но со временем – точно!
Бизнес развивался очень быстро – и по своей сложности, и по географии: особенно запомнился 2003 год, когда офисы по всему миру открывались один за другим – Германия, Франция, Испания, Италия, Япония, Китай. А к 2009 году мы были уже в Великобритании, Польше, Нидерландах, Японии, Германии, Швеции, Китае, Франции, Румынии, США, Корее, Испании, Италии и Австралии. В 2010-ом стали лидером на розничном антивирусном рынке в США, и да — начали спонсорство Феррари!
Конечно, за это время, из «семейной» компания превратилась в международную корпорацию в 2.5 тысяч человек. И работаем мы теперь совсем по-другому – есть средства, есть знание рынка, есть глобальное признание! И все же главное осталось неизменным – идея по-прежнему очень важна, и я неустанно говорю всей своей команде: «We are here to save the world!»