5 декабря, 2011
Полная SOPA.
// или почему мы решили выйти из Business Software Alliance (BSA).
Всем привет!
Тут недавно Штатонет (а что, есть же Рунет?) встал на уши по поводу нового закона по борьбе с пиратством. Звать его Stop Online Piracy Act — или просто SOPA. Комментарии на эту тему звучат вполне однозначно, например: «These Idiots Are Coming For Your Internet».
Что это такое SOPA? Поддержка и развитие вполне актуальной темы – защита интеллектуальной собственности. Дамы и господа, ну ведь это правильно же! Ну, нехорошо же воровать-то! Автор, а чаще целый коллектив, — они старались, ночи не спали – писали книгу, музыку сочиняли, снимали кино, софт творили и баги в софте тестировали – достойны ли они материального вознаграждения? Да или нет? Прежде чем ответить – подумайте, а вдруг тот же самый вопрос зададут про Вашу, уважаемый читатель, профессию… Ну?
Короче, автора и авторские коллективы надо любить и защищать, чтобы они творили больше, чаще и шедевры. И американские законотворцы решили (сами или под нажимом лобби – мне неизвестно) двигать эту самую SOP’у. Суть которой вкратце заключается вот в чём:
По решению американского судьи все без исключения поисковики, провайдеры, кредитные системы и прочие держатели «рычага» обязаны немедленно отрубить любого нарушителя американских копирайтов от Интернет-канала.
Причём «нарушение копирайтов» понимается в самом широком смысле слова: снят свой ролик с цитатами из «копирайченного» саундтрека, или домашнее видео с сыном-дочкой и в кадре мультик «Кунг-фу Панда», или любое вообще использование в любом виде любого объекта «интеллектуальной собственности» — нарушение, блог закрывается, а может и весь ресурс целиком. Полный звиздец и алес капут.
Теперь подробнее.
1. Что меня несколько напрягло – абсолютная американизированность этого Интернет-закона. Ну, у меня это с непривычки. Любое государство, конечно, должно думать в первую очередь о своих гражданах, их интересах, о защите национальных изобретателей, производителей и о своей экономике. Но здесь немного интереснее. Согласно этому закону интересы не-американских авторов-изобретателей вообще никак не защищаются, но при этом национальная принадлежность нарушителей никакого значения не имеет.
Т.е. Права не американцев – нарушай как хочешь и где хочешь. Но вот американские интересы должны соблюдаться глобально и везде. И «да наплевать!» не прокатит – посмотрите список рутовых DNS серверов, они все в США или на весьма дружественных территориях. Ага… Пряник – за океаном, плётка – тоже.
Ну да и ладно с национальными интересами. Самое печальное, что подобный закон собираются постепенно «натянуть» и на весь остальной мир – через разные ассоциации, например, типа BSA. Они внезапно, ни с кем не посовещавшись, SOP’у поддержали – и нам пришлось покинуть эту ассоциацию – мы с таким решением не согласны. И вот почему.
2. Чем грозит нам эта SOPA? Да очень просто: дай дорогу такому закону, сюда ринутся тысячи, десятки, сотни тысяч алчных юристов – потому что к практически любому сайту можно придраться по поводу копирайтов! Этот закон приведёт к мощнейшему узаконенному вымогательству. Интернет-бизнес ждут нелёгкие времена – посмотрите на тех, кто не желает лезть в SOP’у: eBay, Facebook, AOL, Google, LinkedIn, Mozilla, Yahoo, Wikimedia и т.п. А вот список тех, что SOP’у поддерживает: уже упомянутый BSA (включая Apple, Microsoft, SAP, Symantec и прочих «софтовиков» – теперь уже без нас), и – главное! За данный закон выступают:
RIAA – http://www.riaa.com/ — Recording Industry Association of America,
MPAA — http://www.mpaa.org/ — Motion Picture Association of America.
Вот откуда у этой SOP’ы ноги растут!
А вот теперь – главное.
1. Я не сторонник пиратства. Незаконное использование чужой интеллектуальной собственности (тем более использование в корыстных целях) – это плохо, очень плохо.
2. Но если меня будут продолжать заставлять покупать музыку на CD и фильмы на DVD – я перестану быть противником пиратства.
Один знакомый француз прекрасно сказал: «В торренте висит фильм. Если я его скачаю – я преступник. Если нет – я идиот». Законы вроде SOP’ы делят мир на преступников и идиотов. Не кажется ли вам, что в консерватории что-то не так? Что мир стал другим, он уже давно сетевой – а не виниловый (для тех, кто не знает – раньше музыку выпускали на так называемых «виниловых дисках», диаметром с диск автомобиля – гуглить кому интересно).
Итак, применять к авторскому праву эпохи Интернет правила винила и CD/DVD – это бред и неуклюжесть головного мозга.
Да, когда-то давным-давно стоимость интеллектуальной продукции была высокой – и она была оправданной. Производство (авторские муки), тиражирование, транспортировка, дистрибуция, полки в магазинах – когда-то для кино-видео-книго и прочей подобной продукции это стоило дорого. Сейчас тиражирование и доставка стоят – ноль! Сейчас между автором и покупателем-пользователем посредники уже не нужны! Сколько посредников между блоггером и читателем? Ага – ноль.
Посредники становятся лишними. Посредникам надо думать о том, как трансформировать свой бизнес, чтобы не исчезнуть в будущем – вместо того, чтобы пытаться Интернет-бизнесы загнать в «виниловую эпоху».
Защищать интересы кино-аудио-софт-и-прочей «интеллектуальной индустрии» методами SOPA — это всё равно, что электронную почту обложить тарифами в пользу Почты государственной, звонки по скайпу разрешать по ценнику от телефонных компаний, а носители информации продавать только со сборами в пользу Михалкова Союза Правообладателей. Бред? – полный, абсолютный бред эпохи динозавров, у которых мозг был размером с орешек.
При этом я не сторонник принципа «всё, всем, бесплатно». Авторы – тоже люди, им не только просто кушать хочется, иногда создание объекта интеллектуальной собственности является весьма и весьма затратным делом (например, кино или «тяжелый» софт – бюджеты на производство часто измеряются десятками и сотнями миллионов долларов).
Ну, так сделать надо так, чтобы народ:
- имел возможность гибко и быстро найти и купить то, что ему хочется прямо сейчас и немедленно (и iTunes тому отличный пример).
- чтобы при этом не нарушались интересы правообладателей.
- а посредники…. А посредники пускай идут в SOPA!
Время Интернет – не место для виниловых рудиментов, полностью оторванных от современных технологий, нужд потребителей и реальности вообще. «Бизнес по-старинке» не хочет/не может меняться, да ещё и пытается утащить с собой в могилу весь Интернет-бизнес этой SOP’ой и им подобными.
Мир уже настолько изменился, что старые правила тут больше никак не работают! Нужно искать новые модели распространения контента (да и не надо искать – Apple уже всё сделали и опробовали). А лоббирование «законов периода динозавров» — переливание крови с риском для жизни донора мёртвому пациенту. Государства должны думать не о том, как защитить давно протухшие бизнес модели – а о том, как стимулировать появление и развитие новых.
В общем, моя позиция такова:
- SOPA – в топку.
- Динозавров – на пенсию.
- Распространять контент по новым схемам, например:
- Низкое качество – бесплатно. Бери сколько съешь (отрабатывать рекламой, например).
- Среднее качество – дешево и быстро.
- Высокое (профессиональное) качество – дорого.
По 3 пункту на самом деле уже есть движение, пример – iTunes. Плюс некоторые студии уже практикуют выкладывать контент низкого качества в сеть бесплатно с промо целями.
Вот такая получилась сказка про приключения Интернет-молодцов, про законодательные дебри и SOP’у в них сидящую.
Ну и совсем напоследок – вот супер-клип, который тоже стал жертвой динозавров медиа-индустрии. По первой ссылке клип уже мертвый, а вот здесь пока еще живой:
Ну и совсем завершающий комментарий – о моей компании и её бизнесе в свете изложенного выше. Антивирус – это не продукт, это – сервис. Антивирус живёт на апдейтах – и по этой причине мне в целом всё равно каким образом пользователь получает наш софт – на CD в картонной коробке или скачивает из Сети… — но обсуждение сервисной модели немного выходит за рамки обсуждаемой темы.
На этом совсем всё, всем пока!
UPDATE: Эл Янкович на тему