4 сентября, 2025
Циклоп Назаровского разреза.
Продолжаю рассказы о меганасыщенных летних днях в Красноярском крае, куда мы пожаловали по любезному приглашению наших уважаемых заказчиков для себе посмотреть и другим рассказать :) Позади золотодобывающий карьер «Восточный», Богучанский алюминиевый завод, одноимённая ГЭС. Новая порция технологических историй — пара роскошных индустриальных объектов: угольные разрезы Назаровский (своего вебсайта или другой интернет-страницы нет) и Берёзовский (здесь с интернет-освещением дела получше).
Оба добывающих предприятия принадлежат компании СУЭК (Сибирская угольная энергетическая компания). Как и на других индустриальных объектах Красноярского края, нас здесь принимали просто роскошно!
// Что приятно: на всех промышленных предприятиях России, где я бывал за недавние 10-15 лет, строго соблюдается правило запрета на алкоголь. Везде на входе и выходе(!) сотрудникам/рабочим/шахтёрам «продув» на алкотестере, если положительный результат — однозначно увольнение. Говорили, что сначала было сопротивление, типа «ну как же без Михалыча, он бухой, но ведь мастер!». Ничего, нашлись другие «михалычи», трезвые. Посему повторюсь: принимали роскошно, но на столах ничего крепче морса не было.
Но я оставлю в стороне разные бытовые детали, давайте лучше фотки покажу. Вперемешку — с разных разрезов. Для аппетита :)
Фотка-1, Назаровский:
Фотка-2. Берёзовский разрез:
Поехали!
СУЭК — крупнейшая в России угольная компания и одна из самых больших в мире. Ведёт добычу угля на 8 шахтах и 19 разрезах (это я в интернеты подглядываю). Нам повезло побывать на двух разрезах, которые входят в структуру «СУЭК-Красноярск» (всего эта дочерняя компания ведёт добычу в трёх карьерах). Так вот, они официально и публично гордятся, что в этом году отгрузили 2-миллиардную тонну угля. Как эти два миллиарда выглядели бы физически? Утверждают, что (цитирую): «если загрузить весь этот уголь в один состав, то он сможет обернуть земной шар почти 10 раз».
Всего предприятия СУЭК добывают 110 млн.тонн угля в год. Какой длины получится «годовой железнодорожный состав»? Вопрос не вполне точный, поскольку и вагоны бывают разные, и грузоподъёмность у них тоже разная. Посему лезу в интернеты и ищу ответ на вопрос: «в каких вагонах перевозят уголь». Далее неинтересно, а результат получается такой. Усреднённая грузоподъёмность одного вагона — 65 тонн => всего потребуется порядка 1 миллиона 700 тысяч вагонов. Длина вагона примерно 14 метров => длина такого состава получается примерно 23 тыс.км (а если ещё добавить необходимое количество локомотивов, чтобы всё это хозяйство могло ехать, то и все 25 тысяч). Так вот, получается, что длина подобного железнодорожного состава больше половины земного экватора! О как…
Но я опять традиционно заболтался, пора же и фотки показывать. Вот такая есть, это разрез «Назаровский»:
Теперь немного о способе добычи угля в разрезе.
Пласт угля (толщиной около 15 м) лежит под 70-метровым слоем пустой породы (горняки называют его «вскрышей»). Так вот, перед добычей угля эту «вскрышу» надо снять и отгрузить в отвал, затем добывается очередной слой угля, по железной дороге отправляется заказчикам, снимается очередная часть «вскрыши» — и так по циклу. То есть этот разрез представляет из себя примерно трёхкилометровую линию добычи угля, где с одной стороны — многолетний отвал, а с другой — ещё не вскрытые пространства, под которыми лежит этот самый уголь. И эта линия постепенно движется по направлению на восток:
Следует ещё добавить, что на отвалы укладывают слой плодородной почвы и проводят рекультивацию. То есть им посильно «возвращают» природный вид.
Но самое интересное здесь однозначно — циклопических размеров шагающий экскаватор, который снимает пустую породу («вскрышу») и лентой транспортёра перекидывает её в отвал за линией добычи угля. Конструкция эта настолько огромна, что вблизи даже в широкоугольный объектив влезает только частично:
Так что снять полностью данный агрегат можно только издали или с воздуха:
Если говорить техническими терминами, то этот механизм называется «роторный вскрышной комплекс» и состоит из трёх разных машин, связанных между собой технологически: роторный экскаватор + перегружатель + отвалообразователь. Экскаватор (машина-1) копает породу и на ленте транспортёра перемещает её на перегружатель (машина-2), который является этаким связующим звеном с отвалообразователем (машина-3), который, в свою очередь, укладывает горную массу в отвалы. Перегружатель является необходимым переходником, поскольку экскаватор по мере выработки породы постепенно движется вдоль карьера — и чтобы за ним сразу не тянуть всё остальное хозяйство, был придуман вот такой «трёхколенный шарнир».
Ещё немного технических деталей этого исполина (цитирую) ->
Высота комплекса = более 70 метров (примерно, как Спасская башня Кремля);
Общая длина = почти 500 метров (полкилометра!);
Суммарный вес = почти 10 тысяч тонн (как у Эйфелевой башни!);
Диаметр роторного колеса = 16 метров (пятиэтажный дом);
Длина одной гусеницы = 13 метров, ширина = 4 метра (одной гусеницы!).
А длина ленты транспортёра «перегружателя» = аж под 200 метров!
На роторном колесе вращаются 24 ковша, ёмкость каждого — 2 300 литров (на фотках чуть ниже можно будет оценить масштабы). Комплекс состоит из 5 конвейерных лент, если его вытянуть в одну линию, способен переместить породу на расстояние 420 м. Путь от забоя до отвала горная масса вскрышных пород преодолевает примерно за 2 минуты. Производительность этого гигантского комплекса — свыше 4 тыс. кубометров горной массы в час, а обслуживает его экипаж из 56 человек.
Циклопическая конструкция!
Для лучшего понимания масштаба происходящих здесь событий давайте рядом с гусеницей поставим человека:
В мире было произведено всего два таких комплекса, а выпускал их немецкий (ГДР) завод TAKRAF.
На Назаровский разрез комплекс поступил в 1986 году, и целых три года понадобилось на его монтаж. О как!
Ну, пора и погулять по этой гигантской конструкции! Экскаватор управляется вот отсюда. Само собой, хоть машина и достаточно возрастная, но всё уже давно оцифровано и компьютеризировано:
Роторное колесо с ковшами — повторюсь, его диаметр аж 16 метров!
Всего через две минуты выкопанный грунт оказывается вооон там:
Теперь весь процесс с самого начала. Снятие «вскрыши» ->
Транспортёр отправляет добытый материал на перегружатель ->
Тоже немаленькая конструкция!
И далее 200-метровая стрела выкидывает добытое в отвал:
Картинки местами не просто масштабные, но по краскам немного неземные…
Повторюсь: размеры какие-то просто запредельные. Нужно постараться заметить людей на этой фотке.
Только что мы совершили ознакомительную прогулку по уровню «вскрыши», а добыча угля идёт «ярусом ниже»:
Фотки с воздуха. Кладбище отработавшей техники:
Разрез целиком:
Отвалы: свежие и рекультивированные, уже заросшие лесом:
И прочее разное:
Вооон там мы только что гуляли:
Неподалёку находится Назаровская ГРЭС — один из главных потребителей добытого угля.
Летим дальше!