14 июня, 2024
Шуто-дорога вьётся сквозь каменные джунгли, и уже очень давно.
Всем приветы из ->
Посмотрел свои записи и в архивах покопался — я в Японии уже аж в 31й раз! В следующую поездку надо будет громко отметить юбилей, поскольку 32=20h. Заодно подумалось, что Япония — особая, необычная страна, о которой много раз рассказывал. Однако, почему-то ничего (или почти ничего) не говорил о транспортной системе Токио. А это одна из самых ярких особенностей столицы страны, куда прибывает свежеиспечённый турист. Пора исправляться, и для начала немного про столичные скоростные автомобильные дороги.
// Сразу «дисклеймер»: автор описывает свои собственные наблюдения и ощущения, а также транслирует непроверенную информацию, лапшой повисшей на его ушах. Посему излагаемые здесь оформленные в виде предложений слова и знаки препинания могут оказаться либо не всегда корректными, либо же просроченной свежести. Или какие-то ещё факторы могут сделать этот текст не вполне соответствующим истине.
Итак, весь Токио изрезан сетью не очень скоростных (вроде бы 60-80км/ч), но быстро проезжаемых дорог — без светофоров и прочих препятствий вроде пешеходных переходов. Все эти дороги проложены вторым-третьим ярусом, не пересекаются напрямую с наземным движением, и называются они Shuto Expressway.
Проложены они прямо «по живому городу», огибая уже существующие здания (не уступившие проекту при строительстве), да проникая в каждую свободную ячейку незанятого пространства. Вот так один из сегментов этой сети дорог:
Виды на эти автотрассы иногда просто фантастические. Вот такая обычная для Токио весьма плотная застройка, а сквозь неё змеится этот самый «Шуто экспрессвей» ->
У меня таких фоток две, они очень похожи, но я так и не решился какая больше подходит для объяснения происходящих здесь событий:
Или вот такая картинка, которая наглядно показывает что здесь и как:
Поскольку рубить дорогу сквозь жилую застройку не везде получалось, то местами дороги строили поверх местных речушек. Просто вдоль русла ставили столбы, а уже поверх клали дорогу.
В результате образовалась весьма плотная сетка безостановочных дорог (если нет пробок) — и это был фантастический градостроительно-транспортный прорыв 60-х годов прошлого столетия (60+ лет назад, между прочим!)
А вот так это смотрится ночью:
Ну, сели — поехали! Поскольку сеть этих дорог практически вся платная, то сначала проезд сквозь кассу:
Поднимаемся на второй уровень — поехали.
Пересечения с другими сегментами, многоярусные развязки:
Иногда дорога спускается «с неба на землю» (с) —
— и под землю тоже углубляется:
Ну и чего здесь такого? — изумитесь вы, — какого лысого лешего нам тут эту пургу на уши наматывают? Это же в любом транспортно насыщенном и обеспеченном городе есть! — и я с этим полностью согласен! Но есть один небольшой, но очень важный нюанс ==>
Эти конструкции были проложены, оформлены и заасфальтированы примерно 60 лет назад. Первый сегмент этой транспортной сетки был построен аж в 1962 году — за годы (или уже за десятилетия) до рождения читающих этот текст. Всего-то через 17 лет после уничтожительных последствий той Большой войны…
Почему-то найти историю создания сети скоростных токийских дорог быстро и непринуждённо у меня не получилось. Промаячило только то, что послевоенный Токио начал восстанавливаться и тут же захлебнулся в транспортном коллапсе. Видимо, оттуда родом легенды о дикой загазованности города и о продаже свежего воздуха в специальных автоматах — типа советских устройств с газированной водой.
Очевидно, было принято решение о строительстве идеального решения — многоярусных городских дорог. Насколько мне известно, японцы были первыми кто реализовал такую архиреволюционную идею.
Как быстро и с какими приключениями они всё это созидали — достойных источников мне так и не удалось быстро найти. Но начали японцы этот проект в 1962м, а уже в 1972 году Тарковский для гениального фильма «Солярис» снимает там длиннючий (излишне длиннючий) эпизод беспилотного автомобиля на дорогах нашего общего будущего. На кадрах на дорожных знаках и асфальтовом покрытии периодически мелькают иероглифы, даже где-то сверкнул знак «Токио». Вот здесь начинается эта часть фильма:
Однако, прошло 50-60 лет, остальной мир насмотрелся у Японии как строить подобные футуристические конструкции — и сделал это сам и у себя (кто смог, и плюс-минус успешно).
Токио же (да и вся Япония) — японцы как-то упустили лидерство в футуризме. Как так и почему? — мне непонятно. Бешеный послевоенный рывок тогда — и какое-то смирение сегодня. Загадочная Япония, да?
Местные гайдзины (русские, но полностью здесь, женаты на японках) поделились очень необычным наблюдением: «В 1960-70-80х Токио был городом 2000 года. Мы сейчас в 2024м, а Токио всё еще город-2000». Увы, судя по скорости интернетов в местном 5* и неплохо-дорогом отеле — так и есть. Здесь интернет уровня 5* — но пять звёзд уровня 2000го… Типа, 5* 2000YO :)
Но всё не так уныло, конечно же. Строится много новых объектов, дорог и мостов. Вот, например, такие картинки из улетающего в Сеул иллюминатора (дело было в мае 2016го) ->
Но всё же новая планировка и архитектура — только на новых насыпных («мусорных») островах. Но это отдельная тема, которой я не владею совершенно.
Ну и всё на этом про городские дороги, мы же выезжаем за пределы тотальной японской урбанизации:
Чем дальше — тем зеленее:
Да ещё и горки какие-то вдали показывают…
Но об этом будет чуть позже.