В Тикси через Найбу, да по льду моря Лаптевых — только здесь так уместно!

Наконец, остался последний рывок до основной цели нашего якутского автопутешествия — до Тикси. И это был, пожалуй, самый мозговзрывающий и восхитительный сегмент всего путешествия. Смотрите сами — вот они мы в бесконечных белых пространствах уже почти на льду моря Лаптевых:

А вот так если посмотреть, то пространства становятся максимально бесконечными…

Дорога была местами совершенно некомфортной. Вроде по льду едем — а как по кочкодромному грунтовому зимнику. Должно быть ровно и гладко, но нет.

Но бывало и 100км/ч по ровнейшему морскому льду:

И — доехали! Причём доехали быстро и без особых происшествий. Нам очень сильно повезло!

По дороге в Тикси были бесконечные завораживающие, просто гипнотические белые пространства. Были и миражи. Например, вон там «стеночка» вдали, не доезжая до горизонта, — если присмотреться, то видно. Она от левого края до середины фотки, перед холмами на горизонте. Так вот, это — мираж. Этой стеночки нет… «Ложки нет» (с).

Обалденно, морозно, бесконечно, мозговыносяще!

В наших изначальных планах было двигаться Хайыр-Найба-Тикси за полных два дня. Однако, глядя на окружающие погоды и их прогнозы, мы решили домчаться до финиша одним рывком. Вот такой трек получился в результате:

Однако за один присест я вряд ли успею рассказать про весь этот день, посему сначала «поедем до Найбы» ->

Красивенько местные пространства отсняты. Очевидно, фотки неплохо обработаны. Так и надо! Спасибо Яндексу :)

Впрочем, этот сегмент нашего автопутешествия начинался по кальке: ранний подъём, завтрак, загрузка вещичек в машинки, предрассветный старт. Обратите внимание на трубы над дорогой. Это — центральное отопление. Горячая вода по этим трубам идёт ->

И это — Хайыр, 400+ населения. Запредельные климатические условия, Википедия сообщает, что «снежный покров держится в течение 255-265 дней в году» ~260 дней. То есть там только ~100 дней без снега. 70я широта, однако! Да-да, была песня во времена СССР: «Мы ребята 70й широты». Прям «Битлы»!

Но музычку мы потом и в машинках послушаем, посему — выехали из гостеприимства, повернули направо, едем! Ночь ещё, луна растёт:

Но сумерки были недолги — солнце уже над горизонтом!

Мир сразу становится более позитивным, оптимистичным, машинки резвей идут по ледяным изгибам реки… ой, забыл название.. — ага, река Омолой. Чудесно! Как будто вообще и не было тех грунтовых «кочкодромов», по которым мы местами просто плелись в эту сторону…

Ой, накаркал… Выезжаем на более открытые пространства — и тут же втыкаемся в участки, которые занесло метелями. Зимник стал непроездным, но зато дальнобои протоптали колею сбоку. Однако эта колея приемлема для грузовиков с большими колёсами, на нашем «клиренсе» по таким рельефам едется с трудом, очень аккуратно…

И — «Белым былó!»

Вдруг — встречные большегрузы. Ого! Это первая встречка после поворота от Северного. Мы проехали по зимнику от Северного и до Хайыра, а потом и далее (примерно 150 километров) — и были в полном одиночестве. Ну, в смысле «три танка и пикап» (как было записано в дневнике нашего путешествия). А вот тут на зимнике — сюрприз! Мы не одни! Заметьте, дальнобои в этих краях по одиночке не ходят. Очевидно, в одиночку здесь весьма рискованно.

Мы же постепенно приближаемся к океану. Верней, к морю Лаптевых.

Кто такие Лаптевы? Я сам не знал, но потом посмотрел викиразное про их биографии… и немного офигел => Харитон ЛаптевДмитрий Лаптев. Ничего себе биографии! Море не зря их именами называется. Однозначно!

А мы тем временем продолжаем движение к морю! Речные берега пока ещё чуть проглядываются, но это ненадолго.

А вот тут — всё. Мы на морском льду. Берегов больше нет. Начинается абсолютно бесконечный и безграничный белый арктический мир.

Бывал уже в таких местах, но с другой стороны нашего Земного шарика. И такие картинки у меня ещё тогда выносили мозг полностью и надолго.

Фотками эти ощущения передать невозможно. Это другое, здесь надо быть целиком и собственной персоной. Смотреть вживую, дышать этим воздухом, ощущать пространства всеми своими органами чувств. Причём из этих «органов чувств» рабочими остаются только глаза: здесь ничто не шумит, ничто не пахнет, вообще нечего осязать и пробовать на вкус. Большая часть хомосапиенской сенсорной телеметрии отказывается работать! Потому, наверное, у головного мозга и едет крыша.

Кстати, такие же ощущения у меня были в Антарктиде ~15 лет назад, во время наших приключений с лыжницами, вон там про это всё рассказано.

Так вот, здесь ощущения очень похожие. И снег такой же плотности. Его выветривает, намораживает, вдавливает местным адским климатом так, что по нему можно гулять не проваливаясь. Ой, просто обалдительно от этих пространств! Чему Д.З. сделал доказательную фотографию:

А дальше нам по вот такой вполне понятного качества дороге. Но — ой, впереди у нас — мираж! Фата-моргана. Видите на фотке небольшую стенку справа посередине? Именно куда дорога сворачивает? Ну, вроде как лёд сильно поломало, и он вертикально встал. Так вот, этой стенки не существует. Это — мираж. Точнее — фата-моргана. // Кстати, чем мираж отличается от фата-морганы я не успел разобраться.

«Арктическая эйфория» — опять же цитата из дневника автопутешествия.

Излома льда на фотке выше нет, это просто оптическая иллюзия. Их даже можно увеличить на приспособленных для этого фотоаппаратах. И ещё увеличить — и обалдевать от того, что эти миражи настолько реальны!

Чуть позже нам показывали уже не просто ледяные торосы и на этом построенные фантазии, а настоящий город на горизонте! Верней, до горизонта. Вид был такой, что перед далёкими горами стоят многочисленные многоэтажные постройки, местами даже небоскрёбные.

Народ по рации начал обсуждать, какие районы они видят. Кто-то говорил про Чертаново, кто-то про Бутово. Я же однозначно определил, что это не вид на «круглую Москву», тем более окружённую лесными массивами. Эти виды мне сильно напомнили Манхэттен, который я однажды наблюдал из какого-то местного аэропорта во время взлёта… Ааа, вот оно!!!

Так вот, этого всего не существует. Просто оптическая иллюзия. Хоть иногда (при оптическом приближении) оно и выглядит вполне себе реально.

Качество дороги тем временем стремительно ухудшалось. Обнаружено в записях нашего дорожного журнала: «Дальше едем ползком» ->

В качестве развлечений (ну скучно же ехать десятки километров по таким колдоёбинам!) — так вот, со стороны моря для скрашивания условий нашего туристического неприхотливого быта — там появились вот такие ледяные конструкции. Море перекорёживает лёд на прибойке, а потом замерзает окончательно.

«У пикапа правильный арктический цвет» — ещё одна запись в нашем дневнике примерно того же дня.

По этим буграм и прочим ледовым несуразностям как-то долго мы ехали… Причём в полностью пустых белоснежных пространствах. Как вдруг появились какие-то конструкции. Ого! Дорожные знаки! На зимнике по льду моря Лаптевых!

А тут мне подумалось — кто и как чистит этот зимник? Ведь расстояния здесь адские. Поворот с реки Яна, потом до Хайыра, затем до вот этой точки — это, наверное, километров 200 получается? Отсюда до следующего села Найба и потом до Тикси ещё 200км. То есть, когда тут всё заносит метелями, то все эти сотни километров надо прочистить, начиная с самого начала? Ой.

Короче, низкий поклон местным дорожным службам. А здесь меняются зоны их ответственности — это граница двух якутских улусов. Обозначено куда и сколько, контактный телефон для жалоб и предложений. «Платона» для оплаты проезда не хватает :)

Дальше дорожка по льду пошла ровнее — ура! И мы такие счастливые!

И недалеко от границы районов нас встретил ТРЭКОЛ из Тикси. Увидев такую технику, мы сразу поняли, что у нас — Всё. Будет. Хорошо. :)

Случались прочие развлечения по дороге. Например, на берегу лежит весьма почётного возраста судёнышко, которое не то волнами сюда выкинуло в незапамятные времена, не то бросили его не вполне удачливые арктические русские «конкистадоры».

Проезжающие мимо путники иногда посещают его, кованные гвозди 19 века на сувениры выдёргивают.

А мне подумалось, что ведь это наша Большая История. Судёнышко это ведь надо спасти и — ну, и так далее. Всё очевидно. Лежит оно вот здесь:

Так и ехали, красоты арктические наблюдали, по рациям впечатлениями обменивались. Но дорога (зимник) по льду моря вдруг решила свернуть в сторону грунта, а там вот так:

Почему так, откуда здесь такая ледяная «ступенька» — я так и не понял. Вроде бы здесь же приливов-отливов особо не бывает? Солнце-Луна на уровень моря-океана здесь же не влияют — или я неправ?

Ну, потом разберёмся. Пока же нам надо запрыгнуть на эту «ступеньку». Пикап совершил это упражнение совершенно непринуждённо — он же «полугрузовик»! А вот остальным было сказано, что «танки здесь не пройдут» :) и надо копать. Ну, разломали лёд и поехали:

Что вызвало немалый интерес у всех остальных пассажиров:

// Шутка. На фотке как раз не пассажиры, а опытные арктические «волки», которые нам это автопутешествие и организовали. Слева в красной куртке — Евгений Шаталов (клик на ссылку на его «дОроги дорОги»), а справа в синем — Александр Еликов (уверенно по Арктике, даже на Москвиче! — клик сюда).

Рекламная пауза окончена, дальше по грунту — в сторону села Найба. Дальше зимник идёт по грунту, весь кочкообразный (всё как обычно), но виды вокруг и вперёд — просто волшебны (тоже всё как обычно). В этом и есть особая магия северных пространств…

Вдали постройки показались, это мы к селу Найба подъезжаем.

Вот они и мы, а вот и Найба:

Селение небольшое, около 500 человек, в основном эвены. Живут здесь не особо богато, рыбачат и иногда на зверя ходят. Ну, и наверняка олени есть. Тарелки смотрят вниз, ведь спутники все ниже горизонта!

Здание школы выделяется на фоне остальных построек. Кстати, здесь неплохо кормят! Это мы знаем точно, поскольку здесь же и пообедали :)

Прибойка выглядит вполне обычно. Но, очевидно, найти здесь можно только то, что выкидывается морем с восточной стороны. То есть только «дрова». Море наверняка не выкидывает сюда никаких других полезных или бесполезных человечьих изделий — откуда им здесь взяться?

Всё на этом про сегмент Хайыр — Найба. Кстати, это «Добро пожаловать!» только со стороны Тикси. С обратной стороны такого приветствия не обнаружено, оттуда гости весьма редко сюда заглядывают…

Едем дальше! Следующая остановка — Тикси!

Остальные фотографии из экспедиции Якутск-Тикси-Якутск здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку