Автомобильные электро-кибер-новости.

Всем привет!

Сразу предупреждаю — на картинке прототип автомобиля, релиз будет выглядеть совершенно иначе, да и в город на такой машинке выезжать тоже пока нельзя — это тестовый образец. Но по двору уже можно, а скоро она и на испытательный полигон поедет. А пока только вот так –

Это означает, что на днях я покатался на весьма необычной машинке… И, очевидно, есть тема поговорить про автомобили. Про те самые «средства передвижения» (с), которые «не роскошь»(с) — но всё же ведь многие из нас любят, холят и лелеют свою автоповозку (а бывает, что и несколько штук сразу), обожают кататься туда-сюда по делам или просто так «таксовать для души», ненавидят пробки в городах, «обочечников», дальний свет/ксенон в лоб и разное прочее тоже. Но это их нисколько не мотивирует отказаться от своих личных средств передвижения — ведь это же ещё одна степень свободы! Сел и поехал — куда хочешь и когда хочешь. Красотища!

Но при чём здесь кибербезопасность? Да все очень просто. Самая большая проблема автомобильного кибербеза — это факт того, что почти все современные автомобили (грузовики, карьерные самосвалы, фермерские тракторы и т.п.) уже давно не просто механические конструкции, а кибер-механические изделия. При этом слово «цифра» становится всё более и более актуальным в конструкции механических средств передвижения. Самые современные авто на самом деле — это цифровой «симулятор», где все действия водителя не напрямую влияют на движение механических составляющих транспортного средства. Они сразу цифруются и передаются в бортовые компьютерные системы, которые принимают свои собственные решения и дальше транслируют полученные указания на все остальные агрегаты автомобиля. Помните, как раньше работал ручной тормоз? Дёрнуть ручку, услышать характерный металлический хруст — всё, стоим. Сейчас же (и уже очень давно) на многих машинках ручной тормоз — это просто кнопка. Всё понятно?

Так вот, перехожу к сути проблемы. А именно -> автопроизводители собирают свои авто-изделия из разных запчастей, которые производят сторонние подрядчики — которых сотни, если не тысячи. И всё больше сторонних запчастей становятся цифровыми. При этом роль цифры в наших автоповозках постоянно возрастает. То есть автовендор собирает автомобиль (грузовик, трактор, самосвал и т.д.) из запчастей, многие из которых нашпигованы кибер-разумом да при этом подключены к бортовой цифровой сети. И что получается? А то, что уважаемый вендор собирает абсолютно кибернедоверенную систему — с точки зрения кибербезопасности, само собой. И что критическая уязвимость в какой-то запчасти (фара, колесо, навигатор, медиа-система — да всё что угодно!) — может дать возможность злоумышленнику получить доступ к бортовому компьютеру и захватить власть над всем автомобилем! (грузовиком, трактором, самосвалом, поездом, паромом, контейнеровозом…).

Что делать с этим всем? Конечно же безопасить! Конструктивно безопасить. И начинать с самого простого: изолировать киберблоки транспортной машинки и обеспечить невозможность зловредного проникновения из одного блока в другие, включая самые критические бортовые компьютерные системы.

Подробно я про всю эту тему рассказывал чуть меньше года назад — вон там в параллельных историях. Сейчас же, наверное, надо обновить тему. И вот по какому поводу -> уже несколько лет мы занимаемся разработкой автомобильного (транспортного) шлюза под названием KASG, обеспечивающего конструктивную безопасность («Secure-by-design»). Тема настолько яркая и востребованная, что мы недавно даже получили красивую китайскую награду.

И разработка эта постепенно выходит из этапа исследований в настоящее «живое» применение в рамках проекта АТОМ — отечественного легкового электромобиля. Так вот (глядя на фотку выше) — на этой неделе я впервые покатался на живой машинке (хоть и тестовой, но настоящей), на которой стоит наш автомобильный кибершлюз! Где функционально присутствует наша КОСь! То есть я впервые катался на нашей операционной системе! Ура, друзья!

Если вдаваться в детали, то с конвейера будут выходить немного другие машинки — не как на заглавной фотке. Над кузовом ещё ведутся работы. Пока полностью разработано и готово к конвейерным работам шасси автомобиля — вот оно:

Немного с другого ракурса:

Прототип руля с экраном, на котором будет вся информация и даже более того, поскольку… Ну, про основные идеи этого автомобиля и почему он будет революционным уже рассказывал в прошлые разы вот по этой ссылке.

Так вот, шасси уже готово, но машинка пока катается со временным «донорским» (это термин такой) кузовом. Окончательно выглядеть она будет немного иначе (поэтому фото пока нет). Так что пока вот так. И одновременно доделываются самые разные блоки, включая автоматическое беспилотное — да!

Вот такие автомобильные новости!

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку