Чух-чух, ту-ту по Кругобайкалке.

«Пора в дорогу, старина, подъём пропет» (с) — песня немного печальная, но первая строчка уж слишком точно подходит к настроению того мартовского утра на Байкале. Завтрак, недолгие сборы (да ничего с собой и не было), у кого были любимые — с ними не прощались (как в той песне), а брали их с собой на паром через Ангару. Вот мы на том береге, станция «Байкал» — а там нас ждёт вот такой красивый поезд-мотриса для путешествия по Кругобайкальской железной дороге.

Вот он на станции стоит:

Загружаемся — поехали! Впереди 160+ километров и длинные часы железнодорожной медитации. Примерно вот такой:

(версия YouTube)

Я отношусь к той категории людей, которые могут бесконечно долго смотреть на дорогу — на автомобильную, железную, даже просто на море-океан по пути следования. И сегодня этого счастья будет целый день!

Самое главное — можно зайти в кабину! Вроде бы обычные экскурсии по КБЖД немного другие — туристов сажают в вагоны, прицепленные к локомотиву (иногда даже к настоящему паровозу). Но наблюдать окрестные красоты можно только по сторонам, а самые роскошные виды, конечно, из кабины машиниста — смотреть можно аж в три стороны: вперёд, направо и налево. Назад можно выглядывать из задней кабины, но об этом чуть позже.

У нас была специально организованная поездка, посему и вход в кабину был. Но всё равно всем в первом ряду мест не хватило :) А это — просто вот такая закамуфлированная селфи :)

Даже с четвёртого ряда нормально видно! Если вы на автомотрисе…

Вид из кабины — роскошный. 50+ тоннелей и крытых галерей (вот это вроде бы «галерея») ->

160+ километров медитативного перемещения в пространстве под железнодорожный успокаивающий чух-чух — чух-чух… Бесконечные виды вперёд и налево, по мере того как дорога петляет вдоль изрезанного мысами и заливами побережья Байкала. И уходит куда-то в бесконечность…

Станции-платформы, их тут несколько штук, на некоторых будем останавливаться. Вполне прилично выглядят, хоть народу здесь совсем немного живёт.

И дальше вдоль берега, иногда прорезая скалы:

Иногда через мосты и тоннели — и здесь их немало. Вроде бы до сих пор по количеству инженерных сооружений эта дорога считается одной из самых сложных в мире. Тоннели, тоннели, снова тоннели — причём не скучный бетон, а разный фигурный изыск.

Ой, так я же здесь гулял в прошлый раз! Да и сейчас какие-то туристы этот тоннель осматривают и изучают :)

И дальше, дальше, дальше… Дорога сложная, поезд чух-чухает свои 30-40км/ч, иногда даже помедленней — что означает, что железнодорожного самогипноза и медитации у меня сегодня будет примерно 5-6 часов :) Дальше — бухта с изгибом, затем поворот с туннелем — и так часами… Это просто какой-то полный восторг!

Свет в конце туннеля — он вот такой :)

Очередная галерея:

И снова нырк в туннель:

Вынырнули — какая-то жизнь слева по берегу:

Станция «Речка Пыловка»:

Многие километры огорожены вот такими стенками, некоторые из которых стоят аж со времён строительства дороги!

Кстати, дорога была двухколейной, что подтверждают вот такие картинки. Здесь хорошо видно, что по «полке» второй колее места не нашлось — пришлось заглубляться в гору.

Сначала протянули одну колею — работы велись в 1902-1905 годах, подробнее можно в википедиях полюбопытствовать. Цитата из указанного источника: «Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скалах; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками. Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой».

Вторую колею тянули позже, в 1911-1914 годы. Поскольку за 10 лет появились новые технологии и материалы (например, железобетон), то инженерно вторая ветка отличается от первой — чуть позже про это будут отдельные фотки.

Жизнь кипит, станция «Уланово» — но мы едем мимо.

Обратите внимание, что конструкции и дизайн туннелей разный:

А тем временем мы уже проехали 100км. И едем дальше…

Впереди — сооружение, требующее отдельного рассказа, к тому же там будет остановка. Этот участок дороги называется «Итальянская стенка» ->

Здесь, однако, ничего мебельного — только вот такая каменная стена-подпорка для безопасности железнодорожных путей. Как оказалось, в строительстве инженерных конструкций здесь участвовали подрядчики из самых разных стран, включая Италию. Вот — их работа до сих пор стоит и держится.

Поднимаем дрон, смотрим на окрестности с высоты:

Всё на этом, пора дальше. Теперь можно пройтись и в самый хвост мотрисы. Хотя, что здесь голова и что — хвост? Она же, как «тяни-толкай», может ехать в любом направлении. Посему противоположная кабина практически ничем не отличается от текущей головной:

Поскольку весь народ пошёл смотреть вперёд, то тут просто раздолье! Ага, смекнул я, пойду-ка всем скажу, что тут никого! Так и сделал. И потом занял лучшие места в голове поезда :) Да и на самом деле — здесь виды ничем не хуже.

Кстати, посередине мотрисы — аж целый бар с напитками! И смотреть телевизор можно в обе стороны движения.

И снова многокилометры мегавтыкания на железнодорожные самогипнозы… Мой взгляд почему-то совершенно не устаёт смотреть на эту бесконечную ленту видов и их километров. Кстати, ещё одна стенка, но не «итальянская» :)

Ай, что-то там как-то выделяется из размеренных кругобайкальских пейзажей… Ух ты! Байкальская нейтринная обсерватория! — и никак иначе.

Фигасе, какие здесь чудеса творятся, а я — ни сном, ни духом! Но это я только потом узнал о подобных научных исследованиях, а тогда мы просто мимо проехали.

Кстати, внимательный читатель мог заметить, что практически все въезды (порталы) в туннели имеют разные формы и внешнее оформление. Так и есть — их строили в разное время, по разным проектам, часто под начальством разных инженеров из разных стран. Кому интересны подробности — читайте интернеты, а лучше — приезжайте и смотрите сами.

Галереи тоже разные.

И не спеша пробираемся дальше, любуясь и созерцая красоту вокруг :) По пути какое-то туристически значимое место, однозначно… Станция «Половинная»! Но тогда что за «100 километров» было много фоток тому назад?

Станция эта знаменита тем, что… а я уже не помню… Но точно есть факты, твёрдо застрявшие в моём склерозе. А именно: первый мост сделали металлическим, как тогда было принято. А второй мост соорудили уже железобетонным! Поскольку этот материал придумали немного позже строительства моста под первым железнодорожным путём. И вот они так и стоят рядом: конструкция начала 1900-нулевых и 1910-х. Почувствуйте разницу. Что-то похожее и у нас сейчас происходит, наверное…

Одна их самых первых железобетонных конструкций России — вот здесь!

Ну, в целом, железки тоже не зря работают.

Тут же по-настоящему. Увы, в кабину вроде бы нельзя, но зато по фюзеляжу покарабкаться можно.

Осмотрелись, по вагончикам — шмыг! Да их-то всего два, сложно ошибиться, едем дальше. Обратите внимание, что восточный берег Байкала стал ближе и виден отчётливее. Да, мы едем в ту сторону, где берега Байкала смыкаются.

Cнова какая-то станция… Станция «Маритуй»! Здесь, как оказывается, согласно заранее спланированному графику движения, разминаемся с местной «жд-маршруткой», которая два-три раза в неделю курсирует по всей этой ветке и… «обеспечивает жителям местных посёлков логистическую связность». О как из меня получилось! Ой… Не обращайте внимания, я сам вылечусь.

А мы… а что мы? Едем дальше! Чух-чух — чух-чух, не спеша и медитативно. Ой, лошадки пасутся! Поскольку поезд едет 30-40км/ч, то увидеть, предупредить и отогнать лошадок времени — сколько требуется!

И снова — туннели, роскошные виды, многокиломерты ж-дороги. Народ тем временем немного подустал, рассосался по вагонам-ресторанам, в «партере» свободно. А можно маленькой девочке погудеть? — Можно! — сколько радости было в детских глазах! Тут подтянулись и другие, которые давно уже не дети: а большим девочкам и мальчикам можно погудеть? :) Отвечаю: Да! Я тоже нажал на красную кнопку. Могу поставить галочку: гудел по-железнодорожному.

И опять дорога, рельсы-мосты-туннели, многотонны фоток. Очень красивая железная дорога по западному побережью Байкала. Озеро у берега всё в торосах:

Ну, красиво же! // Швейцарии отдыхают :) (железнодорожные).

Остановка! 137й километр, база отдыха и центр деловых связей «Царское подворье». Вид как-то сразу располагает к приятному времяпрепровождению — но, увы, времени у нас было немного.

Ничоси!!! Отгрохали…

И вокруг тоже вполне себе неплохо.

А также выйти на лёд… и обнаружить там прорубь! А поскольку мы это дело любим, хоть и не «моржи», то почему бы не искупаться?

Ура, товарищи!

День летел к вечеру, пришла пора прощаться с байкальским льдом. Но у Петровича открылось второе дыхание, и он снова пошёл клепать фотошедевры.

Пора на поезд! Вон он стоит, а мимо местный «рельсобус» едет.

Едем! Осталось немного. Финальные километры железнодорожной красоты… Ещё один мост, один пролёт — каменная кладка, второй — построен уже после изобретения железобетона.

Всё на этом, приехали. Удивительная по красоте и впечатлениям поездка! Настоятельно рекомендуется, но в кабине машиниста :)

Итого 160 километров. Подкрадываемся к Транссибу — он справа.

Конечная станция — Слюдянка.

Здание вокзала, между прочим, построено из местного мрамора:

И внутри неплохо:

Всё как у нас принято :)

А дальше — чемодан, самолёт, Москва.

Всё на этом про автопутешествие Магадан — Оймякон — Якутск — Мирный — Байкал — Иркутск. Вроде всё, что запомнилось — всё выложил. Ах, да — ещё есть тонны записей регистратора. Если вдруг получится что-то достойное внимания, то ещё и ролик (а то и не один) сотворим. Но пока — занавес.

Остальные фотки из экспедиции МЯБ здесь.

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку