2 апреля, 2019
Привет, Байкал!
Байкальский турист обычно начинает свой путь на чудо-озеро в аэропорту Иркутска, откуда в юго-восточном направлении ведёт вполне себе комфортная дорога длиною в ~1 час. Первый вид на красоты Байкала — исток реки Ангара. Это единственная река, вытекающая из озера (а впадает 300+ рек и ручьёв) и делает она это масштабно и впечатляюще. Ширина истока аж 900 метров!
Из Байкала в Ангару вытекает вода «средней глубины», не самая холодная, посему исток Ангары никогда не замерзает, а в морозную погоду река накрыта плотным паром. Мы этого явления не видели, нам выдали спокойную, умеренную погоду около нуля, с облаками, иногда снегом, но иногда и солнцем.
Кстати, в спокойную солнечную погоду совершенно теряется ощущение расстояний. Например, вон те горы на снимке номер 3. Кажется, что до них километров 10-15. Ан, нет. До противоположного берега около 40 километров, а эти горы от побережья ещё на 10км дальше — это хребет Хабар-Дабан (запоминайте, вдруг пригодится).
К краю льда можно подойти, посмотреть, понаслаждаться видами.
Рассказывают, что иногда устраивают аттракцион с ледовым сплавом: отпиливают льдину безопасного размера, на которую сажают туристов, «несчастные» сплавляются некоторое время, потом их забирает катер на воздушной подушке.
Кстати, здесь такие Хивусы снуют туда-сюда постоянно, вот и я впервые в жизни покатался на этом необычном средстве вседорожного передвижения :)
А ещё по байкальскому льду местное население переходит Ангару с берега на берег. Это пешее путешествие, наверное, на полчаса. Всего два километра по льду и достаточно плотному снегу.
В 50 километрах ниже по течению Ангара перегорожена Иркутской ГЭС. Очевидно, что до строительства плотины исток Ангары был достаточно бурным. Интернеты также подсказывают, что плотина ГЭС «приподняла» уровень Байкала на полтора метра. Что забавно, похоже, современные учёные до сих пор спорят как правильно считать высоту Байкала над уровнем моря. Показания линеек расходятся: не то 456, или 457 метров.
На противоположном от нас берегу Ангары — остатки Кругобайкальской железной дороги. Когда-то этот участок был частью Транссиба, но в 50х годах была построена Иркутская ГЭС, часть железной дороги разобрали и её полотно было затоплено. Поезда по Транссибу теперь идут по другой ветке, а здесь лишь эпизодически проходят туристические поезда.
Ещё немного о КБЖД. По тем временам — сложнейший проект. 80км вдоль берега Байкала, сплошные скалы, мосты, туннели. Вроде как сказали, что технические сооружения здесь на каждом километре.
Погуляв по этим рельсам и шпалам, что-то захотелось летом прокатиться на какой-нибудь туристической дрезине :)
Когда-то здесь кипела жизнь. Теперь она ушла в сторону оживлённых трактов, а здесь всё постепенно засыпает…
По-русски, по-английски и по-китайски. Китайский турист здесь обильный и многочисленный. Возможно, на этом потоке здесь в ближайшие годы построят более современную и развесистую туриндустрию.
Трудяга прошлого века…
Железная дорога вдоль Байкала одноколейная, посему она дублировалась также железнодорожной паромной переправой. Теперь всё это заброшено, паромы и прочее судоходное постепенно догнивает в местной заводи.
Вот такой небольшой кусочек истории Транссиба, одного из величайших технических проектов… не постесняюсь этого слова — всего человечества.
И немного о местах обитания.
Листвянка — посёлок на берегу Байкала в трёх километрах от истока Иртыша. Вполне достойные (относительно местных реалий) гостиничные домики со всеми удобствами. Рекомендуется к посещению «Байкальский музей» и смотровая площадка «Камень Черского», здесь даже горнолыжный склон с подъёмником.
Но главное: свежеприбывшему туристу здесь можно впервые попробовать ногами (и другими частями тела) настоящий байкальский лёд. Фотки льда уже были в предыдущем посте, здесь же просто виды посёлка и народного творчества на бетонной набережной.
Всё на этом с западным берегом Байкала, перемещаемся на остров Ольхон.