8 июля, 2020
Кибер-намедни. Часть 7.
В ностальгическом мини-ЖЖ-сериале «Кибер-намедни» о самых важных вехах в развитии нашей компании в прошлом веке наступил новый 1997 год. Что это значит? Бейте в барабаны, трубите в горны, свистите в свистелки и сопите в сопелки! В этом году в одной из московских юридических контор была зарегистрирована «Лаборатория им. меня». Ура!!!
По этому поводу у нас заведены ежегодные праздничные фейерверки в июле месяце… за исключением этого года, который пал жертвой биологического нежданчика. Увы, наши ежегодные ультра-ура-корпоративы в нынешнем году временно отменяются. А бывало ой как неплохо!
Традиция совместного отмечания дня рождения компании непрерывно продолжается продолжалась аж с 1998 года, когда мы отметили этот праздник в каком-то неприметном московском боулинге. В последующие годы традиция перекочевала на подмосковную природу, где, надеюсь, снова окажется следующим летом. Я даже знаю где :)
Кстати, с этой традицией связана одна небольшая несуразица. Торжественный гульбарий у нас происходит в середине-конце июля, а если присмотреться к документу выше, то ясно видно, что «ЛК» была зарегистрирована месяцем раньше — 26 июня. Ну и ладно, зато в июле теплее :)
А вот ещё забавная история из тех времён.
Перед регистрацией мы долго мучались с названием компании. Наталья Ивановна предложила название «Лаборатория…» — в общем как сейчас. Я же был категорически против своей фамилии (скромен и застенчив по жизни, вот так, ага… шутка! :), но меня убеждали тем, что она уже более-менее известна (антивирус уже немного засветился, плюс статьи в журналах-интернетах, выступления и прочая публичная деятельность), плюс, что мы на раскрутке названия компании сэкономим кучу денег. И так далее. В конце концов Наталья убедила меня весьма простым способом: предложила придумать что-нибудь получше. У меня ничего «получше» не получилось… так и живу до сих пор.
Причём я до сих пор немного вздрагиваю, когда слышу как кто-то рядом говорит о компании или наших продуктах, но произносит мою фамилию. Никак не привыкну :) Между прочим, если вы видите в каком-либо (неофициальном) тексте название компании полностью, то будьте уверены – этот текст точно не мой. Если требуется упомянуть компанию, то я сокращаю «ЛК», или «Лаборатория…» как выше, либо же ещё каким-то иным образом – но никогда не полностью (как минимум, в русском варианте).
Но я отвлёкся. Итак, на дворе 1997 год, компания получила свидетельство о рождении, впереди — горизонт возможностей, внутри — уверенность в победе.
Стоит упомянуть, что на тот момент мы были совершенными профанами в юридических вопросах. Софт кодить умели. Продавать худо-бедно тоже (и в России/СНГ, и в Америках-Европах были продажи). А вот как правильно регистрировать компанию – этим вопросом мы не владели. Неожиданная помощь пришла от нашего соседа по дому Петра А. (пользуясь случаем, передаю ему пламенный привет, если он случайно прочитает эти строки), который всё организовал, подготовил, отвёл будущих основателей-соучредителей в юридическую контору неподалёку. Жаль, ни одной фотки не осталось. Да кто же знал!
Само собой, никто тогда не подозревал, что в результате получится из этого новоиспечённого юрлица. Если вы думаете, что тогда была поставлена цель стать глобальной мультиразвесистой компанией – это не так. Вообще об этом не думали, некогда было (работали!), плюс очень кушать хотелось. И жили «от зарплаты до зарплаты». Причём на эту зарплату самим и приходилось зарабатывать, поскольку никаких инвесторов и случайных подарков от судьбы не было, да и не ожидалось.
Для полноты картины несерьёзности всего мероприятия есть ещё одна история, напрямую связанная с моей тогдашней супругой, а заодно соучредителем компании и однофамилицей (за это изложение сразу приношу ей свои извинения).
Так вот, при регистрации компании генеральным директором определили Наталью Ивановну Касперскую. Каково же было наше удивление по прошествии нескольких лет, когда «Лаборатория» уже набрала обороты, имела сотню партнёров и несколько сот сотрудников – как внезапно юридическая проверка при очередном крупном (по тем меркам) контракте выявила, что генеральний директор компании в уставных документах именован как «Наталья Николаевна». Отчество напутали!
Помню, мы тогда посмеивались: что быстрее и дешевле заменить: устав компании (со всеми последующими волокитами) или отчество Натальи Ивановны? :)
Вот так скромно и незатейливо, с незначительными косячками и слегка необычным названием всё и началось на следующем витке спирали развития.
Небольшая команда из примерно 15 человек и, мягко говоря, малозаметными доходами – вот так мы и отправились в самостоятельное плавание. Независимое существование оказалось весьма и весьма непростым, поскольку КАМИ в его бывшем виде уже не существовала, халтурить на Софос (об этом было в одном из прошлых эпизодов сериала) я уже прекратил, а финны (Data Fellows/F-Secure) платить ещё не начали (хотя в долг давали). А 15+ человек надо было как-то кормить… Так что бывали случаи задержек зарплаты… Тогда пара самых инициативных сотрудников «с активной позицией» :) рисовали плакат «Очень хочется пива», выходили в коридор и ждали там Наталью по пути с обеда.
Но было и много позитива.
Именно этот период можно считать нашим вторым большим шагом вперёд (первый шаг – постоянные победы с антивирусных тестах, начиная с 1994 года). Именно в те годы на российском рынке (особенно в сегменте домашнего антивируса) произошёл крах тогдашней монополии «ДиалогНауки» и мы постепенно заняли место лидера. Это произошло, по большому счёту, исключительно благодаря тому, что у нас была версия для Windows (вернее сказать, наконец-то появилась). Причём весьма неплохая — это был вполне себе «лёгкий» и удобный Windows-антивирус – а у конкурентов была только версия для MS-DOS. Ну, «тут-то нам и попёрло» (с). И немалую помощь в раскручивании продукта оказали пиратские рынки – Митёк и Горбушка.
Да-да, не поверите! Пиратские уличные рынки тех «весёлых 90-х» нежданно-негаданно занимались раскруткой «антивируса имени меня». Продавцы на лотках рекомендовали исключительно нас, и однажды даже кто-то притащил мне с рынка пиратскую дискету с наклейкой «Самый крутой антивирус в природе».
В то же время на нас стали изредка обращать внимание большие госкорпорации, причём на достаточно серьёзном уровне. Несмотря на то, что наше антивирусное изделие было совершенно не готово для внедрения в сложные корпоративные системы, нас всё равно брали как некую альтернативную «чистилку». Совсем немного брали, но это были наши первые робкие шажки в сегмент тяжёлых решений enterprise-класса.
Окончание следует…
Предыдущие эпизоды сериала «Кибер-намедни»:
Часть первая, доисторическая: 1989-1991гг.
Часть вторая, ранне-историческая: 1991-1992гг.
Часть третья, всё ещё ранне-историческая: 1992-1995гг.
Часть четвёртая: Цебит как двигатель бизнеса.
Часть пятая, переломный 1996й.
Часть шестая: о важности публичной деятельности