12 ноября, 2019
Дороги тибетской осени.
Сегодня будет несколько слов о тибетских дорогах и об особенностях передвижения по ним.
Они (дороги) порадовали качеством. Это не автобаны, но вполне себе асфальтированные (местами бетон) дороги без дырок в покрытии. Единственная проблема: по какой-то причине практически все мосты через ручьи и речки, да просто водопропускные трубы — это каждый раз был «лежачий полицейский» различной сложности. Почему-то эти дорожные сооружения сделаны исключительно неровно. На второй-третий день даже привык: прежде чем делать фотку из окна, надо проверить — не видно ли впереди обозначения моста или трубы.
Но в остальном — очень даже вполне себе достойного качества дороги даже на не самых основных направлениях. Для 4-5 тысячных высот, для весьма удалённых от центров цивилизации мест — очень неплохо. Вот главная магистраль, которая идёт от Лхасы в Западный Тибет:
А вот параллельная (не основная) трасса, которая идёт мимо озера Ямджо-Юмцо и ледника Карола ->
А вот боковое тупиковое ответвление:
Свеженький асфальт на ещё более мелком ответвлении:
Мы в горах, потому серпантины здесь обычная история. Иногда они аж вот такие:
На перевалах часто стоят ворота, буддийские флажки развешены.
И очень часто — просто обалденно красивые пейзажи вокруг!
Но бывает и вот так (это не на главной дороге — на боковой ветке третьей значимости). Едешь-едешь…
И вдруг дорога просто заканчивается! Всё, нет дальше этой дороги.
Поворачивай направо и дворами просачивайся.
Иногда бывает тесновато (это тоже на боковом горном ответвлении).
Периодически стоят старые полицейские муляжи.
А вот эту кибитку мы раза четыре обгоняли :) Поскольку останавливались на красивые виды, гуляли-фоткали, а она дальше мимо нас проезжала.
Теперь же о грустном. Как они здесь водят… Как будто по деревне на ослах едут! Куда хотят и как хотят, постоянно при этом сигналя. (Да-да, я в Индии бывал, там примерно тоже самое. Но мне казалось, что это чисто индийское явление.) Подумалось следующее: если транспортное средство едет и не сигналит, оно здесь не считается участником дорожного движения.
А как они дерзко идут в лобовики! Я это ещё в поезде заметил, когда подъезжали к Лхасе и движение на рядом идущей дороге стало оживлённым. Как на ладони видел, когда поезд шел выше автодороги: кто-то решил обогнать грузовик и откровенно пошёл в лоб встречной машине! На минимальной дистанции! При этом встречке деться некуда — здесь почти не бывает обочин. Место есть только на две машины, третья не влезет. Чуть вправо сдвинулся — и ты в канаве или в отбойнике.
Потом оказалось, что это здесь обычное явление. Обгоняют как будто встречные машины — невидимки. И если не погудеть, то обратно в свой ряд залезать не спешат. Мне до сих пор непонятно — зачем они так делают? Выходят в лоб в надежде на что?
И это случилось с нами. Днём, при свете солнца, на прямом и хорошо просматриваемом участке дороги. Причём несколько раз подряд! Вот таким образом =>
Дорога в два ряда, по сторонам отбойники. Вправо-влево не дёрнешься. На встречке стоит что-то вроде микроавтобуса и мигает аварийкой. Видимость — за километр. Чуть дальше нам навстречу движутся три машинки: ещё один микрик и парочка помельче, как на картинке. Мы едем слева направо:
Первая встречная машина идёт на обгон и выходит нам в лоб:
Наш водитель гудит, встречка оттормаживается и уходит в свой ряд. Но на обгон нам в лоб выходит вторая машина!
Мы гудим ещё сильнее, она тормозит, но не успевает и слегка бьёт первому в зад. Но это не всё. Остался же и третий. Как вы думаете — что он делает, увидев перед собой всю эту картинку?..
Правильно! Он выходит нам в лоб, хотя там уже и слепому ясно — свободного места для него нет! А подпрыгивать мы пока не научились! Результат: он не успевает затормозить, сносит нам боковое стекло, царапает бок и на все деньги бьёт в зад второй машине.
Ещё раз. День, солнце, прямик, всё видно! И вот такой результат. И у кого-то там из пассажиров вроде как перелом руки.
Как? Зачем? Почему? Или они до сих пор считают, что на ослах скачут? Конечно, тогда всё понятно. Дорога широкая, три осла легко разойдутся.
Но это ещё не всё. Через примерно минут 40 или час, когда приехали полицейские и зафиксировали происшествие, мы двинулись дальше. И у нас была возможность произвести «контрольное взвешивание». А именно. На встречной полосе стояла машина, аварийка, знак-треугольник, всё нормально. За ней в нашу сторону ехала ещё одна машина.
Да! Она тоже пошла на обгон нам в лоб! Занавес…
Следует отметить, что наш водитель-китаец вёл свой Форд-Транзит аккуратно. В лобовую и слепые обгоны не ходил. Сигналил заблаговременно. За что и получил щедрую благодарность в конце путешествия.
Вторая особенность передвижений по Тибету — постоянные кордоны и проверки. В первые два дня, когда мы ехали от Лхасы до Эвереста, приходилось за день останавливаться раз по 10, не меньше. Но все проверки проходили довольно быстро. Наш гид с разрешениями (для посещения Тибета требуется заранее оформлять разрешения, причём не только нам-иностранцам, но и жителям остального Китая тоже), так вот: наш гид с необходимыми бумагами куда-то исчезал на несколько минут, потом возвращался и мы ехали дальше. Пару раз требовались паспорта, а один раз личное присутствие. Вот такой кордонно-полицейский туризм :)
Кстати, почему-то в Тибете у нас не работал VPN «наружу». Подсоединиться к нашему серверу в пекинском офисе — всё работало. А вот попытки прокинуть коннект в Москву — увы, это не работало. Вот интересно, это «эхо» ограничений по причине 70-летия КНР или же в Тибете всегда так? // VPN из других мест в Китае потом у нас работал без проблем.
И ещё замечание. Какие-то здесь странные скоростные ограничения. Дороги ровные, прямые, города и прочее населённое далеко позади осталось — но вдруг висит знак «60». Или вообще «30» — причём на ровном месте и без каких-либо видимых причин. Зачем и почему — мне тоже неизвестно.
Но несмотря на все «странности» автопутешествий по Тибету всё равно основное впечатление позитивное. Хорошие дороги, обалденные виды вокруг. Надо ехать!