5 ноября, 2019
Буддийская Лхаса: Сера и Джоканг.
Плотность буддийских религиозных объектов на единицу площади в районе столицы Тибета Лхасы велика. Их тут есть, и весьма значимого калибра. Они манят и удивляют. После дворца Потала следующей точкой для запланированного туризма у нас значился монастырь Сера. Здесь после обеда происходит удивительный ритуал: ученики-монахи тренируют свои умения ведения диспутов. Выглядит это примерно вот так:
А теперь подробнее.
Монастырь Сера является одним из самых значимых в Тибете буддийских университетов, в которых ученики-монахи постигают многие знания, значительная часть которых наверняка нам неизвестна. В числе прочего учатся они ведению диспутов. На этой площадке, под присмотром учителей-монахов, которые сидят или стоят чуть сбоку и не сразу заметны.
Дебаты они ведут (как нам пояснили) на философские темы. О строении мира, о природе и сущности четырёх стихий… или же пяти стихий? И на прочие вопросы, которыми интересуется буддизм. При этом студенты делятся на пары. Один задаёт вопрос… хочется сказать «атакует», но это, наверное, не самый правильный термин. Второй защищается ответами. Жесты при этом регламентированы и обязательны. Вроде бы от остроты вопроса зависит и активность жестикуляций. Задающий вопрос бьёт левой ступнёй по земле — это обозначает, что всю агрессию он «заземляет» и оставляет только голый вопрос. Потом хлопает по касательной правой ладонью по левой в сторону «защищающегося» — это жест отсыла вопроса. И потом правой рукой проводит по левой к себе, символизируя открытось выслушать ответ. Вот такая церемония:
Чуть сбоку о чём-то своём перетирают дискутируют монахи в возрасте. Видно, что опытные и знающие этот мир буддисты. Что они обсуждают — туристам этого знать не положено.
И тут ко мне подошел местный сотрудник «в гражданском» (обычной одежде) и вежливо сказал, что фотографировать и видео снимать на фотоаппараты здесь нельзя. Ой, виноват, я честно не заметил!
Запрет висит как-то не слишком ярко. Да и не слишком настойчиво они запрещают. Кстати, на телефоны ограничений нет — снимайте сколько хотите.
Незаметненькое объявление о запрете на съёмку висит и на входе. Но кто же его читает!
И прочие разные фотки от Д.З. Кстати, они и чуть выше тоже использованы. И что-то мне его фотки нравятся больше своих собственных. Где-то у него на фотике кнопка «шедевр», про которую он никому не говорит!
Был длинный день в Лхасе у нас. Потала на горе, дебаты в Сере. В мозгах уже небольшой зашквар стоял от воспринятой информации. Плюс высота 3600 немного ещё с непривычки напрягала нас. Но надо было двигаться дальше, и вот мы около ещё одной древней древности. Храм Джоканг. Одно из самых святых мест для буддистов.
Показать на фотографии весь комплекс целиком никак невозможно, поскольку вокруг него построился город. Вроде бы так и есть — Лхаса возникла вокруг этого храма, монастыря Джоканг. И разрослась… А сам монастырь теперь почти как московский Кремль — окружён со всех сторон (но у Кремля река есть, а здесь её нет) плотной городской застройкой. Вот на этой Яндекс-карте всё хорошо видно.
Строение действительно весьма древнее. Основано было и подниматься началось аж в седьмом веке нашей эры. Исторически это практически по времени сразу за падением Римской Империи — так понятнее будет?
Вот так. И по длительности времени своей жизни этот центр буддизма пережил рекорды былых империй (даже несмотря на периодически временные мракобесия прошедших веков). Храм здесь, действует, открыт для посещений.
И место это святейшее для тибетских и китайских буддистов. И, наверное, не ограничивается этими этносами. Как бы это выразить точнее… Мекка = святыня мусульман. Ватикан = святыня христиан-католиков. Иерусалим… = все вместе, но с разных сторон. Лхаса = буддизм. И мы в Лхасе. Рядом с одним из главнейших для буддистов святилищем. Они здесь не просто молятся. Наиболее религиозные буддисты совершают простирания перед святым храмом.
Простирания: знакомьтесь с новым термином, с ним нам ещё предстоит здесь в Тибете периодически встречаться. Цитирую (с небольшими правками) царицу-знаний-Википедию (ах, если бы она ещё не врала по всяким пустякам…) =>
«Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием … Цель совершения этой практики — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех прочих практиках буддизма, основное значение при выполнении простираний имеет мотивация, с которой они выполняются»
Ну, как-то вот так:
И небольшая огороженная площадка перед храмом — специально для простираний.
Прочим праздно шатающимся туристам туда вход не запрещён, фоткать запросто. Настоящий буддизм спокоен по отношению к внешним раздражителям.
Ну, пора и внутрь помещений зайти. В самые святыни. Здесь на входе справку о религии или же штамп про атеизм не проверяют. Входим… и — вполне себе скромненько. Более того, на этой фотке даже туристов нет!
На самом деле, конечно же, они здесь бывают. Но мы же выбрали самое правильное время для путешествий по Китаю! Сразу после «Золотой недели». Этот секрет я уже здесь неоднократно рассказывал, повторяться не буду. Итак, вот они — многолюдные китайские туристы:
А нас сейчас поведут на экскурсию куда-то вооон туда ->
Но — увы! Дальше фоткать было строжайше запрещено. А мы и не желаем нарушать. Посему = только впечатления.
1. Будда в пекинском храме Юнхегун повыше будет. Но там тоже фоткать нельзя.
2. Древности, намоленные временем, ни в какой фотоаппарат не влезут.
3. Практически везде молящиеся немного бумажных денег оставляют. Потом эти деньги собирают в огромные джутовые(?) мешки (а вы знаете что это такое?). В них собирается килограмм под 30 бумажных купюр, а потом (мы всё это сами видели!) — потом женщины, которым непонятно сколько лет — не то 60, а может быть и 30, — они на себе эти мешки с бумажными мелкими деньгами куда-то выносят.
4. Пахнет немного необычно. Ячий жир в свечах? Не знаю. Но обоняние к посещениям тибетских храмов надо тренировать заранее.
5. Молитвы! Нас привели как раз ко времени вечерней молитвы — это… Как сказать же? Это = очень большое 5. Пять-с-плюсом! Однозначно.
Мы погуляли вокруг сего места (как оно выглядит я потом покажу — из храмов-монастырей, где можно было фоткать). Потом туда потихоньку начинают сходиться монахи, рассаживаются по своим местам. Они о чём-то коротко говорят друг с другом, что-то обсуждают. Потом суеты становится меньше (но она не прекращается — кто-то приходит, что-то разговаривается), а затем кто-то начинает напевать мантру-молитву. Или как это правильно называется? Это что-то вроде песни, но с быстрым повтором циклов. Примерно в ритме танцпола ночного клуба. Но без музыки, мужскими голосами, тембром… русского православного мужского хора в церкви.
Вот здесь немного ютюба на эту тему, но послушать это «в живую»…
По-настоящему это сильно объёмнее звучит. И гипнотизирует! Хочется залипнуть, остаться, слушать и слушать. И подпевать. Реально накрывает!
Но — всё, пора на выход. Обалдевшие от всего вышеперечисленного мы. Вышли наружу. И. Не сразу поняли, что мы на крыше. Вот на такой крыше. Над тем самым двориком, в котором были… уже неизвестно сколько времени назад! Молитва монахов-буддистов отгипнотизировала нас по времени тоже.
А это — просто фотка в «жилые отсеки». Каменные дворики, тесные лестницы, там же туалет для туристов. Пока ещё более-менее приемлимый.
На этой крыше также установлены сувенирные магазины, что живо мне напомнило про Сан-Пьетро в Ватикане. Мы закупились чем нужно для дальнейшей поездки и пошли дальше. Чтобы наблюдать ночной дворец Потала. Но прежде чем закрыть эту страницу рассказов… — по уже хорошей традиции выкладываю кучку фотошедевров от Д.З., который стрелял по сторонам своей камерой с разными объективами не ленивее меня!