25 октября, 2019
Тибетская осень: два купе до Лхасы!
Начинаю тибетские рассказы!
И для начала — опять китайское железнодорожное. :) И неспроста! Ведь согласитесь, когда есть что-то самое-самое в своей категории, то хочется же это самостоятельно опробовать! А в Тибет это самое-самое железнодорожное и проложено — самая высокогорная в мире железная дорога с регулярным пассажирским сообщением. И это первая причина для такого путешествия. А вторая причина — чисто техническая. Тибет славится весьма впечатляющими высотами. Центральный город расположен на высоте аж 3600м над уровнем моря. А если забраться подальше, то там ниже 4 тысяч высот в принципе не бывает. Посему для наших бедных нежных офисных организмов требуется акклиматизация. Чтобы не так сильно мучала горняшка, она же высотная болезнь (про неё я уже делился).
Короче, сложив эти две причины в одну сумму, мы в первый день тибетского путешествия вели исключительно вагонно-железнодорожную жизнь!
Общее и главное впечатление: обалдительно! 1000км по тибетскому высокогорью, сидя в купейном вагоне и поглядывая в разные стороны через окно. Ах, эта неспешная поездная стихия! Тук-тук, тук-тук — колёса по рельсам. Появляющийся и уходящий за горизонт наблюдений горный пейзаж. Проводницы, разносящие закуски и напитки, что-то громко кричащие на непонятном мне китайском языке… Особые железнодорожные запахи, звуки, свистки локомотива, перроны со встречающими и провожающими. Тук-тук, тук-тук — и поезд движется всё дальше и дальше, и так тысячу километров, и так целую ночь и целый световой день.
Высокогорные пейзажи пустынны и красочны:
Местность гористая, посему много где железная дорога идёт по мостам и виадукам. Само собой, сбоку это сфоткать не получилось, но вот зато наша тень весьма выразительная:
Почти вдоль всей дороги забор-сетка, много где стоят защиты от песка и ветра.
Железка по всей дистанции наблюдения исключительно одноколейная. Посему периодически встречаются разъезды. Где-то мы останавливались и ждали встречку, где-то встречные поезда ждали нас.
Почти вдоль всего маршрута сквозь вот такие пейзажи параллельно железке идёт автомобильная дорога.
И горы вокруг и вдали…
Всё выше и выше лезем вверх — там на высоте около 5 тысяч начинает появляться снег.
И станции там же — на пяти тысячах!
И смотреть на это можно бесконечно долго.
И фоткать-фоткать-фоткать, пока плёнка в фотоаппарате не закончится.
Это было краткое изложение нашего желдор-поездного мероприятия. Дальше будет чуть подробнее. А пока же мы долетели самым обычным регулярным самолётом из Чэнду в город Синин, чтобы прокатиться на поезде не по китайским равнинам от Пекина или Шанхая (на это ещё день нужен), а чтобы сразу погрузиться в Тибет и насладиться самым тибетским великолепием.
Быстрая прогулка по городу Синину =>
И местный вокзал обычных скромных китайских размеров, где мы и погрузились на поезд Шанхай-Лхаса.
Теперь немного технической информации.
(i) Как нам показалось, действительно оптимальнее подсаживаться на поезд перед тибетским участком, чтобы не скучать на обычные равнинные китайские пейзажи ещё целые сутки. Лучше всего вечером загрузиться в вечерний поезд в Синине (Xining), ночь выспаться и утром проснуться уже в тибетских горах!
«]
(ii) Поезд дизельный, электрическую тягу по этой ветке ещё не провели.
Эти две фотки я утащил отсюда, отсюда и отсюда, там же можно почитать разную другую полезную информацию о поездной жизни:
(iii) Про китайские вокзалы я уже рассказывал. Они грандиозны! И на вторых этажах кормят вкусной китайской едой :) Однако, есть свои минусы. Про первый я уже говорил: с чемоданами наверх можно подняться по экскалатору, а вот вниз — увы. Тащить свой скарб придётся ручками по лестнице. Ничего автоматического здесь вниз не едет.
И ещё моментик. Если собираетесь в эти места, то брезгливость нужно оставить дома. Или же терпеть до самого крайнего. Поскольку местные туалеты физически загажены, так как представляют собой просто дырку в полу. Ну, в лучшем случае в мужском туалете ещё писсуары у стены, но тоже ароматизируют пространство по полной программе.
Однако нам пора! Вагон зовёт!
Вокзал, перрон, вагон! Как будто вернулся в детство, когда к бабушкам-дедушкам на каникулы в зелёных поездах катался. Как будто ничего не изменилось. Вроде как такие же вагоны (снаружи) ->
Такой же коридор купейного вагона.
Такие же 4 полки в купе.
И вагон-ресторан тут же по соседству!
Но, конечно, есть и различия. В советские времена (как сейчас — не знаю) в поездах дальнего следования было 4 класса: СВ с двумя полками в купе, купе с 4-мя полками (как на фотке), плацкарт без двери и + с двумя боковыми полками напротив «купе» и «общий вагон», куда набивали народ на сидячие места как селёдок в бочку. Вроде ничего не забыл.
А в китайском варианте немного проще: купе с четырьмя полками, купе с шестью(!) полками и сидячие места как в самолёте. По ссылкам выше можно потыкать по картинкам.
То есть, практически такие же поезда с вагонами, какие колесили по советским просторам, потом по российским, а может быть колесят и до сих пор. Но если приглядеться внимательнее, то заметны различия.
(i) Кислород!
Вагоны поезда не герметичны (это не самолёт), чтобы пассажиры не падали в обмороки на высотах 4-5 тысяч — в вагоны подкачивают кислород. Вроде как есть и индивидуальные приспособления, но я их не видел.
(ii) Умывальники в коридоре. А что, удобно. Никакой очереди.
(iii) Вот такие тамбуры-коридорчики с красными ковриками.
(iv) Вайфай вроде как только для китайских телефонов.
(v) И немного гадкого и вонючего негатива. На вагон — два туалета. Китайский стандарт (дырка в полу) и европейский унитаз. Так вот, когда мы загрузились в поезд в Синине, эти туалеты были загажены до состояния «плещется через край». Неприятно, воняет, после посещения хочется ботинки новые купить. Фоткать эти фекальные экибаны у меня даже мысли не возникло :)
Но к утру (а может быть и раньше) туалеты помыли и привели в более человеческий вид. Мы позавтракали, умылись-причесались и приготовились наблюдать заоконные красоты. На это уже предмет для отдельного рассказа.