Мысли о Вануату.

В человеческой истории было много интересных моментов и захватывающих историй. Из них, наверное, одна из самых фантастических – это заселение хомосапиенсом бескрайних просторов Тихого океана. От берегов нынешней Папуа-Новой Гвинеи на мелких судёнышках три-две-тысячу лет назад они, поколение за поколением, век за веком, остров за островом пересекли великий океан с запада на восток и вроде бы даже достигли берегов Южной Америки. А это – внимание! – 15 (пятнадцать) тысяч километров.

Археологические исследования этого Великого завоевания пока ещё убедительными назвать сложно, да и многие следы человека наверняка затоплены наступающим на острова уровнем мирового океана и навсегда утеряны, но – слава генетикам! – их научная алхимия вполне четко показывает время и направления двух основных веток заселения Океании человеком.

Первая волна миграции шла (подглядываю в Википедию) 30-50 тысяч лет назад из Юго-Восточной Азии через современную Малайзию, Индонезию, Папуа – и дальше в Австралию и по островам Меланезии. Я, конечно, далеко не учёный-антрополог, но что-то мне подсказывает, что в те времена до современных островов Вануату и даже Фиджи они могли дойти по суше, либо же с минимальными заплывами по воде. Уровень океана тогда был гораздо ниже, а глубина здесь небольшая (на гуглокартах видно). Смею предполагать, что до Самоа они не добрались поскольку совершенно не были мореходами.

В пользу сухопутного сценария первой волны говорит вроде как научный факт сухопутной миграции доисторического человека из Сибири через Берингию на территорию Северной Америки.

Затем уровень океана поднялся и отрезал их от прочих территорий. Что интересно, население Меланезии темнокожее, так же как папуасы Папуа-Новой Гвинеи и аборигены Австралии. Это без всякой генетики намекает на их родственные связи.

Самое же интересное – это вторая волна заселения, которая шла с Тайваня через Филиппины и дальше на восток. Началась эта миграция примерно 4-5 тысяч и завершилась около тысячи лет назад. На картинке чуть выше это хорошо видно.

На примитивных (по современным понятиям) лодках они умудрялись ходить по несколько тысяч километров в открытый океан, в абсолютную неизвестность (“пойди туда не знаю куда”) и этим методом они обнаружили и заселили все пригодные для жизни острова Океании. Очевидно, это был поиск “методом тыка”, ведь как иначе можно найти в тысячекилометровых океанских пространствах, например, Гавайи или Остров Пасхи? А потом туда вернуться.

Наверное, сначала шли разведчики – на недели и месяцы пропадая в океане, потом возвращались, загружали свои лодки-катамараны женщинами, свиньями-собаками-курами (других животных у них не было), провиантом – и на недели шли в сторону новых территорий. По дороге ловили рыбу, откуда-то добывали пресную воду, у них даже печки были сварить-пожарить. Кстати, поскольку основным пропитанием была рыба, то чисто травоядные животные как бы автоматически исключались из списка экипажа.

Кстати-2, вроде бы боевые лодки полинезийцев проа отличались очень высокой скоростью, аж до 25 узлов, что превосходило скорость европейских парусников тех времён.

Кстати-3, а сколько их ушло и сгинуло навсегда?

Но не будем о грустном. Ещё одна совершенно невероятная тема – полинезийская навигация. По звёздам, солнцу, следом за сезонными миграциями птиц, по особо высоким и большим облакам, которые обычны над гористыми островами, по отражению в облаках зелёной воды лагун (они и такое умудрялись видеть, как нам рассказали местные экскурсоводы).

До сих пор есть полинезийские семьи, владеющие этими древними умениями, и которые вполне надёжно ходят под парусами от Гавайев до Таити и обратно. А это – внимание! – 4 тысячи километров в одну сторону, нелеля или две в пути. Без глонассов и джи-пи-эсов, даже без секстантов и астролябий, поскольку плавить железо они так и не научились. И по этой причине погиб капитан Кук, поскольку гавайцы украли лодку ради гвоздей, которые очень ценились, британцы пошли разбираться, гавайцы их одолели и так далее – но это совсем отдельная история.

Итак, вот такие соображения меня одолевали на подлёте к островам Вануату, ещё одного вулканически-атоллового архипелага Океании.

“Плакучая пальма” – в очередной раз подумалось мне на подобную картинку.

Один из главных местных аэропортов – Санто-Пекоа:

Вывеску на здании аэропорта обнаружить не удалось, посему пришлось фоткать пожарную машину:

Глядя на это аэро-такси на зелёной травке почему-то вспомнилась “Антилопа-Гну” Адама Козлевича :)

Вообще-то здесь как-то депрессивненько. Очень бедно, очень. Интернеты сообщают, что ВВП на душу населения (по гуманной шкале “паритета покупательной способности”) здесь всего около $3000, что в три раза меньше чем на Фиджи и почти в 6 раз меньше Французской Полинезии (по номиналу будет в два раза меньше Фиджи).

Рассказывают, что у многих (большинства?) местных жителей нет даже примитивных благ цивилизации вроде электричества. И что когда устраиваются на работу в местные отели, то их приходится учить розеткам и что ток в проводах это очень больно. Вот так.

Но (как, наверное, везде в Океании) – красивенько, аж слов других просто нет:

Наверное, на этом мои рассказы про Вануату – всё..

Остальные фотки из Вануату здесь.

Ах, да – традиционное. Как сюда добираться.

Прямые рейсы из Австралии (Сидней и Брисбен), Новой Зеландии (Окленд) и на этом всё… Ах, да – ещё прямые рейсы: соседние Фиджи (то есть, путешествие можно объединить), а также тоже соседние Новая Каледония и Соломоновы острова. На этом совсем всё.

На этом мои рассказы про первый забег по мела-полинезийским островам закончен. Всем спасибо за внимание!

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку