9 июня, 2017
Что меня больше всего раздражает в полётах.
Всем привет,
Тут на глаза случайно попалось вот такое откровение про самолётную жизнь — «что больше всего бесит бортпроводниц». Интересно почитать… С тезисами про пассажиров, которые должны ходить на кухню за водой сами или покупать себе бутылку воды в аэропорту — это, конечно, перебор, но в остальном я её понимаю и абсолютно согласен. Работа сложная, нервная. «Уважайте труд уборщиц» (с) — стюардесс и стюардов. Некоторые называют их «авиа-официанты», но это не так. Их работа посложнее будет, это не просто раздавать подносы с едой. Взял и просто погуглил «подготовка бортпроводников/официантов». Так вот, курсы подготовки стюардесс в 5 (пять) раз дороже и также в 5 раз длительнее обучения на официанта. Это вам для общей эрудиции.
— почему у вас вид такой уставший, у вас же ограничение по полётам 800 часов в год? — спросил я однажды одну стюардессу почившей в истории компании Трансаэро.
— да ну, какие 800… — ответила она мне уставшим взглядом.
Так вот, увидев эти откровения стюардессы, мне подумалось написать свой опус на тему «что меня как пассажира больше всего раздражает в полётах». Интересно? Поехали!
Но сначала «дисклеймер»:
Я летаю очень много, в основном бизнес-классом. В прошлом году, например, было 92 перелёта, из них 12 полётов экономом (бизнеса не было как класса, либо в него не было билетов), 17 раз арендованные джеты, три раза первым классом, остальное бизнес («у меня все ходы записаны» (с)). Ах да, один раз летел в кокпите с пилотами! В этом году уже было 40 налётов, из которых три раза экономом, пару раз джет. Т.е. мой рассказ можно назвать «что мне не нравится, вид из салона бизнес-класса».
Почему бизнес, а не эконом?
Во-первых, если я буду летать экономом с таким графиком перелётов… то помру, наверное, и очень быстро. Или как минимум окажусь в больничке. Во-вторых, обычно «на грунте» совершенно не хватает времени, график забит адово, и перелёт для меня возможность разобрать почту, почитать книжку, отдохнуть и даже выспаться (если дальняк). И некое «прайваси» — я окончательно перешёл в бизнес-класс, когда меня кто-то узнал в очереди в туалет в эконом-классе :) (почему-то в памяти отложилось, что это был рейс Москва-Рим).
Почему не 1й класс? Обычно на коротких перелётах 1го не бывает, а на длинных для меня самое главное — чтобы кресло в лежак раскладывалось. Остальное не столь важно. 1й класс (особенно азиатский или арабский) сильно превышает мои требования к самолётному комфорту.
Почему не частный джет всегда? Жаба душит! Дорого… :)
Итак, перехожу к обещанному тексту. Что мне больше всего не нравится в самолётах как пассажиру бизнес-класса.
А знаете что? Если кратко — мне всё нравится!
На этом рассказ можно заканчивать :) Но я всё же постараюсь поделиться ньюансами и мелкими деталями. Теперь — по пунктам.
1. Passenger Announcement (PA).
Больше всего в полётах меня раздражают назойливые объявления. Лежишь себе, кино смотришь — а тут тебе хрясь на весь экран: «PA in progress» — и лежи, слушай как здорово, с какой скоростью и на какой высоте мы летим. Или что «в воздухе турбулентность, всем вернуться, пристегнуться и затихнуть на своих местах». Как будто мы тут все не чувствуем как самолёт трясёт уже где-то с полминуты.
Больше всего надоедает Аэрофлот. На самом деле, по моему скромному мнению, Аэрофлот — это лучшая авиакомпания Европы (в категории «бизнес-класс», про эконом уже давно ничего не знаю). Бизнес-салон и обслуживание в Аэрофлоте заметно сильно выше-лучше-прекраснее любой другой Люфтганзы, Бритиш-Эйрвейзов, Эйр-Франсов и тем более прочих Алиталий. Ну, может быть, Virgin покруче (передавайте привет Брэнсону), но ими я летал всего-то один раз.
Так вот, Аэрофлот — это самая болтливая известная мне компания. Они не ограничиваются «пристегнуться-взлетаем» и прочее. Они выступают гораздо сильнее:
«Уважаемые дамы и господа. Мы рады сообщить вам, что 2015 год в Российской Федерации объявлен годом культуры. Аэрофлот гордится российскими традициями….» — и так далее, да на трёх языках! Русский, английский и язык страны прибытия. Ну, год 2015-й давно закончился. Я так надеялся, что успокоятся… А нет! «Мы рады сообщить вам, что 2016 объявлен годом российского кино» — хрясь по ушам! А этим Аэрофлотом я в 2016-м прошлом году летал 30+ раз, да наизусть я все эти объявления выучил!
Ага, а 2017-й год чего? Что-то вроде замолчал Аэрофлот, или это я уже научился «уши» одевать до обязательных самолётных анонсов? Наушники с хорошей музыкой действительно спасают, но иногда просто забываешь их вовремя достать и попадаешь на волну аэрофлото-спама по полной программе.
Ещё в Аэрофлоте меня немного корёжит от обязательного вопроса «как к Вам обращаться?» (1. ещё раз — я про бизнес-класс; 2. в других компаниях я такого не помню). Ну какая разница, обращайтесь ко мне «господин пассажир» или вообще никак не обращайтесь. Может быть, этот излишний сервис кому-то нравится, а мне — нет.
2. Соседи-пассажиры.
Иногда так случается, что сзади сидят дети или невдумчивые попутчики. Которые считают, что впереди стоящая спинка кресла является их собственным личным пространством, и что по ней можно бить-колотить руками-ногами и вообще. Да, бывает такое. Они типа трамбуют своё личное пространство, а тебе достаётся по спине сомнительным массажем. Лечится это обычно резким откидыванием этой самой спинки в их сторону и потом медленным подниманием её в обратное положение. Обычно сзади все всё сразу понимают. Это актуально только на коротких рейсах, где в салоне «кресла», а не «лежаки в коконах». По кокону бей-обколотись, эффекта для переднего пассажира будет немного.
Ещё бывает (но совсем редко), когда ты лёг спать, а твой сосед со своим приятелем сбоку-сзади-спереди начинают трепаться о какой-то фигне, громкими голосами и на непонятном тебе языке. Ну, уроды, очевидно. Человек спит — соблюдайте тишину, пожалуйста. Даже если человек лёг спать днём. Если это не очевидно, наверное, в головном мозге у обидчиков очевидные проблемы. Их проблемы навсегда, мои проблемы временно.
Однажды было вообще ах. Ночь, все разложили лежаки и угомонились. И мой сосед неведомой мне имени-фамилии и национальности начал, извините, пердеть. Обычно лишние запахи — это не очень страшно. Вентиляция в современных самолётах устроена так, что все сдувает и высасывает без влияния на соседние кресла. Но в тот раз (единожды в моей практике) мой сосед шептал в атмосферу так активно, что вентиляция не справлялась. Пришлось компенсировать воздушную атаку дополнительной дозой вискаря.
3. Дети — намана.
Маленькие дети обычно орут в самолётах, чем вызывают всеобщее неудовольствие. Более того, в соцсетях мною было замечено, что самые недовольные вообще призывают запретить возить мелких детей в общественных самолётах, чтобы в ухо не было лишних детских сверхдецибел, а общий настрой взлётной или посадочной нервозности не зашкаливал выше допустимой индивидуальной планки.
На это у меня есть что сказать.
а) Мне очень сильно кажется, что дети чувствительны к страхам родителей. И если родитель панически боится летать, то этот лётный ужас передаётся и ребёнку тоже. Посему, если хотите летать со своим дитём тихо, то учитесь не бояться самолётов.
a1) Я тоже иногда летаю с маленькими детьми. Но мои дети летают молча — криков, оров и визгов нет. Ну, бывают иногда, временные — пока еду не принесут. А потом — всё под контролем, тишина и порядок. Как? == не надо бояться — это раз, не надо свои страхи проецировать на своих беззащитных попутчиков — это два. Хорошего и комфортного полёта, даже с детьми!
б) Летаю много, орущие рядом дети раздражают редко. Ну, может быть, каждый десятый(!) рейс. Что делать? Наушники на голову с хорошей музыкой, или просто беруши в уши и всё. Проблема решена. Потом обед, десерт и сон. И всё в мире прекрасно… До момента посадки, когда «уши» на голове уже надоели, а дети опять начинают ораторию дурными голосами… уже осипшими от многочасового ора, который я в своих «ушах» доблестно пропустил по всему полёту.
с) Не нравятся орущие дети категорически? Вплоть до ненависти неизгладимой и попыток запретить их к перевозу? (видел такое). Мой ответ на это прост. Он звучит вот так:
«Вам что, лень до Внуково-3 доехать?»
От этого терминала Вы можете лететь куда хотите и в какой хотите кампании. Не верите? А попробуйте! Я оттуда улетал и прилетал туда же. Куда хотел и с кем хотел. Чужих там не было. Это очень хорошо было, всем того же самого рекомендую. Ах дорого? А что хотелось — «такси» по цене «автобуса»? Дорогие мои, ну так же не бывает! Либо платите, либо терпите. Экономика денег есть нелиберальная субстанция (за исключением рекламных скидок).
4. Разные прочие мелочи = неважно.
Да. Бывает. Неудобное кресло даже случается! Я же, вроде, стандартного размера, ничего экстраординарного. Но тут чем-то летел недавно (не помню уже), там кресло было так создано, что или коленки к ушам (если подножную планку достать), либо они висят неудобно совершенно (если отправить кресло в положение «отдых»).
Я прекрасно понимаю, что эти наезды на сервис выглядят как из категории «жемчуг мелкий» (вы полную версию знаете? нет? — интернетьте), но ещё раз хочу напомнить, что у меня работа такая, что если буду летать экономно = то недолго.
Да, в самолётах, даже в бизнес-классе есть разные мелочи, которые нервируют.
Например, хамское поведение бортпроводников… Ой, в самом начале про них уже было… Но здесь повторюсь.
Иногда на некоторых авиалиниях (все США-компании, AirFrance, Alitalia — список у меня короткий, я не злопамятен) — иногда бортпроводники ведут себя… ммм, ну, скажем, недружественно. Забывают заказы (которые сами же и собирают), игнорируют просьбы пассажиров, громко разговаривают рядом со спящими людьми. Что ещё? Ну, наверное, это как в ресторане. Вы можете отличить официанта-хама от нормального добросовестного труженика? Здесь на борту тоже самое. Да, бывает. Иногда это и здесь случается. Недостаток базовой культуры и уважения к другим членам общества, пусть даже временного. Это не лечится, летайте другими компаниями (Азия, Арабы, Турки, Аэрофлот, кого ещё забыл — там всё волшебно). Подробнее про авиа — здесь.
5. В первый раз в 1-й класс.
Первый класс. Здесь чудесно и роскошно, особенно если это азиатские компании или арабские. В Эмиратах в 1м классе даже душ есть! Да-да, в самолёте во время полёта можно освежиться! В других компаниях 1й класс не пробовал и не тестировал, не получилось пока. Исходя из полученного опыта — есть одна неприятность для моего созерцания. Сервис местный ну уж слишком совсем назойливый и прилипчивый. Мне бы поскромнее хотелось, а не в каждый момент «Вас всё устраиватет? Что ещё хотели бы отведать? А вот здесь, посмотрите внимательней, особое меню восточных сладостей». Ой, это не мой стиль. Да, мне бы попроще… в бизнес :)
6. Аплодируйте громче!
Дамы и Господа, Девочки и Мальчики, Гуманитарии и Айтишники, Курортники и Просто-так-лечу вместе взятые!
Вы в курсе, что все современные самолёты и большинство важных аэропортов оборудованы системами автоматической посадки? То есть, пилот выбирает аэропорт приземления, получает «добро, сажайте сюда» от местных диспетчеров, а потом навигация с автопилотом, направляемая местными аэропортными радарами и прочими направлятелями, все вместе они рисуют картинку в головном железном мозге автопилота, который совершенно автоматически, без какого-то вмешательства человеческого фактора, всё это — блямс! — и приземлилось в нужной точке, в определённом направлении и скорости, в заранее заданное время. Нормально? Да, вот такие чудеса… Определённо, техника рулит. А вот человек иногда ошибается.
Я же хотел о совершенно другом рассказать — об аплодисментах. Вы же все, наверное, слышали как в самолётах после приземления аплодируют, типа «спасибо, командир, долетели!». Так вот, это всё — полная фигня. Во-первых, действительно аплодируют только иногда, в недостаточно развитых регионах. Я слышал аплодисменты на региональных рейсах: Россия, США, Италия. Это были всё местные перелёты, условно «от деревни до деревни». Вот, они и хлопают.
Так вот. Большинство аэропортов уже давно оборудованы системами автоматической посадки. Т.е., если летит современный самолёт (B или A, или даже SSJ), то в любом современном аэропорту ему могут сделать авто-паркинг. Ну, да, конечно же это не распространяется на совсем провинциальные рейсы, типа какого-нибудь Кангерлуссуак-Иллулиссат, например. Там «на ручке» сажают самолёты. А вот в остальных местах, если свидетели случайные не врут, то доля авто-посадок достигает 90%. То есть, это ещё надо повезти, чтобы попасть на самолёт, который будут сажать не бездушный агрегат, а духовные мирские пилоты.
Короче, 90% посадок в Москве-Париже-Амстердаме-… — это всё совершается автоматически. Под присмотром человека-пилота, но без его участия.
Так что задайтесь вопросом — кому пассижиры аплодируют? Пилотам? Нет! Аплодируют (90%) программистам и всем остальным IT-шникам.
Именно они разработали программу автоматической безопасной посадки, именно они снабдили эту хрень нужными инструментами, это именно самая безопасно-нужная вещь, а то у пилотов иногда крышу сносит. Компьютеры тоже иногда ошибаются, но человек косячит гораздо чаще.
В общем, если самолёт сел на автомате, то аплодисменты в кабине — это «спасибо программистам»! Хлопайте в ладоши громче! Пилоты всё равно не услышат, а программистам будет приятно :)
Кстати, я вчера задал вопрос:
Как отличить кто сажает самолёт — бездушный робот-автомат или тёплый ламповый человек-пилот?
Один мой знакомый пилот Эйрбаса, бывший до «авиа-автобуса» лётчик-испытателем со многими орденами-медалями, причём самыми высшими… Так вот, на мой вопрос «как отличить при посадке автомат от ручки» он ответил, что:
«Теперь уже никак»
На этом всё, летайте чаще и в разные стороны, рассказ вроде бы состоялся.