Что меня больше всего раздражает в полётах.

Всем привет,

Тут на глаза случайно попалось вот такое откровение про самолётную жизнь — «что больше всего бесит бортпроводниц». Интересно почитать… С тезисами про пассажиров, которые должны ходить на кухню за водой сами или покупать себе бутылку воды в аэропорту — это, конечно, перебор, но в остальном я её понимаю и абсолютно согласен. Работа сложная, нервная. «Уважайте труд уборщиц» (с) — стюардесс и стюардов. Некоторые называют их «авиа-официанты», но это не так. Их работа посложнее будет, это не просто раздавать подносы с едой. Взял и просто погуглил «подготовка бортпроводников/официантов». Так вот, курсы подготовки стюардесс в 5 (пять) раз дороже и также в 5 раз длительнее обучения на официанта. Это вам для общей эрудиции.

— почему у вас вид такой уставший, у вас же ограничение по полётам 800 часов в год? — спросил я однажды одну стюардессу почившей в истории компании Трансаэро.
— да ну, какие 800… — ответила она мне уставшим взглядом.

Так вот, увидев эти откровения стюардессы, мне подумалось написать свой опус на тему «что меня как пассажира больше всего раздражает в полётах». Интересно? Поехали!

Но сначала «дисклеймер»:

Я летаю очень много, в основном бизнес-классом. В прошлом году, например, было 92 перелёта, из них 12 полётов экономом (бизнеса не было как класса, либо в него не было билетов), 17 раз арендованные джеты, три раза первым классом, остальное бизнес («у меня все ходы записаны» (с)). Ах да, один раз летел в кокпите с пилотами! В этом году уже было 40 налётов, из которых три раза экономом, пару раз джет. Т.е. мой рассказ можно назвать «что мне не нравится, вид из салона бизнес-класса».

Почему бизнес, а не эконом?

Во-первых, если я буду летать экономом с таким графиком перелётов… то помру, наверное, и очень быстро. Или как минимум окажусь в больничке. Во-вторых, обычно «на грунте» совершенно не хватает времени, график забит адово, и перелёт для меня возможность разобрать почту, почитать книжку, отдохнуть и даже выспаться (если дальняк). И некое «прайваси» — я окончательно перешёл в бизнес-класс, когда меня кто-то узнал в очереди в туалет в эконом-классе :) (почему-то в памяти отложилось, что это был рейс Москва-Рим).

Почему не 1й класс? Обычно на коротких перелётах 1го не бывает, а на длинных для меня самое главное — чтобы кресло в лежак раскладывалось. Остальное не столь важно. 1й класс (особенно азиатский или арабский) сильно превышает мои требования к самолётному комфорту.

Почему не частный джет всегда? Жаба душит! Дорого… :)

Итак, перехожу к обещанному тексту. Что мне больше всего не нравится в самолётах как пассажиру бизнес-класса.

А знаете что? Если кратко — мне всё нравится!

На этом рассказ можно заканчивать :) Но я всё же постараюсь поделиться ньюансами и мелкими деталями. Теперь — по пунктам.

1. Passenger Announcement (PA).

Больше всего в полётах меня раздражают назойливые объявления. Лежишь себе, кино смотришь — а тут тебе хрясь на весь экран: «PA in progress» — и лежи, слушай как здорово, с какой скоростью и на какой высоте мы летим. Или что «в воздухе турбулентность, всем вернуться, пристегнуться и затихнуть на своих местах». Как будто мы тут все не чувствуем как самолёт трясёт уже где-то с полминуты.

Больше всего надоедает Аэрофлот. На самом деле, по моему скромному мнению, Аэрофлот — это лучшая авиакомпания Европы (в категории «бизнес-класс», про эконом уже давно ничего не знаю). Бизнес-салон и обслуживание в Аэрофлоте заметно сильно выше-лучше-прекраснее любой другой Люфтганзы, Бритиш-Эйрвейзов, Эйр-Франсов и тем более прочих Алиталий. Ну, может быть, Virgin покруче (передавайте привет Брэнсону), но ими я летал всего-то один раз.

Так вот, Аэрофлот — это самая болтливая известная мне компания. Они не ограничиваются «пристегнуться-взлетаем» и прочее. Они выступают гораздо сильнее:

«Уважаемые дамы и господа. Мы рады сообщить вам, что 2015 год в Российской Федерации объявлен годом культуры. Аэрофлот гордится российскими традициями….» — и так далее, да на трёх языках! Русский, английский и язык страны прибытия. Ну, год 2015-й давно закончился. Я так надеялся, что успокоятся… А нет! «Мы рады сообщить вам, что 2016 объявлен годом российского кино» — хрясь по ушам! А этим Аэрофлотом я в 2016-м прошлом году летал 30+ раз, да наизусть я все эти объявления выучил!

Ага, а 2017-й год чего? Что-то вроде замолчал Аэрофлот, или это я уже научился «уши» одевать до обязательных самолётных анонсов? Наушники с хорошей музыкой действительно спасают, но иногда просто забываешь их вовремя достать и попадаешь на волну аэрофлото-спама по полной программе.

Ещё в Аэрофлоте меня немного корёжит от обязательного вопроса «как к Вам обращаться?» (1. ещё раз — я про бизнес-класс; 2. в других компаниях я такого не помню). Ну какая разница, обращайтесь ко мне «господин пассажир» или вообще никак не обращайтесь. Может быть, этот излишний сервис кому-то нравится, а мне — нет.

2. Соседи-пассажиры.

Иногда так случается, что сзади сидят дети или невдумчивые попутчики. Которые считают, что впереди стоящая спинка кресла является их собственным личным пространством, и что по ней можно бить-колотить руками-ногами и вообще. Да, бывает такое. Они типа трамбуют своё личное пространство, а тебе достаётся по спине сомнительным массажем. Лечится это обычно резким откидыванием этой самой спинки в их сторону и потом медленным подниманием её в обратное положение. Обычно сзади все всё сразу понимают. Это актуально только на коротких рейсах, где в салоне «кресла», а не «лежаки в коконах». По кокону бей-обколотись, эффекта для переднего пассажира будет немного.

Ещё бывает (но совсем редко), когда ты лёг спать, а твой сосед со своим приятелем сбоку-сзади-спереди начинают трепаться о какой-то фигне, громкими голосами и на непонятном тебе языке. Ну, уроды, очевидно. Человек спит — соблюдайте тишину, пожалуйста. Даже если человек лёг спать днём. Если это не очевидно, наверное, в головном мозге у обидчиков очевидные проблемы. Их проблемы навсегда, мои проблемы временно.

Однажды было вообще ах. Ночь, все разложили лежаки и угомонились. И мой сосед неведомой мне имени-фамилии и национальности начал, извините, пердеть. Обычно лишние запахи — это не очень страшно. Вентиляция в современных самолётах устроена так, что все сдувает и высасывает без влияния на соседние кресла. Но в тот раз (единожды в моей практике) мой сосед шептал в атмосферу так активно, что вентиляция не справлялась. Пришлось компенсировать воздушную атаку дополнительной дозой вискаря.

3. Дети — намана.

Маленькие дети обычно орут в самолётах, чем вызывают всеобщее неудовольствие. Более того, в соцсетях мною было замечено, что самые недовольные вообще призывают запретить возить мелких детей в общественных самолётах, чтобы в ухо не было лишних детских сверхдецибел, а общий настрой взлётной или посадочной нервозности не зашкаливал выше допустимой индивидуальной планки.

На это у меня есть что сказать.

а) Мне очень сильно кажется, что дети чувствительны к страхам родителей. И если родитель панически боится летать, то этот лётный ужас передаётся и ребёнку тоже. Посему, если хотите летать со своим дитём тихо, то учитесь не бояться самолётов.

a1) Я тоже иногда летаю с маленькими детьми. Но мои дети летают молча — криков, оров и визгов нет. Ну, бывают иногда, временные — пока еду не принесут. А потом — всё под контролем, тишина и порядок. Как? == не надо бояться — это раз, не надо свои страхи проецировать на своих беззащитных попутчиков — это два. Хорошего и комфортного полёта, даже с детьми!

б) Летаю много, орущие рядом дети раздражают редко. Ну, может быть, каждый десятый(!) рейс. Что делать? Наушники на голову с хорошей музыкой, или просто беруши в уши и всё. Проблема решена. Потом обед, десерт и сон. И всё в мире прекрасно… До момента посадки, когда «уши» на голове уже надоели, а дети опять начинают ораторию дурными голосами… уже осипшими от многочасового ора, который я в своих «ушах» доблестно пропустил по всему полёту.

с) Не нравятся орущие дети категорически? Вплоть до ненависти неизгладимой и попыток запретить их к перевозу? (видел такое). Мой ответ на это прост. Он звучит вот так:

«Вам что, лень до Внуково-3 доехать?»

От этого терминала Вы можете лететь куда хотите и в какой хотите кампании. Не верите? А попробуйте! Я оттуда улетал и прилетал туда же. Куда хотел и с кем хотел. Чужих там не было. Это очень хорошо было, всем того же самого рекомендую. Ах дорого? А что хотелось — «такси» по цене «автобуса»? Дорогие мои, ну так же не бывает! Либо платите, либо терпите. Экономика денег есть нелиберальная субстанция (за исключением рекламных скидок).

4. Разные прочие мелочи = неважно.

Да. Бывает. Неудобное кресло даже случается! Я же, вроде, стандартного размера, ничего экстраординарного. Но тут чем-то летел недавно (не помню уже), там кресло было так создано, что или коленки к ушам (если подножную планку достать), либо они висят неудобно совершенно (если отправить кресло в положение «отдых»).

Я прекрасно понимаю, что эти наезды на сервис выглядят как из категории «жемчуг мелкий» (вы полную версию знаете? нет? — интернетьте), но ещё раз хочу напомнить, что у меня работа такая, что если буду летать экономно = то недолго.

Да, в самолётах, даже в бизнес-классе есть разные мелочи, которые нервируют.

Например, хамское поведение бортпроводников… Ой, в самом начале про них уже было… Но здесь повторюсь.

Иногда на некоторых авиалиниях (все США-компании, AirFrance, Alitalia — список у меня короткий, я не злопамятен) — иногда бортпроводники ведут себя… ммм, ну, скажем, недружественно. Забывают заказы (которые сами же и собирают), игнорируют просьбы пассажиров, громко разговаривают рядом со спящими людьми. Что ещё? Ну, наверное, это как в ресторане. Вы можете отличить официанта-хама от нормального добросовестного труженика? Здесь на борту тоже самое. Да, бывает. Иногда это и здесь случается. Недостаток базовой культуры и уважения к другим членам общества, пусть даже временного. Это не лечится, летайте другими компаниями (Азия, Арабы, Турки, Аэрофлот, кого ещё забыл — там всё волшебно). Подробнее про авиа — здесь.

5. В первый раз в 1-й класс.

Первый класс. Здесь чудесно и роскошно, особенно если это азиатские компании или арабские. В Эмиратах в 1м классе даже душ есть! Да-да, в самолёте во время полёта можно освежиться! В других компаниях 1й класс не пробовал и не тестировал, не получилось пока. Исходя из полученного опыта — есть одна неприятность для моего созерцания. Сервис местный ну уж слишком совсем назойливый и прилипчивый. Мне бы поскромнее хотелось, а не в каждый момент «Вас всё устраиватет? Что ещё хотели бы отведать? А вот здесь, посмотрите внимательней, особое меню восточных сладостей». Ой, это не мой стиль. Да, мне бы попроще… в бизнес :)

6. Аплодируйте громче!

Дамы и Господа, Девочки и Мальчики, Гуманитарии и Айтишники, Курортники и Просто-так-лечу вместе взятые!

Вы в курсе, что все современные самолёты и большинство важных аэропортов оборудованы системами автоматической посадки? То есть, пилот выбирает аэропорт приземления, получает «добро, сажайте сюда» от местных диспетчеров, а потом навигация с автопилотом, направляемая местными аэропортными радарами и прочими направлятелями, все вместе они рисуют картинку в головном железном мозге автопилота, который совершенно автоматически, без какого-то вмешательства человеческого фактора, всё это — блямс! — и приземлилось в нужной точке, в определённом направлении и скорости, в заранее заданное время. Нормально? Да, вот такие чудеса… Определённо, техника рулит. А вот человек иногда ошибается.

Я же хотел о совершенно другом рассказать — об аплодисментах. Вы же все, наверное, слышали как в самолётах после приземления аплодируют, типа «спасибо, командир, долетели!». Так вот, это всё — полная фигня. Во-первых, действительно аплодируют только иногда, в недостаточно развитых регионах. Я слышал аплодисменты на региональных рейсах: Россия, США, Италия. Это были всё местные перелёты, условно «от деревни до деревни». Вот, они и хлопают.

Так вот. Большинство аэропортов уже давно оборудованы системами автоматической посадки. Т.е., если летит современный самолёт (B или A, или даже SSJ), то в любом современном аэропорту ему могут сделать авто-паркинг. Ну, да, конечно же это не распространяется на совсем провинциальные рейсы, типа какого-нибудь Кангерлуссуак-Иллулиссат, например. Там «на ручке» сажают самолёты. А вот в остальных местах, если свидетели случайные не врут, то доля авто-посадок достигает 90%. То есть, это ещё надо повезти, чтобы попасть на самолёт, который будут сажать не бездушный агрегат, а духовные мирские пилоты.

Короче, 90% посадок в Москве-Париже-Амстердаме-… — это всё совершается автоматически. Под присмотром человека-пилота, но без его участия.

Так что задайтесь вопросом — кому пассижиры аплодируют? Пилотам? Нет! Аплодируют (90%) программистам и всем остальным IT-шникам.

Именно они разработали программу автоматической безопасной посадки, именно они снабдили эту хрень нужными инструментами, это именно самая безопасно-нужная вещь, а то у пилотов иногда крышу сносит. Компьютеры тоже иногда ошибаются, но человек косячит гораздо чаще.

В общем, если самолёт сел на автомате, то аплодисменты в кабине — это «спасибо программистам»! Хлопайте в ладоши громче! Пилоты всё равно не услышат, а программистам будет приятно :)

Кстати, я вчера задал вопрос:

Как отличить кто сажает самолёт — бездушный робот-автомат или тёплый ламповый человек-пилот?

Один мой знакомый пилот Эйрбаса, бывший до «авиа-автобуса» лётчик-испытателем со многими орденами-медалями, причём самыми высшими… Так вот, на мой вопрос «как отличить при посадке автомат от ручки» он ответил, что:

«Теперь уже никак»

На этом всё, летайте чаще и в разные стороны, рассказ вроде бы состоялся.

Прочитать комментарии 1
Комментарии 1 Оставить заметку

    Николай

    Уважаемый Евгений Валентинович!

    Не переставая радоваться достижениям, как Вашим лично, так и Вашего предприятия, считаю уместным пояснить что в сегодняшней авиации полностью автоматическое выполение полета от взлета до посадки возможно только для БПЛА, для которых, в частности, предусмотрен наиболее строгий режим использования воздушного пространства.

    В коммерческой авиации это невозможно ни административно, ни, тем более, технически, т.к. «в автомате» самолет может лишь проследовать по заранее заданной траектории, но даже изменить конфигурацию крыла можно только вручную, не говоря о таких действиях, как обход «погоды», следование указаниям диспечера, принятие решения об уходе на второй круг, подключение непрерывного режима зажигания двигателей (чтобы они не погасли при полете в облачности) и т.д.
    Сказанное выше относится ко всем без исключения типам коммерческих ВС, включая новейшие.

Оставить заметку