26 сентября, 2015
Лицзян глазами А.Б.
Вдогонку теме Лицзяна и старого китайского города — несколько фото-шедевров и рассказ от первого лица моего случайного попутчика А.Б., милостивого согласившегося на их публикацию.
А вот и сам А.Б. и «Колокол мира». Всего за 5 юаней местному монаху можно подойти к колоколу и громко постучать. Разное количество ударов обозначает разные «мессаджи» (уже не помню какие), но все они позитивные и «за мир во всём мире». Вот, А.Б. за 5 юаней стоит на светлой стороне и борется с мировым злом:
Ну, даю слово самому А.Б.:
—-8<—-
Простаки в Поднебесной
Я никогда раньше не был в Китае. Особенно им не интересовался. И вдруг по работе очутился в глубокой китайской провинции этаким "простаком за границей", толком ничего не понимающим и для которого абсолютно всё вокруг в новинку.
За пару дней выучил три слова – "здравствуйте" (нихао!), "спасибо" (сиси!) и "пей до дна". Последнее слово я, как потом оказалось, выучил по-японски, "кампай" вместо "кампэй" по-китайски.
В общем, получилось самым краем глаза взглянуть на эту грандиозную страну, и очутился я в первую в жизни поездке сразу в весьма экзотичном даже по китайским меркам Лицзяне – райцентре провинции Юньнань, в горах недалеко от границы с Мьянмой и Лаосом.
Так получилось, что Лицзян для меня в настоящий момент наряду с огромными пересадочными аэропортами – лицо этой огромной страны.
Исторический центр старого города Лицзяна – очень немалое по европейским меркам хитросплетение узеньких улочек, булыжных мостовых и черепичных крыш. При этом каждый дом – это либо лавка товаров для туристов, либо кафе или ресторан. И, конечно же, толпы тех, для кого это все предназначено, то есть туристов.
Это похоже то ли на Геленджик без моря, то ли на Иерусалим, то ли на какой-нибудь курортный город где-нибудь на греческих островах или в Италии, за немаловажным исключением архитектуры, лиц, и особенно запахов.
Этот город, расположенный более чем на 2000 метров над уровнем моря, как подсказывает Википедия, — древняя столица народности Наси (в Китае произносят «Наши»), сейчас официально признаваемой в качестве одной из 56 этнических групп в стране.
Старый город — объект всемирного наследия Юнеско, но насколько дома действительно древние, мне трудно судить. Краем глаза видел, как рабочие разбирали с помощью отбойных молотков монолитно-бетонный, кажется, домик, под старой черепичной крышей.
Гуляя по узким улочкам и вдыхая новые, иногда валящие с ног запахи, так и хочется сказать что-то вроде того, что этот город «затерялся во времени». Всё как 500 лет назад, но с современным колоритом: вот пожилой мужчина в костюме и в тапках (слипонах?) в цветах американского флага чистит картошку. Вот девушка продает туристам барабаны. Вот молодой мужчина в белых брюках стирает в тазе у колонки белье. Вот женщина с обветренным крестьянским лицом привезла на велосипеде с багажником какие-то коробки в кафе.
Стоп. Понятное дело, что ни 500, ни 300, ни 100 лет назад не было ни колонки с водой, ни магазинов с барабанами, ни ресторанов на каждом углу. А главное, там не было туристов.
Сейчас старый Лицзян – это огромная фабрика внутрикитайского туризма, выдающая на гора стахановскими темпами тонны и тонны этнографического продукта, в красивой обертке и готового к продаже.
Тысячи и тысячи людей съезжаются сюда со всей необъятной страны, чтобы поесть аутентичной лицзянской еды, примерить традиционный костюм «нашей» девушки, купить барабан или бубен из арсенала шаманов культа дунба, который исповедуют «наши», и залезть на возвышающуюся над городом 20-метровую 4-уровневую пагоду 1997-го года постройки.
Есть то ли апокриф, то ли реальная история про Дэна Сяопина, который на вопрос о том, как он оценивает результаты Великой французской революции, ответил, что «пока рано судить, время покажет».
Когда эту историю рассказывают, подразумевается, что Китай – это страна и цивилизация настолько древняя и великая, что живет она в совершенно ином, непонятном нам масштабе времени, и судит о происходящем с высоты опыта тысячелетий.
Но в Лицзяне у меня сложилось впечатление, что Китай живет и дышит современностью. Девушки в коротких юбках, фотки на айпэды, непременные палки для сэлфи и сэлфи на фоне старой водяной мельницы и узких улочек, посиделки в кафе, сувениры и даже полковник Роджерс и фастфуд KFC за углом. Глобализация шагает, правда, здесь она пока специфическая внутрикитайская: без фейсбука, гугла да и инстаграм тоже запретили после протестов в Гонконге. И, конечно, очень давно я нигде в мире не чувствовал себя со своим неплохим английским настолько безъязыким и неспособным объясниться ни с кем и ни о чём.
В общем, очень интересное место, хоть и очень туристическое, в очень интересной стране. Не знаю, доведется ли ещё в Лицзян вернуться, но я рад, что там случилось побывать. В голове сложился образ Китая, гораздо более человечный и понятный, чем стереотипный образ в голове абсолютно незнакомого с этой страной человека (то есть в моей голове недельной давности).
Правда, запахи там на улице совсем чужие, новые и незнакомые. Они-то и напоминают, что довелось заехать куда-то очень далеко.
—->8—-
Остальные фотки из Лицзяна здесь.
На этом про Лицзян — всё! Всем привет из …