13 мая, 2015
Провинция у моря.
лучше жить в глухой провинции у моря.
Иосиф Бродский.
Доброго времени суток всем, читающим мой блог после праздников и выходных дней! Кому как, а мне повезло (наконец-то) провести их на западных рубежах России (вот такой стиль получается в первой половине месяца мая). Город Калининград, бывший Кёнигсберг.
Поскольку к термину «Калинин» я отношусь, мягко говоря, нейтрально-неодобрительно/негативно, то почему-то продолжаю называть этот город «Кёнигсград». И, что интересно, все всё понимают.
Прав, очень прав был «старик Бродский». Он же сказал — «лучше жить в провинции у моря». Слово «глухой» я специально убрал, поскольку в эпоху современного наземного и воздушного транспорта К-Градскую область очень сложно назвать «глухой провинцией». Самолёты летают, машины ездят, поезда тоже туда-сюда перемещаются, причём всё это регулярно.
На запрос «MOW KGD» (что есть «все аэропорты Москвы — Храброво», это местный аэропорт) гуглы-яндексы сообщают «11 или более рейсов в день». Хммм, отвлекаюсь — а что там, например, будет по «Бостон — Нью-Йорк»? Ага, 33+ рейсов — всего в 3 раза чаще. Так, а «KUL — SIN» (Куала-Лумпур — Сингапур)… Ага, 38+ рейсов.. Пекин-Шанхай уже 49+ рейсов в день, Токио-Осака 57+… Копать можно дальше и глубже, но 11+ рейсов в день для околомиллионной области — это очень-очень неплохо и показательно.
Итак, Бродский и К-Град.
Согласно исследованиям уважаемых бродсковедов, его «Открытка из города К.» и многие другие известные произведения получились именно здесь, под влиянием местного климата и других ярких впечатлений. Не исключено, что и «Письма римскому другу» тоже.
1. Светлогорск. Название-то какое красивое! И город тоже.
В общем, проверено лично: Бродский не ошибался, Кёнигсград и окрестная область — это очень правильное и хорошее место. Не слишком суровый климат, очень вкусный воздух (морской северо-западный ветер), весьма симпатичная природа, а Куршская коса — просто очень красиво и здорово! А как здесь кормят! А виды на закат! И дороги (не везде, но много) — новые и вполне приличные. Ах, уезжать не хотелось.
За три дня осмотреть удалось не так чтобы очень много, но вот что больше всего запомнилось.
Лесной: первые впечатления о Куршской косе сразу из аэропорта, знакомство с дюнами, обильно смазанное очень-очень вкусным обедом. По мнению местных жителей на степень вкусности обеда решающе повлияла погода и воздух, который в этот день был бодряще-солёным, но согретым и «подкрашенным» тёплым весенним солнцем и цветущей растительностью.
Закат в Светлогорске. Восхитительно! Правильные закаты потому и правильные, поскольку они правильные.
Прогулка на катере по судоходному каналу в Калининградском заливе. Направо-налево смотреть не надоедает. Обширный морской порт, густо населённый стреловыми кранами. Тут природа, напротив эсминцы в Индию строят. Потом наоборот — напротив природа и «парковаться ни-ни, охранная зона», а тут вот производства совсем свежие понастроены. И перелётные птицы-лебеди отдыхают.
13. Тот самый «Мстислав Келдыш». Припаркован в К-Граде:
Предпарадный осмотр военной эскадры и личное посещение эсминца «Настойчивый». Старенькие, но убедительные сооружения. Одна такая штука простреливает насквозь всю Балтику. Иногда военная мощь зашкаливает [мой] разум…
27. Вот эта хрень палит 130-миллиметровыми снарядами со скоростью 90 выстрелов в минуту:
30. А вот эта зенитная штука «плюётся» со скоростью 4тыс. выстрелов в минуту. Служивые говорят, что штука старая, современные «выдают» более 10тыс. выстрелов.
31. Всё медно-бронзовое ослепительно блестит:
32. По сути сей миноносец ходит на паровом (!) двигателе. Почему не дизель — неясно, вероятно из-за надёжности, неприхотливости и экономичности.
Баня и горячий бассейн. Фоток нет, и не ждите! :) Но «Баньки» в К-Граде — весьма достойное место.
Куршская коса. Ну, это вообще отдельная история.
Прежде всего, осмотр дюн и сопутствующих природностей. Для этого здесь есть два самых известных места — высота Эфа и высота Мюллера. Оба — фигня для туристов. Настоящий исследователь идёт на близкий контакт с дикими песками! Там — Марс и космос. Ветер и пейзажи. Круть.
Танцующий лес. Как там так природу вывернуло, что на соседней делянке растут нормальные «человеческие» прямые сосны, а вот тут происходит какое-то неизведанное таинство, скручивающее деревья в совершенно уродливые формы? Ну, народ всегда любил глазеть на разное уродство, я — не исключение. Деревья-инвалиды, да.
Орнитологическая станция. Вот как оказывается! Орнитологи — это сила. Они могут выжить даже в странах неожиданных политико-экономических изменений. Они продолжают ловить причек, окольцовывать и измерять их, а потом выпускать обратно и собирать замеры с других окольцованных (неважно где — у них «нэтворк») пернатых созданий. Меж прочим, эта самая древняя станция, действует аж с 1901 года.
Ну и прочие увеселения вдоль дороги. Лесные, песчаные, туристические. Малым дитёнкам очень нравится. Особенно кабаны у дороги: стоят, подхрюкивают, еду выкабанивают.
Форт №5. Масштабно, воинственно, фортификационно. Впечатляет. Как мощью укреплений, так и продуманностью коммуникаций. Старая немецкая вентиляция работает до сих пор — дышать можно, затхлости нет до самых глубин старого сооружения. О долгой военно-исторической жизни объекта читайте интернеты, там есть и много.
Хутор Мушкино. Сельские просторы, дороги в поля-раздолья… И тут — хутор. Ой, как это будет по-немецки называться? Неважно. Заново отсроенное, отремонтированное, покрашенное и отполированное именье. Вкусно кормят, вокруг погулять есть куда. Детям — детская площадка, откуда их и на десерт не выковыряешь, а для их родителей — пострелять по тарелочкам, половить рыбку в пруду, покормить лам и оленей. Волшебно.
На закуску — символ К-Града, Кафедральный собор и ритуальное возлияние на могиле российского подданого Иммануила Канта.
А какие здесь классные дороги! Прям точно Европа, на в основном разбитые авто-сообщения «материковой России» не очень похоже.
Ну, время возвращаться домой в Москву, а как не хочется! «Лучше жить в провинции, у моря».
Остальные фотки здесь.