Как добывается уголь: разрез Берёзовский.

Вы обратили внимание, что на Назаровском разрезе мы ни разу уголь не потрогали? То есть мы посетили мощное угледобывающее предприятие, но сам чёрный уголь не увидели! Как так?

Объясняю. Главный объект на Назаровском разрезе — это уникальный механизм по перекладыванию пустых песчаных пород с одного места на другое. Трёхсегментная конструкция длиной 500 метров и весом почти 10 тысяч тонн — полный восторг и отвал челюсти! Вот на него-то и ушло всё наше экскурсионное время. А настоящий большой чёрный уголь мы вполне ощутили на Берёзовском разрезе. Смотрите сами!

Добыча здесь ведётся немного иным способом, поскольку и толщина пустой породы («вскрыши») поменьше, да и угля здесь побольше: угольный пласт мощностью аж до 60 метров.

Итак, декларирую наши основные цели на «Берёзовском»: потрогать настоящий уголь в самом настоящем угольном разрезе, да по уникальной технике погулять и поудивляться. Сразу сообщаю, что все поставленные задачи были успешно выполнены!

Вон там какой-то вроде бы невзрачный механизм в чём-то копается — туда и пойдём.

Однако, если к этому «невзрачному механизму» с другой стороны приглядеться, то как-то начинаешь понимать масштабы мероприятий…

А если совсем вблизи? То опять размеры горнодобывающей техники иногда с трудом влезают в широкоугольный объектив моего фотика!

// Кстати, о предыдущей картинке. Вы, конечно, не заметили, что там у роторного ковшемёта для масштаба маленький человечек поставлен? Ну, так вернитесь и посмотрите!

А дело, значит, такое. Даже вот такие махины могут добывать (срезать пласт угля) максимум 30 метров в высоту. А поскольку здесь толщина угольных залежей аж 60 метров, то работают эти махины в паре — одна на верхнем срезе, вторая чуть ниже:

И называется эта уникальная мегаконструкция «ЭРШРД-5250». Построено в СССР.

Вот краткие технические характеристики этого роторного экскаватора ->

Вес машины = 4500 тонн;
Высота махины = 51 метр (17 этажный дом);
Диаметр роторного колеса = 11,5 метров (поменьше Назаровских 16 метров, но тоже огого!).

А также (цитирую) => «На роторном колесе установлено 22 ковша, каждый емкостью 600 литров. За минуту роторное колесо делает более 40 оборотов. За час агрегат добывает 4500 тонн угля».

Экскаватор самоходный, но не на гусеницах (как в предыдущих рассказах), а на этаких «металлолыжах», которые упираются в грунт, приподнимают всю конструкцию чуть вверх, переносят её чуть дальше, опускаются и возвращаются в исходное положение.

А когда просто работа, если шагать никуда не надо, то добытый уголь рутинно отгружается на ленту транспортёра, который и доставляет добытое богатство потребителям этого процесса. Вот такая машинка.

Что ещё интересного. Такие экскаваторомашинки уникальны, вроде бы никто больше в мире этого не производит. И сделаны они были на Заводе им.Жданова (чур меня!), в городе Мариуполь, СССР. Да, бывало и такое. В 198x-е года, на этапе издыхания несостоявшегося марксистско-коммунистического эксперимента, мы всё ещё умели делать вот такие механизмы. Горжусь (поскольку это наша история) и надеюсь (поскольку умели же!)

Кстати, сборка и монтаж этого оборудования заняли аж два(!) года.

Само собой, данная конструкция потребляет уйму электричества, посему вот специальное помещение с генераторами:

И прочие виды на эту чудо-технику:

Ну а теперь фотки с воздуха, чтобы посмотреть на всё это с другого ракурса.

На нижнем ярусе тоже похожая техника трудится:

Тонкие полоски — это ленты транспортёра-конвейера, по которому уголь отправляется потребителям: Берёзовской ГРЭС и местному производству углесодержащих материалов.

Общая длина магистрального конвейера от разреза до ГРЭС составляет аж 15 км, а отгруженный в забое уголь поступает на ГРЭС за 1 час 20 минут (данные от местных инженеров).

Вот такой необычный объект:

«Вскрыша» (пустая порода над угольным пластом) здесь не слишком мощная, посему её снимают экскаваторами попроще (не как на Назаровском разрезе) и перевозят самосвалами.

Кладбище старой техники. Эх, сколько же всего понастроено было!

А также нам рассказали, что уголь делится на «молодой» и «старый» — возраст которого более 300 млн лет. На наши вопросы про кости динозавров и что их иногда находят в пустой породе местные горняки подтвердили, что это правда. Однако обнаружение динозаврьих костей приводит к производственной катастрофе, поскольку на данном участке добыча прекращается, вызываются палеонтологи, которые кисточками «в час по чайной ложке» начинают расчистку «динозаврьего» места. И что иногда даже бывают случаи «палеонтологического рэкета», когда уважаемые учёные блокируют дальнейшую разработку некоторых участков по вроде как надуманным причинам. Возможно, что это не так, или же я что-то неправильно расслышал, но горняки при упоминании остатков динозавров грустнели и печально разводили руками.

Ну и прочие красивые фотки для полноты картины:

Огромное спасибо руководству разреза за тёплый приём и интереснейшую экскурсию!

И назад в Красноярск, в гостиницу, на этот раз над бесконечными полями рапса:

На этом наш июльский экспресс забег по промышленным объектам Красноярского края заканчивается. Всё — прилетели в Красноярск!

До вылета домой у нас оставалось немного времени осмотреть окрестности краевой столицы. Поэтому экскурсия по Енисею и окрестностям:

Вид на реку Мана — приток Енисея:

А там по воде народ десятками кто на чём сплавляется — на рафтах, байдарках, сапах. «Водный поход выходного дня»:

И далее просто фотки, что попало в кадр:

Домой приехал не с пустыми руками, а тематическими, не побоюсь этого слова — кастомизированными :) сувенирами-подарками: рабочий комбинезон и пара именных касок:

Прочитать комментарии 0
Оставить заметку