27 августа, 2025
Все в Третьяковку на Брюллова!
Неожиданно и сразу зайду с козырей: вот фотка самой знаменитой картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»:
Дело в том, что в целях повышения общего культурного уровня мы с группой коллег в только что прошедший понедельник совершили художественно-просветительский поход в Третьяковскую галерею на выставку этого знаменитого художника.
И не просто сходили, а наслушались самых разных историй о его творчестве, работах, разных незаметных деталях в картинах и о прочих исторических и художественных темах. По результату этой почти двухчасовой экскурсии у меня родилась мысль, что максимальный 200%-й эффект от посещения хорошей выставки — это только наполовину сама экспозиция. Вторая половина — как тебе это преподносят, как повезёт с экскурсоводом.
Нам с этим весьма и весьма повезло, поскольку рассказывал и показывал не просто экскурсовод, а — внимание! -> заведующая отделом живописи XVIII — первой половины XIX века, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник культуры РФ — прошу любить и жаловать: Людмила Алексеевна Маркина (здесь про неё подробнее).
Очень и очень интересная женщина! Знает такие детали по своей специализации, что слушать её собирались не только мы всей толпой, но и вообще все(!) смотрительницы залов, где шла экскурсия. У Людмилы Алексеевны есть личный ютюб-канал (увы, всё понимаю, но не-ютюба у неё пока нет) — очень рекомендую:
Итак, добро пожаловать на выставку Карла Брюллова!
Посетителей нет не по причине малого интереса к выставке, а потому что по понедельникам музей не работает :) Выходной день у музея. Как мы там оказались? Да нам просто повезло :)
Итак, с чего начать? Да с самых главных шедевров — вперёд!
«Последний день Помпеи» — однозначно мега-шедевр мирового уровня. Говорят, что после показа картины Брюллов на следующее утро проснулся знаменитым.
А какие детали, если присмотреться! Как выписаны фигуры, движения, лица — шедевр!
Все смотрят в разные стороны, и только эта девушка «заметила наблюдателя» — и смотрит зрителю прямо в глаза:
Кстати, непонятно, а кто несёт ящик со скарбом на заднем плане? А, неважно! Есть и другой «картиноляп», но винить художника здесь невозможно — он же не вулканолог!
Так вот, Помпеи погиб от пирокластического потока (катастрофический выброс огромных масс раскалённого вулканического газа), а потом город был засыпан многометровыми толщами пепла. Что характерно, в подобных мероприятиях лава не участвует. То есть, либо взрыв вулкана с огромным количеством газа и пепла — либо потоки жидкой лавы. Одно с другим одновременно не сочетается, это я вам как вулканолог-любитель гарантирую. Два этих процесса происходят поочерёдно, но никак не единомоментно.
Что ещё интересного — по мотивам этой великой картины стали массово выпускать лубочные поделки по той же теме. Вот, например, «Последний день разрушения города Помпеи»:
Интересно посмотреть внимательней на эти произведения:
Похоже, что авторы этих лубочных копий были с юмором: некоторые герои картины одеты не по-римски, а более современны. И даже с бакенбардами! :)
«Всадница» — ещё один известный шедевр художника. Вот мне только непонятно, а почему все персонажи (включая лошадь и собак) — они все «живые», в движении, а всадница осталась неподвижной, как мраморная статуя? Как так и почему? Ну, кто же теперь ответит…
Интересная история от нашего «экскурсовода-профессора». Однажды из Великобритании пришёл запрос на фотографию этой картины, причём хорошего качества. Причём только морды лошади! Как оказалось, на картине изображена какая-то очень редкая и весьма почитаемая порода арабских скакунов. И Брюллов изобразил этого коня максимально живо и естественно, лучше всех остальных. Такие истории тоже случаются, вот как бывает.
Идём дальше: «Осада Пскова»:
Картина не окончена. Какие-то элементы выписаны просто мастерски, что-то лишь мазками и намёками. Видимо, за это Брюллова прозвали «мастер незаконченной картины» ->
Ну, и много-много-много другого в двух залах, выделенных под экспозицию. Вот, например, два шедевра вместе: картина и… её рама:
«Пери и Ангел» — надо бы изучить эту историю.
«Бахчисарайский фонтан». Какой же симпатичный гарем, однако!
«Смерть Инессы де Кастро». Тоже, наверняка, очень интересная история. Оставляю на факультативное ознакомление.
Вот так бывает, что всё весьма очень даже хорошо, но некоторые произведения просто «цепляют по полной». Например, вот этот портрет какого-то давно забытого итальянского адвоката:
Не знаю почему, но меня «вштырило».
Множество женских портретов, которые местами почему-то очень напоминают друг друга. Этот — не напоминает.
А вот эти черты лица — весьма распространены в творчестве художника.
Если присмотреться… Тринити, это ты?
Да, уровень культуры после посещения выставки у нас повысился однозначно! :)
Да и вы тоже сходите, не пожалеете.
Все в Третьяковку!
Лучшие фотографии с выставки Карла Брюллова в высоком качестве здесь.