25 февраля, 2025
Об актуальном из Екатеринбурга.
Телефонное мошенничество всем уже настолько осточертело, что даже Председатель Центрального банка России Эльвира Набиуллина собрала по этому поводу целое публичное совещание в рамках прошедшего в Екатеринбурге форума по кибербезу в финансах. Меня тоже привлекли к мероприятию, я с удовольствием согласился, по мере сил развлекал публику тематическими шутками и прибаутками. Да-да, вы не ослышались. Я умею разговаривать весело и нескучно даже на такие совершенно непозитивные темы.
Что я сообщил уважаемой публике. Что, во-первых: за 2024 год по сравнению с 2023 годом:
✅ доля российских пользователей, которые столкнулись со звонками с подозрением на мошенничество (по данным нашей телеметрии), выросла с 43% до 60+%. Вывод: плохо и очень плохо. 1) Активность телефонных мерзавцев выросла на 50% — то есть бизнес у них растёт по полной программе.. 2) 60% говорит о том, что они ещё не всем позвонили :(
✅ мы фиксируем быструю миграцию из «просто звонок на номер телефона» в мессенджеры. Вотсап, Телеграм и вот такое прочее. Плюс после запрета на интернет-звонки на телефон выросло количество зарубежных звонков.
✅ резко выросло количество дипфейков: мерзавцы начали подделывать голосовые сообщения. Что интересно, волна поддельных голосовых сообщений началась, кажется, в Южной Америке — а потом уже перекинулась на все остальные регионы.
✅ ну и последнее телефонно-мошенническое новшество: они предлагают, настаивают и принуждают своих жертв поставить «новое полезное приложение» на свой телефон. Само собой, это же троян! Который потом всё украдёт и вышлет своим хозяевам. Что дальше? А они продолжат ваши диалоги по вашим же контактам, установят альтернативные беседы по вашим же темам — и тем или иным образом украдут ещё больше ваших (и не только ваших) денег (но от вашего имени).
Нравится? Мне не очень…
Что делать? Наращивать оборону. С этой заразой можно и нужно бороться техническими средствами. Прежде всего — прикрывайте свой смартфон надёжной защитой и фильтруйте звонки. Мы понимаем, что происходит на стороне жертвы, а операторы связи видят картинку с точки зрения предоставления телефонного сервиса. Вместе можно весьма эффективно бороться с этим телефонным злом. Плюс регуляторы, которые обяжут коммерческие компании помечать свои рекламные звонки (а вдруг получится?).
С мессенджерами сложнее. Решением проблемы было бы фильтровать коннекты по принципам фильтрации спама в обычной электронной почте. То есть, как и в почте проверять контент и выбивать сообщения/звонки, которые носят откровенно вредоносное содержание. Однако для этого нашим алгоритмам нужно получить доступ к звонкам/переписке в мессенджерах. Увы, сейчас это технически невозможно или крайне затруднено. Что делать? Пока не знаю.
Но, однако, уверен — мы найдём техническое решение, как… ну, не избавить мир от телефонного беспредела, но по крайней мере в разы снизить ущерб от деятельности телефонных мерзавцев. А потом их всех вычислить — и чтобы наказание было неизбежным. Но это не сразу. Пока нужно включить режим паранойи и никому не сообщать ничего личного. А как правильно и оптимальней вести себя по телефону — про это будут отдельные истории.
Возвращаемся к мирскому: у нас на Форуме была своя лаундж-зона!
Что предлагали? А вот что:
Всё на этом про февральский Екатеринбург и Форум. Движемся дальше, но совсем недалеко, зато очень интересно и познавательно!